ИОАНН ДАМАСКИН
ИОАНН ДАМАСКИН
кон. 7 в. — ок. 754) — визант. богослов и философ. Родом из Дамаска. Выступил идейным руководителем т.н. иконопочитателей — защитников крупн. монастыр. землевладения. Отстаивал тезис о превосходстве духов. власти над светской. И. Д. принадлежат многочисл. соч. философск. и богослов. хар-ра («Источник знания» и др.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Иоанн Дамаскин
(ок. 675–753) – отец и учитель Церкви. Родился в Дамаске, но покинул его и стал монахом в обители близ Иерусалима, где и скончался. В истории православного богословия роль И. Д. определяется его трудами систематического характера. Он – автор обширного догматического свода «Источник знания», третья часть которого («Точное изложение православной веры») подытоживает святоотеческий богословский опыт предшествующих веков. Это сочинение сыграло большую роль в развитии богословской мысли как христ. Востока, так и Запада. В Х в. оно было переведено на слав. язык и стало доступно русским православным. И. Д. получил известность также благодаря своим духовным стихам (некоторые из них стали церковными песнопениями) и критикой иконоборцев, отвергавших почитание святых икон. Память его 17 декабря по нов. ст.
Источник: Краткий православный словарь.
ИОАНН ДАМАСКИН
ок. 675-753 гг.) — один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок. 736 г. принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях» ) и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Автор трех защитительных слов в поддержку иконопочитания, в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Наконец, церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени. составление «Октоихи» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям. Память 4 (17) декабря.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ИОАНН ДАМАСКИН
´Ioannns o Damasxnnos) (ок. 675 - между 749 и 753) - христ. богослов и церк. писатель. Род. в Дамаске в зажиточной христ. семье и, возможно, был нек-рое время финанс. чиновником при дворе халифов. Активно выступал против иконоборчества, а также против манихейства и несторианства. Осн. соч. - "Источник знания" - состоит из 3 частей; "Диалектики", где И. Д. доказывает, что логика есть инструмент богословия, как и философии; книги "О ересях"; "Точного изложения православной веры". И. Д. принадлежат также полемич. и др. соч., в т. ч. церк. песнопения. Вопрос о принадлежности И. Д. романа о Варлааме и Иоасафате спорен. И. Д. не оригинален и ставил своей задачей лишь систематизацию богословского учения своих предшественников. Он выдвинул мысль о том, что философия должна быть лишь "служанкой богословия". Части "Источника знания" были переведены на слав. (10 в.) и лат. (12 в.) языки; в 16 в. труды И. Д. переводил на рус. язык Андрей Курбский. Причислен церковью к "лику святых". Соч.: PG, v. 94-96; в рус. пер. - Полное собр. творений св. Иоанна Дамаскина, т. 1, СПБ, 1913. Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 476-86.
ИОАНН ДАМАСKИН
(ок. 675 – ок. 780) – преподобный, знаменитый писатель и церковный поэт. Св. Иоанн Дамаскин в молодости служил при дворе халифа и был правителем города Дамаска. Родом из Сирии, он жил в середине VIII столетия, когда в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а почитатели их сурово преследовались. Будучи высокообразованным человеком и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин убедительно писал в защиту православного почитания икон. Греческий император Лев Исавр, убежденный иконоборец, приказал своему писцу изучить почерк св. Иоанна и как бы от его имени написать письмо, адресованное византийскому императору, в котором Иоанн якобы предлагает свои услуги Исавру в свержении халифа. Это подложное письмо император Исавр отослал халифу в доказательство своей дружбы и измены Иоанна Дамаскина. Восточный деспот, не разобрав дела и не приняв объяснений Иоанна, приказал заключить его в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо. Имея с собой в тюрьме икону Божией Матери, св. Иоанн положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился перед иконой, изливая свое горе. Во сне Пречистая Дева явилась страдальцу и, милостиво взирая на него, сказала: «Вот, рука твоя здорова, не скорби более». Иоанн проснулся и с радостным изумлением увидел, что отсеченная рука приросла к своему месту и стала здоровой, как и раньше. Остался только узкий шрам, напоминавший о казни. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице, в душе Иоанна сложилась песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...». Эта песнь до сих пор поется в храме. Весть о чуде дошла до халифа, и он, вызвав Иоанна, терпеливо разобрал его дело и убедился в его невинности. Сознавая себя виноватым перед Иоанном, халиф, чтобы загладить свою несправедливость, предлагал ему крупную награду и высокие почести. Но Иоанн, осознав, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. В благодарность Божией Матери он заказал из серебра изображение кисти его руки и прикрепил ее к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона получила название «Троеручица».
Раздав свое имущество, он в одежде простолюдина удалился в обитель св. Саввы Освященного на расстоянии 25 километров на юго-восток от Иерусалима. Так как Иоанн был очень знаменитым человеком, никто из монахов лавры св. Саввы не решался брать его к себе на послушание. Наконец, один старец согласился им руководить с условием, что Иоанн ради смирения больше ничего не будет писать. Иоанн согласился и начал жить и трудиться в монастыре, как обыкновенный инок.
Через несколько лет у одного монаха, дружившего с Иоанном, умер отец, и он попросил Иоанна написать для него какую-нибудь заупокойную молитву. В приливе вдохновения св. Иоанн написал молитвы-гимны, которые до сих пор поются в храме при отпевании.
Узнав, что Иоанн нарушил послушание, на него наложенное, и написал молитву, старец разгневался на него и хотел изгнать из монастыря. Тогда вся братия обители стала просить за Иоанна. Старец согласился простить ослушника с условием, что он своими руками вычистит все грязные места в обители. Св. Иоанн смиренно исполнил это суровое требование своего старца. После Богоматерь явилась во сне старцу и сказала: «Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию». Проснувшись, старец понял, что Богу угодно, чтобы Иоанн Дамаскин посвятил себя писательскому труду.
С тех пор уже никто не препятствовал Иоанну писать богословские сочинения и составлять богослужебные молитвы. В течение нескольких лет непрерывных трудов он обогатил Церковь многими сочинениями, молитвами и богослужебными канонами, до сих пор украшающими православное богослужение. Многие песни пасхального, рождественского и других праздничных богослужений принадлежат его перу. Им же составлен Октоих (Восьмигласник), употребляемый на воскресных богослужениях. Будучи проникновенным богословом, св. Иоанн Дамаскин написал знаменитую книгу «Точное изложение православной веры», в которой суммировал основные истины христианства. Скончался он в возрасте 104 лет. Память 4 (17) декабря.
Раздав свое имущество, он в одежде простолюдина удалился в обитель св. Саввы Освященного на расстоянии 25 километров на юго-восток от Иерусалима. Так как Иоанн был очень знаменитым человеком, никто из монахов лавры св. Саввы не решался брать его к себе на послушание. Наконец, один старец согласился им руководить с условием, что Иоанн ради смирения больше ничего не будет писать. Иоанн согласился и начал жить и трудиться в монастыре, как обыкновенный инок.
Через несколько лет у одного монаха, дружившего с Иоанном, умер отец, и он попросил Иоанна написать для него какую-нибудь заупокойную молитву. В приливе вдохновения св. Иоанн написал молитвы-гимны, которые до сих пор поются в храме при отпевании.
Узнав, что Иоанн нарушил послушание, на него наложенное, и написал молитву, старец разгневался на него и хотел изгнать из монастыря. Тогда вся братия обители стала просить за Иоанна. Старец согласился простить ослушника с условием, что он своими руками вычистит все грязные места в обители. Св. Иоанн смиренно исполнил это суровое требование своего старца. После Богоматерь явилась во сне старцу и сказала: «Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию». Проснувшись, старец понял, что Богу угодно, чтобы Иоанн Дамаскин посвятил себя писательскому труду.
С тех пор уже никто не препятствовал Иоанну писать богословские сочинения и составлять богослужебные молитвы. В течение нескольких лет непрерывных трудов он обогатил Церковь многими сочинениями, молитвами и богослужебными канонами, до сих пор украшающими православное богослужение. Многие песни пасхального, рождественского и других праздничных богослужений принадлежат его перу. Им же составлен Октоих (Восьмигласник), употребляемый на воскресных богослужениях. Будучи проникновенным богословом, св. Иоанн Дамаскин написал знаменитую книгу «Точное изложение православной веры», в которой суммировал основные истины христианства. Скончался он в возрасте 104 лет. Память 4 (17) декабря.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ИОАНН ДАМАСКИН
арабское имя Мансур, ок. 674 – 749/750) – уроженец Дамаска, столицы халифата Омейядов, гимнограф и богослов, стремившийся к созданию целостной системы ортодоксального христианства, вождь иконопочитателей. В «Житии Иоанна Дамаскина» сообщается о его отце, занимавшем важный пост в финансовом ведомстве халифа, об учебе в отцовском доме, о занятиях грамматикой, арифметикой, этикой, диалектикой, астрономией вместе с приемным братом Косьмой. Покинув Дамаск, Иоанн стал монахом монастыря св. Саввы близ Иерусалима и неофициальным советником иерусалимского патриарха. На протяжении всей своей жизни он вел непримиримую борьбу с несторианами, манихеями и иконоборцами, доказывая, что Бога, принявшего человеческую плоть и жившего среди людей, изображать необходимо «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого». Дамаскин рассматривал иконы как символ, приводящий молящегося к прообразу, как «писания для неграмотных» заменяющие им книги. Он предлагал ввести строгие правила – каноны, – которые не позволяли бы живописцам обращаться к личным, субъективным впечатлениям в процессе создания всеобщих образов. Иконоборцы называли его «сочинителем зла», первым поборником «иконодумии». К богословским трудам Иоанна Дамаскина, оказавшим влияние на западноевропейскую схоластику (Фома Аквинский), относятся «Диалектика», трактаты «О ересях» и «Точное изъяснение православной веры». Последующие богословы дали общее название всем трем сочинениям – «Источник знания», цель которого – снабдить образованных христиан суммой научных сведений о предметах веры и устройстве мироздания. В «Диалектике» Иоанн Дамаскин дал шесть определений философии («познание сущего», познание божеского и человеческого», «попечение о смерти», «уподобление богу», «начало всяческого искусства ... и всяческая наука», «любовь к мудрости»), назвав «истинной философией» «любовь к Богу». Он изложил основные логические понятия, использовав труды Аристотеля и его комментаторов. О содержании трактата «Точное изъяснение православной веры» говорят названия его глав («О свете, огне и светилах – солнце, луне, звездах», «О воздухе и ветрах», «О водах», «О способности воображения», «О способности памяти» и т.д.), в которых отражены христианские представления о мироустройстве: Бог – извечное непознаваемое начало, создавшее природу и человека из разумной души и плоти; Земля – шар, окруженный тремя неподвижными небесными сферами и омываемый Океаном, который дает воду морям и рекам; семь планет вращаются в противоположную движению Земли сторону; облака и дожди являются результатом парообразного действия Солнца и т.д. В повествование вводятся цитаты, всевозможные выписки преимущественно из Священного Писания и из трудов «испытанных наставников» – отцов церкви. В разработке теории образа, сыгравшей большую роль в восстановлении иконопочитания, Иоанн Дамаскин опирался на учение Платона о вечных и неизменных идеях, которые воплощаются в «мире вещей». Для византийского богослова образ есть «подобие и парадигма, и изображение чегонибудь, показывающее то, что на нем изображено». Он отмечает близость образа к оригиналу, но не считает его точной копией. Дамаскин выделяет шесть видов образов (образцов): естественный образ (сын по отношению к отцу), божественный замысел (мысль в Боге о мире), человек как образ и подобие Бога, знаковый образ (пророческие знаки и знамения), дидактический образ (как воспоминание о прошедшем, «о чуде и добродетели... или о зле»). Рассматривая изображение как частный случай образа, а икону как частный случай изображения, он призывает воспроизводить все события из земной жизни Иисуса Христа: через лицезрение иконы, содержащей «божественную благодать», человек как бы приобщается к мистическому единению с Богом. В гимнографии Иоанн Дамаскин следовал раннехристианским традициям, от которых отказался Роман Сладкопевец. Он вновь ввел в литургическую поэзию классическую античную просодию (соотношение слогов по ударности, долготе или высоте) и усложнил структуру канона, добавив акростихи. Его лирика отличается, утонченностью стихотворной формы, рассудочностью, сквозь которую нередко прорываются выразительные интонации. Церковная традиция приписывает Иоанну Дамаскину музыку к его гимнам и создание системы ихосов. Он упорядочил литургию и систематизировал песнопения, заимствованные из сирийской церкви. В словаре Суда о нем говорится как об «одареннейшем муже, дышащем прекрасной музыкой». Литургическая поэзия Иоанна Дамаскина вошла в православную литургию Древней Руси. К его лирике обращался А.К. Толстой, переложивший знаменитый заупокойный гимн «Как сладость житейская все привременных пристрастие» («Какая сладость в жизни сей земной печали не подвластна»). С.И. Танеев создал лирикофилософскую кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А.К.Толстого (1884 г.). Византийскому богослову посвятили свои кантаты и оратории В.С. Калинников (1892 г.), М. Чернов (1906 г.), Б. ФитигофШель (1879), Д. Шведов (1918).
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012