Иоанн Эфесский

Найдено 1 определение
ИОАНН ЭФЕССКИЙ
ок. 506/507 – 586) – уроженец Амиды, центра монофиситства на Востоке, церковный историк, называвший себя «сокрушителем идолов» – язычников. В 528 – 829 гг. он был рукоположен диаконом, в 30 – 00е гг. побывал в Палестине, Сирии, Египте, несколько раз посетил Константинополь (545 – 548, 562 – 263), где сблизился с руководителями монофиситского центра, которым покровительствовала императрица Феодора. Она познакомила Иоанна с Юстинианом, с которым он, по его словам, поддерживал тесные связи в течение 30 лет и выполнял поручения императора (сжигал книги еретиков и язычников, конфисковывал их имущество, уничтожал произведения античного искусства). Между 555 – 558 гг. он стал епископом острова Эфес, а затем главой Асийской митрополии. При императорах Юстине II и Маврикии началось преследование монофиситов. Иоанн Эфесский был сослан, дважды заключен в тюрьму (с мая 571 по конец 577 г., 578 – 879). Он умер в заключении в Халкидоне, где и был погребен. Иоанн Эфесский был автором «Церковной истории» и агиографических сочинений («Книги историй о святых», «Книги о гонениях», «Книга историй о житиях святых восточных»), посвященных «подвигам духовного героизма» константинопольских монахов, египетских анахоретов, подвижников Амиды, скитавшихся по монастырям Востока и прятавшихся в пустынях и горах, а также руководителей монофиситского движения в VI в. (Иоанна Телльского, патриарха Севера и др.). В «Церковной истории» в трех частях (каждая из 6 книг) освещены события от Юлия Цезаря (100 – 04 до н.э.) до 585 г. – третьего года правления императора Маврикия. Автор воспринимает исторический процесс как борьбу добра и зла, бога и дьявола, а все катаклизмы (войны, землетрясения, эпидемии чумы) объясняет наказанием провидения за людские грехи. Исторические события, современником которых был Иоанн Эфесский, изложены тенденциозно: он не скрывал своей ненависти к противникам монофиситов, но считал виновниками гонений не императоров, а патриархов. Эта нетерпимость к инакомыслящим оказала влияние на подбор фактов и на характеристики исторических лиц, за исключением императоров, которых он изображал разумными и добродетельными правителями. Иоанн Эфесский с гордостью говорил о «государстве ромеев» и мечтал о создании всемирной «христианской империи» во главе с византийским монархом – покровителем всех христиан независимо от их национальной принадлежности. В то же время он не скрывал своей антипатии к аварам, готам, чьи намерения были гибельными для христистианства, славянам, взявшим «много укрепленных городов на своем пути» и владевших оружием «лучше, чем римляне». Исторический материал в сочинении Иоанна Эфесского изложен бессистемно, с обилием оскорбительных выпадов против врагов монофиситской церкви, искажением некоторых фактов. Однако автор использовал много греческих и сирийских источников, документов (правительственные эдикты, послание Антиохийского собора 585 г. и др.), рассказов очевидцев, собственных наблюдений о событиях 571 – 185 гг., был точен в датах, указывая число, месяц и день недели. Его труд не только раскрывает историю монофиситства, но и дает представление о социальных и идеологических основах борьбы христианства с язычеством на последнем этапе.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012