ИОАНН ФИЛОПОН
ИОАНН ФИЛОПОН
ок. 470 – ок. 550) – уроженец Кесарии Понтийской, грамматик, христианский теолог, увлекавшийся неоплатонизмом, представитель александрийской философской школы. Одним из его учителей был известный в то время софист Аммоний. Став профессором александрийской высшей школы, главного оплота языческой науки, Филопон боролся за ее христианизацию. Он был автором многих трудов по самым разнообразным дисциплинам. Он составил комментарии к сочинению математика неопифагорейского направления Никомаха (ок. 100 н.э.) «Введение в арифметику», к «Физике» и «Метеорологике» Аристотеля, подвергнув критике аристотелевскую теорию падения тел. Филопон разработал теорию происхождения землетрясений, занимался решением задач о квадратуре круга и удвоении куба, издал курс лекций своего учителя об Аристотеле и его сочинениях, написал историкограмматические схолии (примечания) к Библии. Ему принадлежит трактат об ударениях, содержавший перечень тех слов, которые изменяли значение в зависимости от ударения. Из философских сочинений Иоанна Филопона наиболее известен трактат «Против Прокла по вопросу о вечности мира», в котором он оспаривал платоновскую концепцию создания мира, разделяя космогонические представления Василия Кесарийского (неподвижная шарообразная Земля находится в центре Вселенной; вращающиеся небеса состоят из воды и воздуха, образующих твердь). Но он отрицал вечность и утверждал, что природа происхождения небесных и земных предметов одинакова. В труде «О сотворении мира» Иоанн Филопон обратился к жанру Шестоднева, попытавшись объединить античные (языческие) и христианские воззрения, за что после смерти церковь прокляла его как еретика. Учение Иоанна Филопона было воспринято сирийцами и через них перешло к арабам. К его трудам обращались Агафий Миринейский, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и др.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012