Иоанн Глазатый

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоанн (Глазатый)

священ., 20 лет бывший в плену у казанских татар; написал "Историю о Казанском царстве", издан. Академиею наук, 1791 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоанн Глазатый

Иоанн (Глазатый) - первый сочинитель Казанской истории, изданной Академией Наук в 1791 г., под заглавием ""История о Казанском царстве неизвестного сочинителя XVII века, по двум старинным спискам"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Иоанн Глазатый

— первый сочинитель в Казанской истории, изд. Академией наук в 1791 г., под загл.: "История о Казанском царстве неизвестного сочинителя XVII в., по двум старинным спискам".


{Брокгауз}





Иоанн Глазатый


свящ., предполагаемый автор "Истории о казанском царстве", жил в XVI в.


{Венгеров}





Иоанн Глазатый


— Священник, первый сочинитель Истории Казанской, которая, как говорит Татищев, гораздо обстоятельнее, нежели Князя Курбского Летопись о взятии города Казани. Рычков при сочинении своего Опыта Казанской Истории (напечатано 1767 г. в С.-Петербурге) имел разные списки сей Иоанновой Летописи, из коих один, полнейший, сообщен был ему от Историографа Миллера и содержал 91 главу, а продолжен до взятия Казани Царем Иоанном Васильевичем. "Штиль в нем, — говорит Рычков, — старинной, схож с Церковным и внесено в него много таких вещей, которые к Истории Гражданской существенно не принадлежат. Прочие списки такого же штиля и содержания; видно, что учинены из одного подлинника с некоторыми изъятиями и прибавлениями. Сочинитель оной Истории нигде не показал своего имени, но то только объявляет о себе, что взят был в полон, отведен в Казань и там подарен был Царю Сафагирею, у которого был он при Дворе в почтении и в близости 20 лет, и имел случай о всем осведомляться. По взятии ж Казани, вышел он к Царю Ивану Васильевичу, который обратил его паки в Христианство и приобща к Святой Церкви, дал ему для пропитания землю". (Рычкова Опыт, стр. 65 и 67). Лызлов, по замечанию Рычкова, в 3-й книге своей Скифской Истории при описании Казани большую часть заимствовал из Летописи сего Иоанна Глазатого, которая уже и напечатана при Академии Наук 1791 г. под названием: История о Казанском Царстве неизвестного сочинителя XVI столетия по двум старинным спискам. Но издатель на стр. 258 не заметил, может быть, что в его списках целый лист потерян, и потому между словами: токмо возвратишася что возлюби, слил два различные повествования: о Татарине и ученике, и о начале крещения Царей Казанских.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Глазатый, Иоанн

— священник. Ему приписывается "Сказание" или "История о Казанском царстве", обнимающая события от основания Казани до покорения ее царем Иоанном IV в 1552 году, причем о покорении Казани автор говорит как очевидец. Этой "Историей", которая дошла до нас в очень большом количестве списков (до 200), находящихся как в русских, так и в западноевропейских библиотеках (Берлин, Дрезден, Оксфорд), пользовались все писавшие о Казанском царстве и о покорении его Иоанном Грозным, начиная с дьяка Андрея Лызлова, составившего в 1692 г. "Скифскую историю" (издана Новиковым два раза, в 1776 г. и 1787 г., в 3 частях); 3-я книга 1-й части "Скифской истории" состоит из сокращения "Истории о Казанском царстве", приписываемой Г. Впервые сказание Г. было издано в Петербурге Академией Наук в 1791 г. под заглавием "История о Казанском царстве неизвестного сочинителя XVI столетия" с "предуведомлением" Э. С. (предполагают, что это Иоанн Готлиб Стриттер), по двум старинным спискам, хранящимся в Московском Главном Архиве Министерства Иностр. Дел. Следующие издания, по другим спискам, вышли в 1798 г. в Петербурге в "Подробной летописи от начала России до Полтавской баталии" и в 1810 г. в Казани в "Казанском Вестнике" (не окончено). В 1853 г. в приложении ко 2-й Софийской летописи ("Полн. собр. русск. лет.", VI) напечатан отрывок, соответствующий части "Истории о Казанском царстве". В 1902 г. в Казани издано Ф. Т. Васильевым "Сказание о зачатии Царства Казанского и о победах Великих Князей Московских со Царьми Казанскими, преславно содеянных, и о взятии того Царства Казанского от Благочестивого Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, вся России Самодержца. — Славянский текст, изданный по рукописи, принадлежащей Ф. Т. Васильеву, с предисловием, указателем и кратким родословием монгольских и татарских ханов, Н. Ф. Катановым". В 1903 г. "История о Казанском царстве" ("Казанский Летописец") издана Имп. Археографической Комиссией в томе XIX "Полного собрания русских летописей", под наблюдением Г. З. Кунцевича. Том состоит из 2 частей. В первой части напечатан текст более древней, по составу, редакции, а во второй части — текст древнейшего списка, но более поздней редакции, с дополнениями из рукописей позднейших редакций. Текст первой части издан по 3 спискам: Казанской Духовной Академии из Соловецкой Библиотеки (эта рукопись положена в основание), В. И. Срезневского и Имп. Публ. Библиотеки, а текст второй части — по рукописям Румянцевского Музея, Московской Духовной Академии, Академии Наук, Московского Архива Иностр. Дел и Публичной Библиотеки (всего 8 рукописей, причем в основание положена рукопись Румянцевского Музея В. М. Ундольского, древнейший по времени список).



Татищев первый упоминает о священнике Иоанне Глазатом как об авторе сочинения "О доставании и взятии града Казани", более подробном, чем сказание Курбского. Рычков рассказывает об авторе "Истории о Казанском царстве" то, что можно извлечь из самой "Истории": он был взят в плен татарами, отведен в Казань, там подарен царю Сафа-Гирею и был 20 лет при дворе в почтении и близости, имея возможность о всем осведомляться, по взятии же Казани в 1552 г. обращен был снова в христианство и получил от Иоанна IV землю; имя автора "Истории" Рычкову неизвестно. Н. И. Новиков в своем "Опыте словаря писателей" в статье о Глазатом привел показания Татищева и Рычкова, не высказав однако определенно своего мнения о тождестве Глазатого и автора "Истории". Митрополит Евгений в своем "Словаре" первый отождествляет обоих казанских летописцев, что повторяли за ним и последующие историки. В. В. Вельяминов-Зернов в 1863 г. заметил, что указание Татищева об авторстве Глазатого весьма слабое. С. М. Шпилевский в своем исследовании о древнем Булгаре высказал мнение, что Глазатому принадлежит только вышеупомянутый летописный отрывок, напечатанный в приложении ко 2-й Софийской летописи (он вошел в "Историю о Казанском царстве" позднейшей редакции), а не самая "История", написанная другим лицом. Последний исследователь Казанского летописца, Г. З. Кунцевич, говорит об авторстве Г.: "кажется, предположение о принадлежности отрывка священнику Иоанну Глазатому имеет некоторое основание".


Иконников, "Опыт русской историографии", т. II, ч. 2, стр. 1275—1289; "Полн. Собр. Русск. Летописей", т. XIX (предисловие); Г. З. Кунцевич, "История о Казанском царстве или Казанский летописец. Опыт исторического исследования", СПб. 1905.


В. Корсакова.


{Половцов}





Глазатый, Иоанн


летописатель казанск. ист. XVI в., свящ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008