— митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.). Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением папы Климента III, желавшего сблизиться с вост. иерархами (см. подробнее у Неволина: "О митропол. И. II, как сочинителе послания к папе", в "Изв. Акад. Наук", т. II, и у Григоровича: "Послание митропол. И. II", в "Учен. Зап. Акад. Наук", т. I). Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, канонического содержания.
{Брокгауз}
Иоанн II, митрополит Киевский
— митрополит Киевский.
По происхождению грек (по другим предположениям, болгарин).
С 1077 года (по другим источникам, с 1080 года) — митрополит Киевский.
В сан митрополита возведен Константинопольским патриархом Николаем Грамматиком.
Глубокое и всеобщее уважение заслужил митрополит Иоанн в Киеве. Замечательный отзыв о нем дал известный русский летописец преподобный Нестор († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября). Он, восхищенный высокими качествами митрополита Иоанна, говорит, что "подобного ему еще не было на Руси да и не будет; это муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому — богатому и бедному, смиренный и кроткий любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных".
В этой краткой характеристике перед нами встает замечательный облик святителя. Проследим эти характерные черты митрополита Иоанна на примерах его жизни.
Искусный в книгах и учении, он был муж, по словам апостола, учителей. Он хорошо знал Священное Писание и каноны Святой Церкви. В учительстве своем святитель Иоанн следовал всецело учению святой Церкви, наставлял паству свою православным догматам и истинному благочестию. Причем характер его учительства отличался особой мягкостью, смиренным тоном и убедительностью. Таков его ответ на послание антипапы Климента III о церковном единстве.
Важное значение в характере митрополита Иоанна занимает его милосердие в отношении к убогим и вдовицам. Оно выражалось в сочувствии бедствующим и нуждавшимся.
Кроме названных выше качеств святителя, его отличали и другие не менее важные: рассудительность в надзоре за архипастырями, пастырями и паствою. Выражалось это в усердном хранении нравственности, в соблюдении церковных канонов, в ревности с отсечением человекоугодия пред сильными мира сего, в благоговейном отношении к святыням церковным.
Таким образом, святитель Иоанн был истинным пастырем своего словесного стада. Его даже называли "пророком Христовым".
Впервые на Руси митрополит Иоанн стал носить белый клобук, потому что, как полагают историографы, святитель среди митрополитов домонгольского периода представлял собою явление выдающееся и даже исключительное.
О его деятельности в епархии известно лишь то, что в 1086 году он основал храм святого апостола Андрея Первозванного в Андреевском монастыре; в 1087 году торжественно предал погребению тело убитого князя Ярополка Изяславича и освящал храм Михаила Архангела в Выдубицком монастыре; 14 августа 1089 года он освящал "чудную" — Великую церковь Печерскую в честь Успения Пресвятой Богородицы.
31 августа 1089 года митрополит Иоанн скончался.
Труды:
Послание к папе Клименту III, или послание "к архиепископу римскому от Иоанна об опресноцех" // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. — М., 1815. — Ч. 1, с. 86—103. Послание или Правильные ответы к Иакову Черноризцу на разные случаи церковные // Никольский Н. К. Материалы для повторного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв.). — СПб., 1906, с. 211—225.
Литература:
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 28. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 134. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. — М., 1888, пер. 1, с. 76, пр. 101; с. 122, пр. 181; 202—204, 237. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 15. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827.
Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). — М., 1878. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 1, с. 358. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 3, с. 250—252.
Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (приложение к журналу Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., август, с. 174—175.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 2-е изд., с доп. — Чернигов, 1865. — Т. 2, август, с. 144—152.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, август, с. 481. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 19, 32. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 244. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 149. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 16.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 1, с. 88; т. 2, с. 276. Православный собеседник. — Казань, 1858, март, с. 437, 438. — 1866, октябрь, с. 155—162.
Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 8, с. 71.
Хибарин И. Русская Церковь — дружба между народами // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959, № 11, с. 48—51. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 283—285.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 131,132,171.
Творогов О. В. Иоанн (ум. 1089 г.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 206—208.