ИОАНН ИТАЛ
ИОАНН ИТАЛ
ок. 1025 – ? ) – уроженец Калабрии на юговостоке современной Апулии (Италия), выучивший греческий язык и получивший классическое образование в Константинополе. Он увлекался древнегреческой философией (Платон, Аристотель, Ориген и др.), которую изучал под руководством Михаила Пселла, логикой («Органон» Аристотеля), диалектикой, комментировал труды античных философов. После отставки Михаила Пселла и пострижения его в монахи император Михаил VII Дука (1071 – 1078) назначил Иоанна Итала «ипатом философов» в Магнаврском университете. Итал изучал со своими студентами труды Платона, Аристотеля, Прокла, Ямвлиха, Порфирия и др. Он пользовался огромной популярностью в Константинополе, среди его студентов был Евстратий Никейский. По словам Анны Комниной, Итал вызвал смятение в народе, увлек умы некоторых вельмож и даже самого патриарха Евстафия Гариды. В своей книге «Апории и решения» Иоанн Итал первым попытался трактовать теологические проблемы с позиций разума, отдавая ему предпочтение перед верой. Он выразил сомнение в учении о воплощении Христа, отрицал христианскую концепцию о бессмертии души, признавал вечность материи, отказывался поклоняться иконам. Он считал светскую науку не только средством формирования человека, но и средством постижения божественной истины. После восшествия на престол императора Алексея I Комнина учение Иоанна Итала было предано анафеме на соборе 1082 г. Проклятие совершалось в храме св. Софии. Разъяренная толпа металась в поисках философа, чтобы расправиться с ним. Дальнейшая судьба ученого неизвестна. Михаил Пселл написал восторженную «Похвалу Иоанну Италу». Анна Комнина, напротив, назвала его «варваром, чуждым просвещения», который «не мог проникнуть в сущность философии». Подобная характеристика дана Италу в сатирическом диалоге XII в. «Тимарион»: его отталкивает Пифагор и осмеивают другие философы.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012