ИОАНН КИННАМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИОАНН КИННАМ
´Ioannns o Kinnamos) - визант. хронист 12 в. Его "Сокращенная история" охватывает период 1118-76. И. К. - осведомленный и внимат. историк, по своим политич. воззрениям - представитель визант. рыцарства, апологет Мануила I Комнина. И. К. - выразитель универсалистских идей Мануила; резко отрицательно относится к крестоносцам. В объяснении ист. событий чаще ссылается на "судьбу" или "необходимость", нежели на бога.

Изд.: Ioannis Cinnami epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum, Bonnae, 1836; в рус. пер. - Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов, СПБ, 1859.

Лит.: Фрейденберг М. М., Труд Иоанна Киннама как исторический источник, в сб.: Визант. врем., 1959, в. 16; Каждан А. П., Еще раз о Киннаме и Никите Хониате, "Byzantinoslavica", 1963, No 24.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИОАНН КИННАМ
ок. 1143 – после 1176) – приближенный и сподвижник Мануила I Комнина (1143 – 3180), создатель панегирического сочинения, восхвалявшего императора. Современники называли его «императорским грамматиком», то есть придворным историографом. Иоанн Киннам, по его словам, принимал участие в военных походах Мануила I «на обоих материках», прежде чем «достиг юношеского возраста». Его «История», написанная в 1180 – 0182 гг., открывается «кратким обзором» царствования Иоанна II Комнина (1118 – 8143). Основное содержание этого сочинения составляет «рассказ» или «повествование» о деяниях Мануила I вплоть до 1176г. Иоанн Киннам создает идеальный образ монарха – доблестного воина, легко угадывавшего замыслы противника, милосердного, высоко интеллектуального человека, который занимался врачеванием, увлекался, как и автор, оккультизмом, вел беседы об Аристотеле, принимал участие в философских диспутах. Мануил I – смелый наездник, на рыцарских турнирах по итальянскому образцу и на охоте нет ему равных в физической силе, ловкости и выносливости. Иоанн Киннам одобрительно отзывается о политике императора в отношении Запада, замалчивая его политические и военные просчеты. Историк негативно относится к латинянам, к папскому престолу и к варварамкрестоносцам. Единственным образцовым государством для него является Византия. Иоанн Киннам следует принципу хронологического изложения событий, но нередко использует вставные экскурсы, различные предзнаменования и предсказания.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012