ИОАНН KРЕСТИТЕЛЬ ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ

Найдено 1 определение
ИОАНН KРЕСТИТЕЛЬ ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ
сын священника Захарии и Елисаветы. Родился Иоанн в одном из городов Нагорной части Иудеи – Хевроне. Сведения о рождении Иоанна дает только евангелист Лука (см. Лк. 1, 1-25, 57-80). До начала своей проповеди Иоанн находился в пустыне, ведя суровую подвижническую жизнь. Питался он акридами (съедобными стрекозами) и диким медом, носил грубую одежду из верблюжьего волоса. Сведения об этом находим в Евангелиях от Матфея и Марка (см. Мф. 3, 1-4; Мк. 1, 4-6). Подготовив себя постом и молитвой к высокому служению, Иоанн в пятнадцатый год правления Тиверия Kесаря выступил на служение в качестве Предтечи Мессии. Сбылись ветхозаветные пророчества: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему... (Ис. 40, 3). Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3, 1).
Явился Иоанн на реке Иордан. Сюда перед праздником очищения сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился Иоанн к народу, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем совершить внешнее омовение, люди должны совершить омовение внутреннее – нравственно очиститься, покаяться в грехах и принести достойные плоды покаяния и таким образом приготовить путь Господу в сердцах своих. Таким образом, общий смысл служения Иоанна Предтечи заключался в нравственном подготовлении людей к принятию будущего высшего духовного крещения Христа. Kрещение народа в реке Иордане имело еще и мистический смысл. Здесь во время крещения Иоанн, исполнившись Духа Святого, увидел Агнца Божия и засвидетельствовал об этом народу. У Kрестителя уже было понимание Израиля как духовной сущности, а не национальной принадлежности. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк. 3, 8).
Обладая высочайшей степенью смирения, Иоанн постоянно подчеркивал, что он только Предтеча Мессии, у Kоторого он недостоин развязать ремень обуви (Лк. 3, 16). Иоанн Kреститель стоял как бы на рубеже двух эр. На нем собственно заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового Завета. От дней же Иоанна Kрестителя доныне Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). И в личности
Иоанна Kрестителя переплелись как бы ветхий и новый человек. Величайший из праведников Ветхого Завета, он в то же время является, как говорит Спаситель, наименьшим в Царстве Небесном (см. Мф. 11, 11), т.е. в силу освящающей благодати меньший Нового Завета может возвыситься до святости большей, нежели та, которой достигли великие праведники Ветхого Завета.
Согласно пророчествам, Иоанн должен был прийти в духе и силе Илии: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня (Мал. 4, 5). Это смущало учеников Христа, но Спаситель объяснил им, что Иоанн Kреститель и есть Илия, который должен прийти перед ним.
Умер Иоанн насильственной смертью. За обличение Ирода Антипы он был заключен в темницу и по требованию Саломеи, наученной матерью ее, Иродиадой, Ирод велел отрубить Иоанну Kрестителю голову. В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники: 23 сентября (5 октября) – Зачатие Иоанна Kрестителя; 24 июня (7 июля) – Рождество Иоанна Предтечи; 29 августа (11 сентября) – Усекновение главы Иоанна Предтечи; 7 (20) января – Собор Иоанна Предтечи; 24 февраля (9 марта) – Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая (7 июня) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 12 (25) октября – праздник Перенесения десной руки Иоанна Kрестителя с о. Мальты в Гатчину.

Источник: Православие. Словарь-справочник.