ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Иоанн Кронштадтский

— протоиерей; см. Сергиев.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
в миру Иван Ильич Сергеев) (1829-1908), церковный деятель, писатель. Протоиерей и настоятель Андреевского собора (Кронштадт). С 1880-х гг. на проповеди И. собиралось ежедневно 5-6 тыс. верующих. Имел при жизни славу "молитвенника и заступника" верующих (приглашен к умиравшему М. Е. Салтыкову-Щедрину, на его руках скончался император Александр III). Основал ряд монастырей, храмов, благотворительных учреждений. Сочинение "Моя Жизнь во Христе". Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Иоанн Кронштадтский
протоиерей в Кронштадте, в 90-х годах прошлого века слыл среди городского купечества и мещанства святым и чудотворцем, полуграмотный поп, имевший большое влияние на Александра III и Николая II. Особенно чтил Иоанна Александр III, который перед своей смертью вызвал его к себе в Ливадию. В 1905 г. отец Иоанн входит в "Союз русского народа", становится оголтелым антисемитом и черносотенцем и работает рука об руку с председателем "Союза русского народа" Дубровиным. Проникши в высшие духовные и придворные сферы, отец Иоанн оказывал значительное влияние на Николая. После смерти Иоанна (в 1908 г.) ему были устроены грандиозные похороны, был сооружен особый собор его имени и т. д.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
м.– Проповедник, духовный писатель, церковный, общественный и социальный деятель; священник Русской Православной Церкви. Полное имя – Иван Ильич Сергиев. Годы жизни: 18291908. Большую часть жизни (53 года) служил в Андреевском соборе г. Кронштадта, почему и назывался Кронштадтским. С самого начала своего служения много занимался благотворительностью, основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, дом для престарелых женщин, детский приют. Он построил в родном селе Суре каменную приходскую церковь, а в другой части села основал женский монастырь. Прославился замечательными, очень эмоциональными проповедями, на которые стекалось множество народа. Иоанном Кронштадтским написано много религиозных произведений. Самой известной признана книга «Моя жизнь во Христе». Канонизирован в 1998 г. как святой праведный.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Иоанн Кронштадтский
(Иван Ильич Сергиев; 1829–1908) – горячо почитаемый в России подвижник православия, именуемый «святой праведный». Родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье сельского дьячка. Окончил Архангельскую духовную семинарию и С.Петербургскую Духовную академию. После рукоположения в священнический сан стал настоятелем собора Андрея Первозванного в Кронштадте. Духовные дарования о. Иоанна высоко ценили Александр III и Николай II. По желанию последнего И. К. служил при брачном венчании императорской четы в церкви Зимнего дворца и при коронации Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896. К И. К. как провидцу и целителю обращалась вся верующая Россия. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, стремясь получить от о. Иоанна духовную помощь. На большие денежные пожертвования И. К. ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь, построил там же большой каменный храм, а в Петербурге выстроил женский монастырь на р. Карповке, в котором и был по кончине своей погребен. Канонизирован РПЦ в 1990. День его памяти 2 января по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

ИОАНН KРОНШТАДТСKИЙ
(Иван Ильич Сергиев; 1829-1908) – святой праведный. Родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его – сельский дьячок Илия Сергиев – с раннего детства воспитал в нем горячую любовь к богослужению. В декабре 1855 г. совершилось его посвящение в сан иерея. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Kронштадте. В то время среди жителей Kронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн стал бывать в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределами ее. По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось (как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться) множество дивных чудес. Вся верующая Россия потекла к великому и дивном чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Kронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами, телеграммами к отцу Иоанну стали поступать громадные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Kронштадте замечательное учреждение – «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Kарповке.
По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их. Отец Иоанн был замечательным проповедником, причем говорил весьма просто и в каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражавшая силы его собственного духа.
Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник. Его книга «Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков.
K тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни отца Иоанна присоединился мучительный недуг – болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. 20 декабря (2 января) 1908 г. великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. В погребении отца Иоанна участвовали десятки тысяч людей. Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им на Kарповке монастыря. Память его совершается 20 декабря (2 января).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
СЕРГИЕВ Иван Ильич), св. прав. отец (19.10.1829—20.12.1908), выдающийся церковный и общественный деятель, вдохновитель создания и почетный член Союза Русского Народа (СРН). Родился в селе Сура Пинежского у. Архангельской губ. в семье бедного сельского дьячка. Получил образование в Архангельской ДС (1851) и в С.-Петербургской ДА (1855). Окончив курс академии со степенью кандидата богословия (сочинение «О кресте Христовом»), вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора, с которой всю жизнь прожил как брат с сестрой. Будучи рукоположен в сан священника, начал служил в том же храме.
Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, портовом городе, в котором до него процветало полное падение нравов, и многие вскоре даже забыли его фамилию Сергиев и стали называть пастыря Иоанном Кронштадтским. Вел строгий аскетический образ жизни, держась строгого поста, как душевного, так и телесного, ежедневно совершал Божественную литургию, за которой непременно приобщался Святых Христовых Таин. Его трудами и любовью огромное количество опустившихся людей возвращались к нормальной жизни, вновь обретали человеческий образ. Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. На получаемые пожертвования о. Иоанн ежедневно кормил огромное количество нищих, устроил в Кронштадте «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь, воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на р. Карповке, в котором и был по кончине своей погребен. Был близок также со многими выдающимися государственными и общественными деятелями, учеными и деятелями культуры. Находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии. По своим политическим взглядам о. Иоанн был убежденным монархистом. Так, в своем дневнике он записал: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга». Кронштадтский пастырь непрестанно молился за Русскую Церковь, Царя и Россию. Вот одна из его молитв: «Господи, всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди Русское царство с Русскою православною церковию на непоколебимом камне, каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию, одной воле Императора и наипаче Тебе, верховному и единственному главе церкви Своей. Да не поколеблют державы Российской инородцы и иноверные и инославные! Сохрани целость державы и церкви». С великой скорбью наблюдал о. Иоанн за ростом революционных настроений, за расшатыванием нравственных устоев и падением монархического чувства. Он увещевал: «Наилучший, Богом учрежденный и освященный образ правления — монархический в каком гонении, пренебрежении от революционеров наших и всех сочувствующих им!.. Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво, к чему стремитесь?— К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному! Познайте вы, ведь это диавольские, а не Божеские дела!.. Вы губите себя и Россию». В годы революционной смуты 1905–1906 слово о. Иоанна звучало на всю Россию: «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам и России». Кронштадтский пастырь видел, что «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению», и грозно предупреждал: «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». По мнению близко знавшего о Иоанна прот. Максима Худоносова, «он не мог и по долгу пастыря и по любви к родине не указывать и не обличать этого ужасного знамения времени; не мог не призывать к борьбе с этими опаснейшими врагами, на знамени которых написано «смерть гоям». Далее, как пастырь он не мог относиться к царской особе и власти не так, как учат о том многочисленные и ясные свидетельства слова Божия; он не мог безучастно смотреть, как святотатственные руки протягиваются к царскому венцу и порфире; он не мог со свойственной ему ревностию не стоять за неприкосновенность самодержавной власти Русского царя, как помазанника Божия. Наконец, как русский по рождению и воспитанию и служению, он не мог не болеть душою за Русь родную, за то, что ее как материальные, так и особенно духовные интересы безнаказанно попираются нашествием иноплеменников, усиленно стремящихся внести погибель всему тому, что называлось Русью святой». В годы революционной смуты 1905–1907 о. Иоанн не только духовно и материально поддержал нарождавшийся СРН (передал на нужды организации громадную по тем временам сумму в 10 тыс. руб.), но и вступил в рядовым членом в его состав, получив членский билет за номером 200787. В заявлении о вступлении в СРН написал: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, — прошу зачислить меня, как единомышленника». В окт. 1906 направил телеграмму делегатам 3-го Всероссийского съезда Русских Людей, который проходил в Киеве 1–7 окт. 1906: «Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества».
26 нояб. 1906 (в день памяти Георгия Победоносца) о. Иоанн принял участие в освящении хоругви и знамени СРН, которое состоялось в Михайловском манеже в присутствии ок. 30 тыс. союзников. По свидетельству очевидцев, он окропил хоругвь и знамя СРН святой водой, с благоговением поцеловал знамя и вручил его преклонившему колена председателю Союза А. И. Дубровину, а затем напутствовал монархистов приветственным словом. 15 окт. 1907 постановлением Главного Совета СРН о. Иоанн был избран пожизненным почетным членом организации. 19 окт. в день его Ангела депутация Союза во главе с гр. Э. И. Коновницыным поднесла о. Иоанну грамоту, в которой говорилось: «Главный Совет Союза Русского Народа единодушно призывает Тебя, почитаемый пастырь, оказать делу служения его на благо великой Русской Народности непрестанную молитвенную защиту перед Престолом Бога Вечного, Ему же ты, Отче, служил уже 52 года, яко верный сын Царя и Церкви Христовой. Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа... избрал тебя единогласно в свои почетные члены». О. Иоанн был почетным председателем и членом многочисленных монархических организаций, в частности, по его свидетельству, он состоял в тысяче отделов СРН, в том числе таких крупных, как Харьковский отдел СРН. Он был лично близок со многими видными деятелями право-монархического движения: сщмчч. митр. Серафимом (Чичаговым), еп. Гермогеном (Долгановым) и прот. И. Восторговым, иг. Арсением (Алексеевым), В. А. Грингмутом и др. Живо интересовался делами в монархическом движении, даже незадолго до кончины. Так во время встречи с членом СРН прот. М.Худоносовым в февр. 1908 много говорил о пользе СРН, о необходимости более широкого распространения патриотических газет. 25 окт. 1908, благословляя двух спутников прот. Худоносова, которые были членами СРН, о. Иоанн сказал им: «Будьте тверды, мужественны, не оставляйте свой пост». Союзники расценили эти слова пастыря как «предсмертный завет Союзу Русского Народа». О. Иоанн предчувствовал тяжелые испытания для России. 19 февр. 1908 в проповеди во время Божественной Литургии сказал, обращаясь к молящимся: «Что-то будет с тобой, Матушка-Русь»; потом после долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте верны и мужайтесь!». Но он пророчествовал о грядущем возрождении России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Перед кончиной сильно болел, но продолжал ежедневно служить. 18 февр. 1908 говорил в беседе прот. Максиму Худоносову: «Сильно страдаю, а к врачам не обращаюсь. Они не велят служить, а я без ежедневной службы жить не могу. Отслужу — легче. В причащении св. Таин моя и ваша жизнь...». Заранее предсказал день своей кончины. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7–8 июня 1990 св. прав. о. Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.
Соч.: Венок на свежую могилу кронштадтского пастыря протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 148 кратких поучений-экспромтов, произнесенных покойным в последний год его жизни. СПб., 1909; Живое слово мудрости духовной. М., 1997; Живой колос с духовной нивы. Выписки из дневника прот. Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1911; Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства и покоя в Боге: Извлечения из дневника. М., 1999; Мысли христианина. М. 2000; Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Т. 1–7. Репринт. изд. СПб., 1993–1994 и др.
Лит.: Алабовский, о. М. П. Великий пастырь русского народа (блаженной памяти о. Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Киев, 1909; АртамоновБольшаков Н. И. Источник живой воды: Жизнеописание св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Репринт. СПб., 1995; Добрый пастырь: Биография о. Иоанна Кронштадтского. Письма к батюшке и воспоминания о нем. СПб., 1994; Левашев, о. П. Н., Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. СПб., 1908; Светильник веры и благочестия. СПб., 1996; Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. М., 1994; Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997; Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1–2. М., 1994; Худоносов, о. М. Отец Иоанн Кронштадтский как член Союза Русского Народа // Русское знамя от 7 февр. 1910 и др. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
в миру Сергиев Иван Ильич) (19.10.1829 - 20.12.1908), протоиерей Андреевского собора в Кронштадте, духовный писатель и мыслитель, святой праведный. Открыто свидетельствовал с амвона православному народу о грядущем суде Божием над Россией. Родился праведный в семье псаломщика с. Суры Пинежского у. Архангельской губ. Приход был бедный, так что в детстве о. Иоанна даже священные сосуды в храме были оловянные. С детства Ваня полюбил молитву, Божий храм и постоянно ходил с отцом к богослужениям. Уже в те ранние годы о. Иоанн ощущал живо потусторонний духовный мир и в шестилетнем возрасте сподобился увидеть своего ангела-хранителя. Тогда же его начали учить грамоте, но она долго ему не давалась, так что, когда в 1841 его отдали в Архангельское Духовное училище, то он с трудом читал по складам. В школе также учение шло туго, и Ваня долго был в числе самых плохих учеников. В этой беде обратился он с горячей молитвой к Господу и был услышан. Вот как он сам об этом рассказывает: "Ночью я любил вставать на молитву. Все спят, тихо. И вот как сейчас помню: все улеглись спать, не спалось только мне. Я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала. Я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я простоял в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок. Я вспомнил даже, что и о чем он говорил. И легко и радостно стало на душе. Никогда не спал я так спокойно, как в эту ночь. Чуть светало, я вскочил с постели, схватил книги и - о счастье, читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только что понял, а хоть сейчас и рассказать могу. В классе мне сиделось уже не так, как раньше, - все понимал, все оставалось в памяти. Дал учитель задачу по арифметике - решил, и учитель похвалил меня даже. Словом, в короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником". В 1845 Ваня перешел в Духовную семинарию, которую кончил первым учеником и был отправлен в С.-Петербургскую Духовную академию, куда был принят на казенный счет. Во время пребывания его в Академии умер его отец, а мать с двумя дочерьми осталась в очень тяжелом положении. Очень печалился молодой студент, что не может им помочь, и молил Бога дать ему эту возможность. Молитва его была услышана; в правлении Академии освободилось место письмоводителя, которое было ему предложено. Студент Сергиев с радостью взял на себя эту должность, а получаемое вознаграждение отсылал матери. Быстро прошли четыре года; на последнем - четвертом курсе крепко задумался Иван Ильич, какой жизненный путь ему избрать по выходе из Академии. Одно время думал он принять монашество и ехать миссионером в Восточную Сибирь или в Китай. В то же время ему рисовались картины деятельности на пользу ближних в сане священника на приходе: видел он, что даже в столице и ее окрестностях множество людей нуждаются в христианском просвещении и духовном руководстве. Горячо молился молодой студент Господу, да укажет Он правильный путь. И вот однажды после горячей молитвы увидел он себя священником, служащим в незнакомом храме. Он принял этот сон как указание свыше, что надо избрать поприще приходского иерея. Решение было принято: надо себя отдать всецело этому делу. Но Иоанн с детства видел, как трудно клирику совместить служение Церкви Божией с заботами о семье. А каноны церковные не разрешают неженатого посвящать во иереи моложе сорока лет. Тогда Иоанн решил найти такую подругу жизни, которая согласилась бы на сохранение целомудренной жизни и после вступления в брак, что и было осуществлено: вступив в брак, он всю жизнь в согласии с супругою провел как безбрачный.
12 декабря 1855 Иван Ильич был рукоположен во иереи и получил назначение на место третьего священника в Андреевский собор г. Кронштадта. Когда о. Иоанн первый раз вошел в этот храм, он был поражен: он увидел тот самый храм, который недавно видел во сне. Так закончился первый период его жизни, подготовительный к прохождению подвига служения на приходе. Первое руководство в праведной жизни о. Иоанн получил, как мы видели, в семье и в своем приходском храме. Здесь мы наблюдаем полное сходство с началом жизненного пути многих наших св. подвижников. Семья и храм сохранили в ребенке благодатные дары, получаемые каждым православным христианином в Таинствах Крещения и Миропомазания, и заложили твердые основы благочестивой жизни во время прохождения им духовной школы. Эта школа - училище, семинария и для некоторых Академия - образовала целый сонм выдающихся церковных деятелей, из которых многие прославились святостью. Но через нее же прошли и Чернышевский, и Писарев, и многие другие вольнодумцы, оставившие недобрые следы в духовной жизни нашего общества и работавшие в те же годы.
Кронштадт - город, расположенный в 25 верстах от Петербурга на о. Котлине, состоит из двух частей. Одна часть представляет собою морской порт и крепость. Население ее исключительно военное. Духовные нужды этой части города обслуживались военно-морским духовенством. Вторая часть - обычный уездный город, в который выселяли за неблаговидные поступки и дурное поведение из столицы. Жили эти насельники в жалких, грязных домишках, предаваясь пьянству, разврату и терпя всяческие лишения. Ютилась эта беднота по окраинам города, куда было опасно заходить в темные вечера и ночи. Однажды там сняли шубу с плеч у самого о. Иоанна. До приезда его в Кронштадт духовенство мало сюда заглядывало и ничего не предпринимало для нравственного оздоровления этих жалких трущоб. О. Иоанн стал постоянным посетителем этих мест, стремясь уврачевать тела и души, кормя голодных, одевая нагих, утешая скорбящих, исправляя заблудившихся. Все свои доходы батюшка раздавал нуждающимся, а иногда даже с себя снимал одежду и обувь. Поначалу его встречали здесь с недоверием и даже враждебно. Он этим не смущался, говоря: "Злые люди - больные, а больных нужно жалеть больше, чем здоровых". Силу для несения своего пастырского подвига о. Иоанн находил в ежедневном служении литургии: это он соблюдал всю свою долгую жизнь. Совершаемые им богослужения всегда были проникнуты благоговейным устремлением к присутствующему невидимо Господу и непоколебимой верой, что Он, Всемилостивый, слышит молитву и непременно ее исполнит. В первые годы пребывания своего в Кронштадте о. Иоанн во многих вызывал образом своей жизни недоумение, недоверие к своей искренности и слышал даже обвинения в лицемерии, притворстве, в искании славы. Но постепенно народ стал убеждаться, что к ним пришел праведник, всем сердцем любящий Бога и ближних. С осторожностью, но все чаще стали говорить, что по его молитве Господь творит чудеса. До о. Иоанна доходили слухи о такого рода суждениях и приводили его в сильное смущение. К этому времени относится его переписка с еп. Феофаном и посещение его посланною из Саровской пустыни Дивеевскою подвижницею, которая от лица прозорливых старцев, подвизавшихся в то время в Сарове, убедила его смело продолжать начатое служение на пользу ближних, которое угодно Богу. Эти сношения с праведниками, глубоко чтимыми о. Иоанном, рассеяли его колебания и сомнения, и он еще с большею ревностью продолжал откликаться на просьбы о помощи, шедшие уже не только от прихожан Андреевского собора, но со всех концов Русской земли.
О. Иоанн ясно сознавал значение православных приходов и монастырей и поэтому отдал много сил на сооружение в Кронштадте очень полезных приходских учреждений, а именно Дома трудолюбия и Странноприимного дома. Он устроил также два женских монастыря - один в Петербурге, другой у себя на родине в Сурском Погосте. Щедрой рукой он раздавал средства на сооружение и украшение храмов в разных местах России. Вместе с этим он побуждал приходских священников, как своим примером, так и дружескими собеседованиями, к ревностному прохождению пастырского служения. Этим он внес в души многих пастырей и архипастырей огонь ревности о Боге и ближних. Масштаб боговдохновенной личности о. Иоанна Кронштадтского явственно прорисовывается по его пророческим проповедям и составленным им молитвам, из которых ясно видятся грядущие события в России вплоть до наших дней. Очевидцы подтверждают, что в 1903 святой говорил с амвона: "Уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца, отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России; изгнанники вернутся в свои родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены". Для наших современников наиболее прискорбно то, что богоборцы до неузнаваемости изменили не только русский пейзаж, но и сам остававшийся под их властью 74 года русский народ. О сем также имеется предсмертное пророчество о. Иоанна (1908): "Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле" ("Новые слова").
Будучи изранен врагами Христовыми в 1905 и лежа на ложе болезни и смерти своей, о. Иоанн Кронштадтский составил и записал в своих последних книгах немало молитв о России, которые не мешает употреблять и современным православным христианам. Из слов Государя видно, что эти молитвы находились в непрестанном употреблении до самой его смерти:
1) Господи, спаси народ Русский, Церковь Православную, в России погибающую: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, спаси Самодержца и умудри его! Господи, все в Твоих руках, Ты - Вседержитель.
2) Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующей и господствующей в России, а не уравненной с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями: "Истина Господня пребывает во век" (Пс. 116:2).
3) Господи всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных. Устрой и утверди Русское Царство с Русскою Православною Церковью на Непоколебимом Камне, Каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию, Тебе - верховному и единственному Главе Церкви Своей. Да не поколеблют Державы Российской инородцы и иноверные и инославные! Сохрани целостность Державы и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою Твоею! Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию! Святое воинство Небесной Церкви, ополчись, ополчись за Церковь Божию, на земле сущую: бедствует Она, возлюбленная Невеста, нападения лютыя терпит. Ей, Господи, даруй восторжествовать всячески Церкви Твоей над всеми безчисленными Ея врагами. Аминь ("Созерцательное подвижничество").
Еще до опубликования пророчества прп. Серафима Саровского об убийстве Царской Семьи в 1890 св. Иоанн Кронштадтский предрек это событие. Когда к нему под благословение подошли кунгурские паломники Пермской губ., он прорек им, что над Пермью висит черный крест. Совершенное через 28 лет злодеяние действительно имело место в их губернии.
Будучи уже смертельно больным, пред кончиной, о. Иоанн предрек в Леушинском женском монастыре (СПб.): "Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете!" Он не говорил, а кричал, подымая руки кверху. Впечатление было потрясающее, ужас овладел присутствующими, в храме раздавались плач и рыдания. 80-летняя игуменья Таисия спросила у святого, когда же это будет? О. Иоанн отвечал ей: "Мы с тобой, матушка, не доживем, а вот они, - он указал рукой на монахинь, - доживут".
Обращаясь к русским людям, Иоанн Кронштадтский говорил: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России".
Память праведному Иоанну отмечается 20 декабря/2 января.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ - НЕ ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ, НО ИНАКОДЕЛАЮЩИЙ

Семенков Вадим Евгеньевич
Рецензия на книгу: Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 392 с.
Читать PDF
0.00 байт

Литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Богдан Сойко
Читать PDF
0.00 байт

Опыт духовного самовоспитания в трудах святого Иоанна Кронштадтского

Некрасова Юлия Викторовна
В статье анализируются особенность и сущность содержания духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, рассматриваются религиозно-антропологические и педагогические его взгляды, опыт духовного самопознания и самовоспитания, пр
Читать PDF
0.00 байт

Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге в 1905 г

Кукушкин Виссарион , Елдашев Анатолий Михайлович
В сообщении на основе дореволюционной периодики рассматривается история посещения Екатеринбурга святым праведным Иоанном Кронштадтским (протоиереем Иоанном Сергиевым) 22–23 июня 1905 г.
Читать PDF
0.00 байт

Теоцентрическая социокультурная модель мироустроения в учении св. О. Иоанна Кронштадтского

Николаева Н. В.
В статье рассматривается система взглядов отца Иоанна Кронштадского на государственное и общественное устроение. По мнению о.
Читать PDF
0.00 байт

Становление личности в духовных школах: святой праведный Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон

Константин Горянов
Читать PDF
0.00 байт

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о христианах других конфессий (по материалам дневника за 1908 г

Протоиерей Александр Ранне
Рассматривается учение святого праведного Иоанна Кронштадтского об определяющем участии истинной веры христианской в сохранении благополучия русского народа и государства.