византийский хронист. Родился около 491 г., умер в 578 г. Видимо, сириец по происхождению. Биография Иоанна Малалы неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном III Схоластиком (565 – 577 гг.), составителем сборника церковных правил. В сохранившейся рукописи XI в., возможно, передающей позднюю переделку первоначального текста, хроника Иоанна Малалы начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563 г. Хроника содержит много занимательных, но недостоверных преданий. Первая часть ее сосредоточена вокруг истории Антиохии, во второй – в центре внимания Константинополь. Хроника содержит интересный материал по истории Византии VI в. В средние века она была переведена на славянский и грузинский языки, причем славянский перевод X – XI вв. содержит более подробный текст, чем сохранившаяся греческая рукопись.
Иоанн Малала
Иоанн Малала
Источник: Словарь античных историков. 2011
ИОАНН МАЛАЛА
´Ioannns Malalas) (ок. 491-578) - визант. историк, видимо, сириец по происхождению. Биография И. М. неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном Аптиохийцем. В сохранившейся рукописи хроника И. М. начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563 (возможно, она завершалась 573, но конец утерян). Рассчитанная на широкие массы, хроника проста по языку, содержит много занимат., но недостоверных преданий. Первая часть ее сосредоточена вокруг истории Антиохии и отражает монофизитские взгляды, во второй - в центре внимания Константинополь, а воззрения вполне ортодоксальные. И. М. был очень популярен; его текст использовал ряд визант. хронистов. Переведен на слав. и груз. яз. Изд.: Ioannis Malalae Chronographie, Bonnae, 1831. Лит.: Мещерский Н. A., Два неизданных отрывка др.-слав. пер."Хроники" И. М., в сб.: Визант. врем., т. 11, 1956.
ИОАНН МАЛАЛА
между 491 и 578 гг.) – уроженец Антиохии, ритор, автор «Всемирной хроники» («Хронографии») в 18 книгах, в которых изложена история библейских народов, древних греков и римлян, а также народов Востока от древнейших времен до 563 или 574 г. Наряду с государственными указами, рассказами очевидцев и личными наблюдениями (доступа к императорской канцелярии и хранилищу константинопольской патриархии он не имел) Иоанн Малала использовал труды античных писателей, с которыми постоянно полемизировал, и ранневизантийских хронистов Климента Александрийского, Феофила, Евсевия Кесарийского и др. Истинный христианин, он воспринимал исторический процесс как осуществление божественных предначертаний, соответственно он переделал всю древнегреческую мифологию на христианский манер: олимпийские боги стали у него детьми и внуками библейских персонажей, родоначальниками царей и мудрецов; змееногие гиганты – потомками ангелов и земных женщин; аргонавты – основателями христианского храма, посвященного архистратигу Михаилу. Описывая гомеровскую Грецию, Иоанн Малала включил в повествование мифологические эпизоды Троянской войны и дал им реалистическое объяснение (Ифигению спасают жрецы, а не Артемида, Сцилла и Харибда – реальные скалы, Калипсо не волшебница, а просто любящая женщина, страсть делает спутников Одиссея подобными животным и т.д.). В описании грекоперсидских войн, Пелопоннесской войны и походов Александра Македонского реальные события переплетаются с легендарными, исторические лица соседствуют с библейскими персонажами. В изображении легендарного периода римской истории Иоанн Малала опирался на сочинение Тита Ливия и поэму Вергилия «Энеида» (история Энея и Дидоны, но как истый христианин он опустил эпизод самоубийства Дидоны). В духе Вергилия описаны реальные исторические события: гражданские войны, «мятежи», битва при Акциуме между войсками Августа Октавиана и Антония, нашествие галлов. Однако сохранившиеся фрагменты не дают четкого представления об особенностях изложения Иоанном Малалой римской истории. В полном виде дошла до наших дней 18я книга, посвященная правлению Юстиниана. Автор с похвалой отзывается о внешней и внутренней политике императора, о его законодательной, административной и строительной деятельности, о приобщении к христианству варварских народов. Все исторические события и природные катаклизмы (поражение сторонников Юлиана, борьба цирковых партий, восстание Ника, волнения самаритян, моровая язва) он объясняет Божьим наказанием за беззакония и преступления людей, за нарушение христианских норм или «кознями дьявола». «Хронография» Иоанна Малалы, написанная простым, ясным и доходчивым языком, была предназначена прежде всего для монахов. Ее использовали в своих трудах Феодор Анагност, Евагрий Схоластик, Иоанн Эфесский и другие историки. В конце X – начале XI в. сочинение Иоанна Малаллы попало на Русь из Болгарии.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012