ИОАНН МАВРОПОД

Найдено 1 определение
ИОАНН МАВРОПОД
XI в.) – ритор, поэт, педагог, принимавший участие в восстановлении константинопольской высшей школы, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Он также открыл частную школу в своем доме, вел в ней риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодежи. Его ученик Михаил Пселл называл своего учителя «отцом ... учености и воспитателем», «наставником в божественном». Иоанн Мавропод примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда. Он был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха (1042 – 2055) об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам. В начале новеллы Иоанн Мавропод обобщил то, что было сделано предшественниками в области законодательства: перевод древних законодательных сборников с латинского на греческий язык, их сокращение и «очищение». Он определил функции номофилака (учительюрист, читающий ежедневные лекции за исключением воскресных и праздничных дней, хранитель библиотеки с обязательным владением двумя языками – латинским и греческим), его ругу (жалованье), в которую входили деньги, бесплатная одежда, пасхальный подарок и «хлебные». В сборнике, состоявшем из 99 стихотворений, преимущественно эпиграмм, Мавроподпоэт рассказывал о своей любви к Платону и Плутарху, сочетавшейся у него с христианским благочестием; о занятиях и общении с учениками; о состязаниях воспитанников Льва Математика с учениками других школ по схедографии; о своем разочаровании в людях («зло еще не повержено в мире»). Среди его стихотворений есть эпитафии, обращения к святым и к царствующим особам, их восхваление, описания гробниц, икон и других памятников искусства. В этимологической поэме (470 ямбических строк) Иоанн Мавропод объясняет происхождение и значение различных богословских терминов, названий животных, растений, птиц и т.д. Его поэзия отличается целомудренностью, искренностью и ясностью. Ему чужда поэтическая велеречивость античных авторов, их эротика, их стремление «обмануть и очаровать слух».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012