ИОАНН ПЕДИАСМ
ИОАНН ПЕДИАСМ
вторая половина XIII в. – после 1310 г.) – уроженец Фессалоники, учившийся в Константинополе в школе Георгия Акрополита. Император назначил его на должность ипата философов в высшей школе, затем – на должность хартофилака в Охриде (ок. 1280 г.), где Иоанн Педиасм провел несколько лет. В должности великого сакеллария он возвратился в Фессалоники (ок. 1284 г.), где жил до самой смерти. Иоанн Педиасм увлекался древнегреческой мифологией и поэзией, хорошо разбирался в математике, философии, медицине, юриспруденции. Он – автор сочинения по медицине («О жизнеспособности зародыша»), по геометрии («Сводное исследование об измерении Земли»), комментариев к поэмам Гесиода «Теогония» и Щит Геракла», к стихотворению Феокрита «Свирель» и к трактатам Аристотеля. В трактате «Некоторые наблюдения», основой для которого послужили древнегреческие сочинения, Иоанн Педиасм описывал интервалы, тона и полутона. Проводя смысловые параллели между музыкой и математикой, он обратился к различным «музыкальным» пропорциям чисел и представил тетрахорд, тон и полутон в виде числового ряда. Однако музыковеды отмечают, что звукорядная форма, разработанная Иоанном Педиасмом, противоречит музыкальным закономерностям. В его поэтических произведениях ощущается влияние древнегреческой риторики. Ямбические стихотворения Педиасма «Желание», состоящее из двух частей – «О жене злонравной» и «О жене разумной» – представляют собой своеобразные риторические упражнения: первая часть – это жанр «обоснование» или «доказательство», вторая часть – жанр «опровержение». Каждая строка второго стихотворения является антитезой к соответствующей строке первого. Иоанн Педиасм использует древнегреческие мифологические образы, уподобляя злонравную жену реву утесов Симплегад, Харибды, Скиллы, «жестокому Ахеронту», «Эринний грозному бичу», жадному зеву Аида. Разумная жена сравнивается с «Амалфеи рогом», с «Зефира легким вздохом», с «Элисием душ благих».
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012