— архиепископ Новгородский и Псковский.
Родился в семье новгородского жителя Порфирия.
Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя "мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога". За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру.
7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа.
17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные:
Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и "молитвою его, — замечает летописец, — преста мор".
В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла.
12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого "Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился".
Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.
Наряду со стихийными бедствиями, большое огорчение архиепископу Иоанну доставляли частые ссоры жителей Пскова и Новгорода между собой и вражда новгородцев с московскими князьями. Он всей душой желал мира в своей епархии, поэтому всегда старался примирить враждующих.
Тяжелым испытанием для архиепископа Иоанна было столкновение новгородцев с митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном по вопросу "месячного" [Митрополит приезжал на один месяц в Новгород и судил всех по делам, подлежащим церковному суду, или присылал для того своего уполномоченного человека, собирая, разумеется, с подсудимых положенные пени (см. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1995. — Т. 3, с. 222).] суда.
Этот вопрос поднимался несколько раз, и новгородцы вынуждены были покориться воле первосвятителя.
Неоднократные столкновения новгородцев с митрополитом и великим князем Московским Василием I Дмитриевичем отразились на судьбе архиепископа Иоанна, который часто ходатайствовал за свою паству перед князем. В 1401 году владыка Иоанн был вызван митрополитом Киприаном в Москву якобы для решения святительских дел, а там задержан и заключен в Николаевский Старый монастырь, в котором пробыл более трех лет. Со смирением, с радостью принял это наказание честный старец. Но новый архиерей в Новгород не был назначен.
В 1403 году преосвященный Иоанн с миром был отпущен в Новгород и продолжал еще трудиться на благо своей паствы до 1415 года.
За это время он много внимания уделил строительству церквей и монастырей. Первый храм (придельный) в честь Божией Матери был устроен им еще в 1391 году. В 1398 году архиепископ Иоанн поставил каменную церковь на воротах в честь Воскресения Христова, сам ее освящал, а в 1400 году по велению владыки эта церковь была украшена живописью. В 1399 году им устроена новая каменная церковь в честь Успения Богоматери.
В 1407 году преосвященный Иоанн поставил каменную церковь Преображения Господня на Видогощи и святителя Николая на Веренде. При каждой из них он устроил иноческие обители.
В 1411 году была построена каменная церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.
В 1413 году в воспоминание победы новгородцев над немцами под Выборгом архиепископом Иоанном был построен каменный собор Архангела Гавриила и в самый день праздника освящен им. Это был последний храм, построенный самим владыкою.
Добрый пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей.
Несмотря на частые и опустошительные пожары, в Новгороде за время святительства архиепископа Иоанна было построено в городе и монастырях до тридцати каменных и деревянных храмов и несколько мужских и женских обителей. Так, в самом Новгороде были устроены монастыри: Лисицкий (1395), Сокольницкий девичий, в честь святителя Николая (1389), Никольский (1390), Успенский (1392), Космодамианский (1394) и многие другие. Благочестивое усердие архиепископа Иоанна к построению храмов и обителей простиралось и за пределы Новгорода. По его благословению устроены монастыри: Коневский на Ладожском озере (1398), Николаевский в Папоротне (1403), Николаевский Вяжищский (1391), Николаевский в Мостищах (1412).
Очень много сделал преосвященный Иоанн для благоукрашения знаменитого Новгородского храма Святой Софии.
Достигнув глубокой старости и чувствуя изнеможение сил, он принял схиму, а 20 января 1414 года оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где прожил около трех лет.
Скончался владыка 24 июня 1417 года в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. Погребен в притворе церкви Воскресения Христова в Деревяницком монастыре.
Труды:
Послание на Двину (около 1397 г.) // Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г. // Доклады Российской Академии наук. — 1925, с. 51—54. Благословение архиепископа новгородцкого Иоанна к христианам святыя Софиа. Указ о проскурьнисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону и Авиву // Русская историческая библиотека // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1880. — Т. 6, № 36, стб. 305—308.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 208—230.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1016—1019,1023,1270,1273. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 193, 201, 236, 238. Гедеон (Вихров), священник. Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. — Новгород, 1892, с. 12,13,14. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1883, с. 131.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 382.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 602. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 35, 49.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 4, с. 156; т. 5, с. 1—55.
Летопись Новгородская I // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841 — 1921. — Т. 3, с. 97—100.
Летопись Архангелогородская, с. 99—100,102, 168,169.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921.-Т. 3,4,5, 6,8. Прибавления к творениям святых отцев в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848. — Кн. 2, с. 317, 328, 349—350. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 115. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 285—286. Прохоров Г. М. Иоанн // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1988. — Вып. 2, ч. 1, с. 406—407.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 194,195, 218, 219, 221, 222, 228—230, 232—235.