ИОАНН ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иоанн Креститель и Предтеча Господень
сын иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы. Его рождение было предсказано пророками Исайей и Малахией и возвещено архангелом Гавриилом. Обстоятельства рождения Иоанна Предтечи изложены в Евангелии от Луки (1, 1–80). Юные годы пророк провел в пустыне, питаясь акридами (вид саранчи) и диким медом (Евангелие от Матфея, 3, 4). Достигнув тридцати лет, Иоанн вышел на проповедь, призывая народ иудейский покаяться в грехах и очиститься в водах Иордана. Сила проповеди была столь велика, что «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иудейская выходили к нему и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» (Евангелие от Матфея, 3, 5–6). Призывая народ с покаянию и исправлению, Иоанн повторял, что крещение водой, которое он совершает, есть лишь приготовление к приходу Мессии, что скоро должен придти Тот, кто больше его. И вот однажды Господь наш Иисус Христос пришел к нему на Иордан и потребовал крестить Его, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея, 3, 15). Последовавшие за тем события подробно описаны в Евангелии от Марка (1, 9–11) и Евангелии от Матфея (3, 13–17). А Иоанн продолжал свое служение с великим смирением, считая, что «недостоин развязать ремень обуви Его». Совершив Крещение Господне, пророк обличил не только грехи простых людей, но и, подобно Илие, не пощадил и власть предержащих. После того как он обличил Ирода Антипу в незаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа, тот заключил Иоанна в темницу. Но самую сильную ненависть к пророку питала незаконная жена Ирода, Иродиада. Она искала удобного случая умертвить его и, к ее великой радости, такой случай представился. На дне рождения Ирода, который отмечался в великой пышностью, танцевала ее дочь, юная Саломия, которая так угодила царю, что тот поклялся перед всеми, что даст девушке все, чего бы она ни пожелала. Саломия посоветовалась с матерью и та велела ей просить у Ирода голову Иоанна Крестителя. Тогда Ирод, чтобы не показать перед гостями, что он не хозяин своего слова, послал воинов в темницу. Через некоторое время Саломии подали на большом блюде отсеченную голову пророка. Так мученически окончил свою жизнь пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн.

Источник: Православная энциклопедия.

ИОАНН ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ
Мф 3:1, Мк 1:4, Лк 1:60-63, Ин 1:6) — был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его (Лк 1:13), и родился за шесть месяцев до рождения Господа Иисуса. Его рождение и служение были предсказаны ангелом Гавриилом (Лк 1:5-15), Исаиею (40:3) и Малахиею (4:5). 06стоятельства, предшествовавшие и последовавшие за рождением Иоанна Предтечи, подробно изложены в Евангелии от Луки (1:1-80). Юность свою Иоанн провел в пустыне до самого времени своего явления народу. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кожаным поясом на чреслах, а пищею для него служили акриды, род саранчи, и дикий мед (Мф 3:4, Мк 1:6). Будучи тридцати лет от роду, Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Его проповедь была очень сильна, хотя не многословна. “Покайтесь, восклицал он, ибо приблизилось царствие Божие” (Мф 3:26). Сила оной была так велика, что Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иудейская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф 3:5). Начало проповеди Иоанна Крестителя; по словам евангелиста Луки, относится к 15 г. царствования Тиверия, в прокураторство над Иудеею Понтия Пилата и в правление Галилеею Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водою, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии, и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот Господь Иисус Христос, Агнец Божий, хотя и безгрешный, но берущий па Себя грехи мира, приходит вместе с другими на берег Иордана и требует крещения от руки Иоанновой. “дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду” (Мф 3:15). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим, как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Евангелисты Матфей (3:13-17) и Марк (1:9-11) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане и последовавшие за оным. Засвидетельствовав затем о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом (Ин 1:15-18), и перед священниками и левитами (1:19-28), и перед учениками своими (1:35-37), Иоанн продолжал свое высокое служение в духе и силе Илии (Лк 1:17), являя при сем глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его (Ин 1:27). Обличая пороки и заблуждения людей, Иоанн Креститель, подобно Илии, не щадил и властителей земных. Имея сильное влияние на Ирода, который, по замечанию евангелиста, даже с удовольствием слушал его (Мк 6:20), бесстрашный проповедник истины не поколебался громко обличать нечестивого царя за его беззаконную связь с Иродиадою, женою брата его, которая при том доводилась ему племянницею. Смелые обличения пророка не нравились царю, и он приказал заключить его в крепость Махерус, лежавшую на границе Персии и Аравии. Он готов был даже убить Иоанна, если бы не боялся народа, потому что его принимали за пророка (Мф 14:5). О посольстве от Иоанна из темницы двух учеников к Иисусу Христу мы читаем в Евангелии от Матфея (11:2-6) и от Луки (7:18-23, и по отшествии посланных Господь назвал его большим, чем были все пророки во Израиле: “из рожденных женами, сказал Он, нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя” (Лк 7:28). Ненависть Иродиады к Иоанну была еще сильнее и неумолимее, чем у самого Ирода, именно вследствие того что он безбоязненно осмелился обличать ее беззаконие. Потому она искала удобного случая умертвить его. Этот желанный случай скоро представился. В день рождения Ирода, во время пира, который он давал своим вельможам, Соломия, дочь Иродиады, своею пляскою доставила такое удовольствие царю и гостям его, что он предложил ей просить чего она хочет, обещаясь дать, ей даже до половины царства (Мк 6:21-23). По совету матери, Соломия потребовала у царя на блюде главу Иоанна Крестителя, и он, чтобы не показаться неверным своей клятве, послал в темницу оруженосца (спекулатора), и тот, усекнув главу его, подал ее на блюде девице, а девица отдала оную своей матери. Услыхав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело его, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф 14:6-12, Мк 6:21-29). Память великого пророка Предтечи и Крестители Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23-го сентября — в честь его зачатия, 24 июня — в день его рождения, 29 августа — в день усекновения его главы, 7-го января — на другой день Крещения Господня, 24 февраля — в память первого и второго обретения его главы, 25-го мая — в память третьего обретения его главы, и 12 октября — в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 году, десной руки его.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990