Иоанн, Священник

Найдено 1 определение
Иоанн, Священник

— Священник Новгородский, один из продолжателей Нестеровой Летописи, сочинитель так называемой Летописи Новгородской — потому, что в оной очень подробно описываются Новгородские дела. Имя сего сочинителя Татищев нашел в бывшем у него сей книги списке, с коего она издана во 2-й части Продолжения Древней Российской Вивлиофики 1786 г. в С.-Петербурге. Там на стр. 497 под годом 1230 напечатано между прочим: и мне грешному Иоанну Попови. Но в издании сей же книги 1781 г. в Москве (напечатанной с гораздо древнейшего пергаменного списка Патриаршей библиотеки, писанного чистым уставом без расстановки, с отметкою только точек) вместо сих слов на стр. 118 напечатано: и мне грешному Тимофею Пономарю. А на стр. 25 Московского издания напечатано в той же Летописи под годом 1144; постави мя Попом Архиепископ Святый Нифонт. В Татищеве же списке сии слова совсем пропущены. Итак, следуя Московскому изданию, надлежит предположить двух: сперва Попа, а потом Пономаря, или и многих


сочинителей сей книги, судя по разности слога и лет. Вероятно, что переписчик Татищева списка, ведая из надписи, или по чему другому, что Летопись сия первоначально писана Попом Иоанном, пропустил однако ж замечание о посвящении его в Попы, но после, не сообразя расстояния времени, счел за справедливейшее поставить имя начального Летописателя там, где надлежало действительно стоять уже имени продолжателя его, Тимофея Пономаря. В обоих сих списках начало Летописи потеряно; а начинается она — в Патриаршем с 1017 и кончится 1352 годом; в Татищевом же — с 946 и кончится 1441 годом. В сем последнем многие места гораздо подробнее первого, а наипаче в ближайших к нам летах. В прочем оба весьма сходны и порядком и слогом, который очень отличен от всех других Летописей. В сей то Летописи Татищев, по списку своему, прежде всех нашел драгоценный остаток Древних Русских Законов, под названием Правды, которую сам, он объяснив особыми Примечаниями и Предисловием, отдал список один в Библиотеку С.-Петербургской Академии Наук, а с него напечатана она в 1-й части Продолжения Древней Российской Вивлиофики 1786 г. в С.-Петербурге. После Татищева уже из того же списка А. Шлецер, выписав ее, издал в С.-Петербурге 1767 г. без всяких примечаний. Около 1790 г. найдены полнейшие списки сих Законов, и изданы 1792 г. с переводом и примечаниями некоторых Любителей Отечественной Истории в С.-Петербурге, и вторично в Москве 1799 г. оба в 4 долю листа. В Русских Достопамятностях, издаваемых Обществом Истории и Древностей Российских в 1-й части напечатан оных еще список XIII века из одной пергаменной Кормчей Книги.


Кто был Иоанн Священник, первоначальный сочинитель Новгородской Летописи, того доныне никто еще не исследовал. Но судя по году 1144, в коем, по Московскому изданию сей Летописи, означается постановление сочинителя в Попы, весьма вероятно можно заключить, что это был Святый Иоанн, первый Архиепископ Новгородский. В Житии его, напечатанном в Четиих-Минеях под 7 числом Сентября, и в Софийском Каталоге Новгородских Архиереев значится, что он родился в самом Новгороде и был Священником при тамошней приходской Церкви Св. Власия, по кончине Епископа Аркадия 1164 г. Новгородцами избран во Епископа, при пострижении в Монашество из Иоанна переименован Илиею, хиротонисан во Епископский сан в Киеве Всероссийским Митрополитом Иоанном III. 28 Марта 1165 г. и в следующем году пожалован Архиепископом, с предоставлением титла сего и преемникам его; а по 20-летнем Пастырстве скончался 1186 г. Сентября 7. Пред кончиною постригся он в схиму, и, как в Житии его из Великих Четьих Миней в Дмитриевых сокращенном ясно сказано, что наречено ему бысть в схиме первое имя его Иоанн, под коим и во Святых доныне почитается. В подтверждение сего можно заметить, что он дела своего правления в помянутой Летописи весьма кратко и скромно описывает, а


рукоположившего его в Попы Епископа Нифонта весьма выхваляет и защищает от народных нареканий по смерти его. Поелику же Татищев полагает, что Нифонт, Епископ Новгородский, в бытность свою еще Игуменом на Волыни продолжал после Сильвестра Несторову Летопись и много описал Волынских дел, то вероятно, заохотил он Иоанна сочинить Новгородскую Летопись, которую потом продолжал Пономарь Тимофей, а по нем другие. Последний продолжатель жил при Архиепископе Иоанне И, как видно под годом 1399, на стр. 669 Летописи С.-Петербургского издания. Приметен также и различный слог разных продолжателей. Князь Щербатов (в Предисловии своей Истории) заметил в самом Патриаршем списке сей Летописи разный почерк письма, чернил и правописания. В старописьменных Кормчих помещены сего Архиепископа Илии вместе с Белогородским Епископом уставленные два Правила: 1) о забвении Священником влития вина в Потир, 2) о изъядении мышью не Дискоса (как странною ошибкою писца в некоторых списках написано, а еще страннее издателем протолковано), но Агнца во время Литургии до употребления оного; а также 28 ответов от сего Пастыря данных на вопросы Монаха Кирика о разных Духовных случаях. Сии Правила и Ответы (с пропуском, однако ж, некоторых) напечатаны уже в книге Памятники Русской Словесности XII века, изданной иждивением Канцлера Графа Н. П. Румянцова в Москве 1821 г. в 4 долю листа.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
99.82 кб

Единоверческий священник Иоанн Верховский в изгнании: деятельность и взгляды

Майоров Роман Александрович
Читать PDF
259.17 кб

Личность священника Иоанна Белюстина по материалам его эпистолярного наследия

Владислав Сергеевич Малышев
Читать PDF
511.75 кб

Миссионерское служение священника Иоанна Нигровского на Нижневолжском фронтире

Власова Наталья Владимировна
Статья посвящена миссионерской деятельности Астраханской епархии на Нижневолжском фронтире на примере противораскольнической и противосектанской работы астраханского священника-миссионера Иоанна Павловича Нигровского.
Читать PDF
99.32 кб

Миссионерское служение священника Иоанна Харитонова среди калмыков Оренбургской епархии (1914-1916 г

Джунджузов Степан Викторович
Миссионерская деятельность священника Иоанна Харитонова была направлена на противодействие распространению буддизма (ламаизма) среди крещеных калмыков-казаков Оренбургского казачьего войска.
Читать PDF
1.09 мб

Дело священника Иоанна Семова с Орловским Епархиальным Начальством при архиепископе Орловском (12 но

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.47 мб

Дело священника Иоанна Семова с Орловским Епархиальным Начальством при архиепископе Орловском (12 но

Н. Н. Глубоковский

Похожие термины: