4.6.1896, м. Адамовка, Харьковской губ. - 19.6.1966, Сиэтл, США) - церковный деятель.
Происходил из известнейшего дворянского рода Максимовичей, среди представителей которого - канонизированный церковью Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, известный духовный поэт и писатель, автор книги «Илиотропион, или Сообразование Человеческой воли с Божественной волей». Его отец был предводителем дворянства, а дядя - ректором Киевского университета. В 1914 Михаил был выпущен из Тамбовского кадетского корпуса и поступил на юридический факультет Харьковского университета, который окончил в 1918, Одновременно со штудированием юриспруденции он изучал богословие, стал духовным сыном известного харьковского священника о. Николая Сагнушко-Загоровского и познакомился с одним из самых выдающихся церковных деятелей того времени - архиепископом Антонием Храповицким, который пожелал приблизить юношу к себе лично и руководить его духовным развитием.
Во время гражданской войны вместе с родителями, братьями и сестрой был эвакуирован в Югославию, где поступил в Белградский университет на богословский факультет, который окончил в 1925, зарабатывая на существование продажей газет. В 1924 в русской церкви в Белграде он был посвящен в чтецы первоиерархом Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополитом Антонием Храповицким, а через два года в Мильковском монастыре им же пострижен в монахи и хиротонисан в иеромонахи с именем Иоанн в честь его дальнего родственника Святителя Иоанна Тобольского. В эти годы он работал законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 стал преподавателем и воспитателем в сербской семинарии в городе Битоле. Здесь он по просьбе местных греков и македонских прихожан служил литургию на греческом языке, посещал больницы для душевнобольных и получил известность своей строгой аскетической жизнью. «Если желаете увидеть живого святого, пойдите в Битоль к отцу Иоанну», - говорил епископ Николай Велемирович - «сербский Златоуст», известный проповедник, поэт и вдохновитель сербского народно-просветительного движения. «Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления», - писал о нем в частном письме митрополит Антоний.
В 1934 И. был вызван в Белград и 2 8 мая хиротонисан в епископы с назначением на Шанхайскую кафедру. По прибытии в Шанхай епископ И.
разрешал местные юрисдикционные конфликты, налаживал связи с сербами, греками и украинцами, являлся вдохновителем и организатором всех общественных начинаний русского Шанхая: постройки госпиталя, приюта, домов для престарелых, коммерческого училища, женской гимназии, общественной столовой и т.п., а также руководил строительством русских православных храмов, в том числе огромного собора в честь иконы «Споручница грешных».
Одним из основных дел епископа И. в Шанхае была организация приюта Святителя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей.
Приют дал убежище в общей сложности 3,5 тысячам голодающих детей, которых епископ сам подбирал на китайских улицах и вызволял из шанхайских трущоб. Он также постоянно посещал шанхайские тюрьмы и больницы для умалишенных.
Во время японской оккупации епископ И. всеми силами отстаивал независимость русской диаспоры в Китае и, несмотря на угрозы и убийства двух членов Русского эмиграционного комитета, объявил себя главой русской колонии. Одновременно он вел обширную миссионерскую деятельность среди китайцев, иногда служил литургию на китайском языке. В конце 2-й мировой войны вследствие изменившейся ситуации и активной коммунистической пропаганды, все русские иерархи в Китае, за исключением епископа И., перешли из подчинения Синода РПЦЗ в юрисдикционное подчинение Московской патриархии и активно призывали своих прихожан принять советское гражданство. Епископ И. отказался изменить данной им Зарубежному Синоду присяге и в конечном итоге спас от репатриации и сталинских лагерей около 6 тысяч своих прихожан.
С приходом к власти коммунистов большинство русской колонии (около 5 тыс. чел.) были вынуждены обосноваться в палаточном лагере Международной беженской организации на острове Тубабао (Филиппины), где И. являлся не только безусловным духовным лидером, но и реальным главой русских беженцев, будучи их единственным ходатаем перед правительством Манилы, Он также лично совершил поездку в Вашингтон и, вопреки различным препятствиям, добился изменения ряда пунктов иммиграционных правил США, благодаря чему все русские из его лагеря смогли переехать в Америку.
В конце 2-й мировой войны И. был возведен в сан архиепископа, В 1951 он назначен на кафедру Западноевропейской епархии РПЦЗ и, таким образом, стал одним из «старших» архиереев Русской зарубежной церкви.
Он постоянно совершал миссионерские поездки по всей Европе, служил православную литургию по-французски, по-голландски, как раньше служил по-гречески и по-китайски, а позднее по-английски: слыл прозорливцем, бессребреником и целителем, пользовался уважением не только православных, но и католиков. Интересен отзыв одного католического священника в Париже, сказавшего, обращаясь к молодежи: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой - Saint Jean Nus Pieds (святой Иоанн Босой)».
Одним из основных дел архиепископа И. в это время было включение в православные святцы Святых Западной церкви, забытых или вовсе не известных православным в результате раскола католической и православной церквей. Архиепископ И. основал Голландскую православную церковь, которая сейчас имеет своего архиерея, свои монастыри, богослужебные книги и периодические издания. В 1952 он был назначен председателем первой комиссии по прославлению Св.Иоанна Кронштадтского, позднее участвовал в составлении службы и являлся автором кондака этому святому.
В 1962 по настоянию тысяч русских прихожан Сан-Франциско (фактически его бывшей шанхайской паствы) Синод назначил архиепископа И. на Сан-Францискую кафедру как единственного иерарха, способного устранить разногласия, возникшие в этой епархии. Под его руководством в 1964 был достроен кафедральный собор Сан-Франциско в честь иконы «Всех Скорбящих Радость». Собор явился самым большим кафедральным храмом русской зарубежной Америки, освящение которого сопровождалось Крестным ходом (более мили) при огромном стечении верующих. По его благословлению и при его участии было основано известное Братство преподобного Германа Аляскинского, одним из основателей которого был известный церковный писатель о.Серафим (Роуз), являвшийся духовным сыном архиепископа И.
Похоронен архиепископ И. в кафедральном соборе Сан-Франциско.
В русском зарубежье широко известны сборники его многочисленных проповедей, апологетические работы по опровержению католического догмата о «непорочном зачатии Девы Марии», а также эссе «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозной философской мысли», содержавшие богословскую критику основных начал «софиологии» О.Сергия Булгакова и явившееся основанием для соответствующего определения Святейшего Синода РПЦЗ.
В 1994 архиерейским Собором РПЦЗ принято решение о канонизации архиепископа И., который стал первым, не относящимся к новомученикам, канонизированным Святым Русской церкви послереволюционного времени.