23.8.1902, Москва - 1987, СантаБарбара, США) - церковный деятель. Родился в древнейшей княжеской семье, записанной в Государев Родословец; его имя было внесено в Бархатную книгу и в дворянскую родословную книгу. Крещен Дмитрием в честь Св.Дмитрия Ростовского. Поначалу обучался дома, затем поступил в Царскосельскую гимназию (1912), а затем и в Императорский Царскосельский лицей (1915).
В 1918 после ареста матери (выпущенной из ЧК по заступничеству крестьян) и личной встречи с Ф.Дзержинским отправился на юг России, в Ростов-на-Дону, где принимал «эпизодическое», по его словам, участие в гражданской войне. Летом 1919 в Севастополе был зачислен во флотскую Беспроволочно-телеграфную школу, а летом 1920, как недостигший 18-летнего возраста, был демобилизован в Русское общество пароходства и торговли и в качестве радиста эвакуирован в Константинополь. В этом же году он переехал в Париж, обучался в «Ecole Libre des Sciences Politiques», живя светской и, по собственному признанию, «легкомысленной» жизнью. В 1921 познакомился с И.Буниным, Б.Зайцевым и М.Алдановым, а на следующий год получил в Бельгии стипендию Лувенского университета и обучался сначала на его экономическом, а затем и на историческом отделении. Тогда же серьезно начал заниматься литературным творчеством, приступил впервые к «поэтическому ремеслу». В журнале «Русская мысль» (1922, май) появилось его первое стихотворение, ав 1923 вышел первый сборник его стихов. В 1924 стал членом бельгийского Пен-клуба, в котором встречался с П.Валери, Г.Честертоном, братьями Торо, П.Кюделем и др.
известными писателями. До 1926 печатался в разных периодических изданиях русской эмиграции, в 1925 стал редактором религиозно-философского сборника «Благонамеренный», в котором печатались В.Ходасевич, А.Ремизов, Д.Мирский и М.Цветаева, которая посвятила ему свое известное стихотворение «Старинное благоговенье».
В 1926 по совету своего духовника епископа Вениамина принял монашество в день своего рождения и поступил в Парижскую Духовную академию, где О.Сергий Булгаков поручил ему исследование «Об именах Божиих» - об истории и философии афонских имяславцев. Вскоре он получил вызов от епископа Вениамина в Югославию, где с 1927 по 1931 служил в Белой Церкви - маленьком городке на границе с Румынией. В 1927 рукоположен митрополитом Антонием в иеромонахи и открыл православное миссионерское издательство «За Церковь», издававшее православную просветительскую литературу; преподавал в Кадетском корпусе, в Пастырской школе для русских пожилых людей, начал писать «философию Православного пастырства». Объезжая различные сербские города, он задумал и реализовал идею создания т.н. «Белого иночества», т.е. пострижения в монахини женщин, которые при этом оставались жить в миру, что вызвало недоумение и кривотолки в среде русского духовенства. Постепенно он пришел к выводу о необходимости «внеполитического пастырского служения», подчеркивая, что «задачи церкви столь же возвышаются над государственными задачами, сколь небо над деревом». По этой причине в 1932 он порвал с митрополитом Антонием и возвратился из Югославии в Париж, где был назначен митрополитом Евлогием благочинным русских приходов в Германии.
Развернул в Германии бурную миссионерскую деятельность, участвовал в первых экуменических встречах.
С началом войны Германии с СССР архимандрит И. приветствовал немецкую оккупацию России, видя в ней промыслительное действие Божие, способное сокрушить ненавистный коммунистический режим. Этому была посвящена его панегерически воспевающая «германское воинство» статья «Близок час». Тем не менее считался германскими властями «неблагонадежным» священником (в частности, из-за принадлежности к юрисдикции митрополита Евлогия), у него отобрали все, кроме одного, приходы, принадлежавшие экзархату, закрыли его издательское дело, реквизировали книжные склады и склад теплых вещей, собранных для бедных, а ему самому запретили покидать Берлин. Несмотря на запреты властей, его церковь была открыта и для «остов», вывезенных из СССР на принудительные работы, и для тайно приходящих к нему евреев.
Гестапо также расследовало донос о его якобы «неарийском» происхождении, но в конце концов все-таки официально признало его арийцем.
В 1945 был репатриирован во Францию, где получил вызов из Америки от своего духовного сына, авиаконструктора И.Сикорского. В 1946 прибыл в США и был послан главой Американской митрополии Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополитом Феофилом в Лос-Анджелес, где оставался около года. Затем архимандрит И. был хиротонисан в епископа Бруклинского, а в дальнейшем назначен на Сан-Францискую кафедру и возведен в сан архиепископа, Он продолжал свою литературную деятельность, пользуясь псевдонимом «Странник».
После принятия монашества И. отрекся от призвания «светского литератора» как искушения, и его поэзия приобрела исключительно религиозный и боже-миссионерский характер. С начала вещания религиозных программ русской службы «Голоса Америки» и до своей смерти архиепископ И. - неизменный их участник, выступавший на апологетические темы. Он также являлся одним из главных идеологов отделения Американской митрополии от РПЦЗ и получения ею статуса Американской автокефальной церкви. С этой целью им и его единомышленниками было инициировано обращение американского епископата к Московской патриархии ив 1970 получен от нее статус автокефалии. Ввиду крайней канонической спорности этих действий Американская православная церковь до сих пор не признана ни одной Поместной православной церковью, за исключением Московской патриархии и ряда зависимых от нее восточноевропейских патриархатов.
Обширное литературное, богословское, философское и проповедническое наследие И. безусловно ставит его в один ряд с наиболее яркими фигурами русского православного возрождения XX в.