Иоанн XXIII
ИОАНН XXIII
(Анжело Джузеппе Ронсалли)(1881-1963), папа римский (1958-1963). Родился в крестьянской семье. Принял сан в 1904 г. Был ватиканским дипломатом, патриархом Венеции. Будучи избран папой, положил начало самым крупным в XX в. реформам католицизма, пытаясь приспособить его доктрину к новым условиям. Выступил за большую терпимость, за диалог с другими религиями. По его инициативе был созван Второй Ватиканский собор для внесения изменений в католическую доктрину и богослужение. Было разрешено вести богослужение не только на латыни, само богослужение стало более простым. Умер во время этого собора.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Иоанн XXIII
Иоанн XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли) (John XXIII) (1881-1963), папа римский (1958-63). Стоя во главе Римской католической церкви, предпринимал энергичные усилия по либерализации ее политики прежде всего по социальным вопросам. Особенно известными стали его энциклики Mater et Magistra ("Мать и наставница") о необходимости оказания помощи бедным и Расет in Terrls ("Мир на земле") о необходимости поддержания междунар. мира. Он созвал 2-й Ватиканский собор (1962-65) с целью обновить деятельность церкви, модернизировав ее учение и орг-цию, дабы в конце концов добиться единства всех христиан. Преемником И. стал Павел VI.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ИОАНН XXIII
Ioannes), в миру - Анджело Джузеппе Ронкалли (Angelo Giuseppe Roncalli) (25.XI.1881 - 3.VI.1963), - папа римский (с 1958). С 1921 - на ватиканской службе в конгрегации пропаганды веры, в 1925-35 - представитель Ватикана в Болгарии, в 1935-44 - в Турции и Греции, в в 1944-53 - нунций в Париже, в 1953-58 - патриарх Венеции. В сане кардинала с 1953. В 1962 созвал Вселенский католич. собор (первая сессия проходила в окт. - дек. 1962) с целью изыскания способов сохранения влияния католицизма в массах. Неоднократно выступал за прекращение гонки вооружений, за разрешение спорных междунар. вопросов путем переговоров, за мирное сосуществование государств. В 1963 И. XXIII была присуждена междунар. премия фонда им. Бальцана "За мир и гуманизм".
Иоанн XXIII
Балтазар Kocca)
nana римский в 1410—1415 гг. Происходил из знатного неаполитанского рода. В юности занимался пиратством. Учился на теологич. фак. Болонского ун-та. В годы «Великого раскола» сделал блестящую духовную карьеру — от дьякона до кардинала. После смерти избранного Пизанским собором (1409) папы Александра V в 1410 г. стал папой римским («пизанским») под именем И.XXIII. Кроме него продолжали считать себя папами не признавшие решения об их низложении Григорий XII (Рим) и Бенедикт XIII (Авиньон). И.XXIII активно боролся с ересями, в частности, с учениями Джона Виклифа и Яна Гуса. Вместе с императором Священной Рим. империи Сигизмундом был инициатором созыва Констанцского собора, положившего конец «Великому расколу». И.XXIII единственный из трех пап присутствовал на соборе. Дав обещание отречься, бежал из Констанца. Собор низложил И.XXIII, обвинив его в симонии, разврате, еретич. взглядах и т.д. И.XXIII был схвачен и посажен в тюрьму. Но вскоре новый папа Мартин V освободил его и сохранил ему сан кардинала. В сане кардинала бывший папа и скончался. Поведение И.XXIII было настолько одиозным, что долгое время ни один папа не брал себе имени Иоанн. Только в 1958 г. один из кардиналов, избранный папой, взял себе имя И.XXIII. Это означало, что И.XXIII считается «антипапой».
Лит.: Лозинский СТ. История папства. М, 1986; Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII. Мн., 1980.
nana римский в 1410—1415 гг. Происходил из знатного неаполитанского рода. В юности занимался пиратством. Учился на теологич. фак. Болонского ун-та. В годы «Великого раскола» сделал блестящую духовную карьеру — от дьякона до кардинала. После смерти избранного Пизанским собором (1409) папы Александра V в 1410 г. стал папой римским («пизанским») под именем И.XXIII. Кроме него продолжали считать себя папами не признавшие решения об их низложении Григорий XII (Рим) и Бенедикт XIII (Авиньон). И.XXIII активно боролся с ересями, в частности, с учениями Джона Виклифа и Яна Гуса. Вместе с императором Священной Рим. империи Сигизмундом был инициатором созыва Констанцского собора, положившего конец «Великому расколу». И.XXIII единственный из трех пап присутствовал на соборе. Дав обещание отречься, бежал из Констанца. Собор низложил И.XXIII, обвинив его в симонии, разврате, еретич. взглядах и т.д. И.XXIII был схвачен и посажен в тюрьму. Но вскоре новый папа Мартин V освободил его и сохранил ему сан кардинала. В сане кардинала бывший папа и скончался. Поведение И.XXIII было настолько одиозным, что долгое время ни один папа не брал себе имени Иоанн. Только в 1958 г. один из кардиналов, избранный папой, взял себе имя И.XXIII. Это означало, что И.XXIII считается «антипапой».
Лит.: Лозинский СТ. История папства. М, 1986; Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII. Мн., 1980.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Иоанн XXIII
Это статья о папе XX века
Блаженный Иоанн XXIII (лат. Johannes PP. XXIII, до интронизации — Анжело Джузеппе Ронкалли, итал. Angelo Giuseppe Roncalli; 25 ноября 1881 — 3 июня 1963), римский папа с 1958. Дипломат Ватикана, исполнял обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 созвал II Ватиканский собор.
Начало служения
Анджело Джузеппе Ронкалли (итал. Angelo Roncalli) родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с родней, с братьями, так и оставшимися крестьянами. Вопреки сложившейся в Ватикане традиции, когда каждый вновь избранный папа возвышал свою родню, Иоанн XXIII не присвоил никому из членов своей семьи дворянского звания.
В 1900 Ронкалли окончил Бергамскую Духовную семинарию, в 1904 — теологическое отделение Римской папской семинарии. Получив диплом богослова и приняв сан священника, Ронкалли более десяти лет был секретарем епископа Бергамо Д. М. Радини Тедески (1904—1914), одновременно преподавая историю церкви в Бергамской семинарии.
Во время Первой мировой войны он был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом.
В 1921 Ронкалли был назначен членом «Священной конгрегации пропаганды веры». Он занимался реорганизацией миссионерской службы, вел курс патрологии в папском Латеранском университете.
Дипломатическая карьера
Самостоятельным мышлением он рано вызвал неудовольствие центра папской курии — священной канцелярии. В 1925 Ронкалли, получив сан епископа, был назначен нунцием (дипломатом) на один из самых трудных участков, — в Софию. Болгарский царь принадлежал к православной церкви, его жена, из Савойской династии, — к католической. Чтобы бракосочетание совершилось по католическому обряду, дети от этого брака должны были воспитываться в католической вере, что не устраивало болгарского царя. Часто возникали такие ситуации, из которых сам нунций с трудом находил выход. И куриальной бюрократии не оставалось ничего другого, как терпеть Ронкалли на этом посту.
В 1935 он прибыл в качестве нунция в Анкару. Поскольку Ронкалли представлял папский престол также и в Афинах, то ему приходилось действовать в одно и то же время в двух конфликтующих между собой средах. Он так блестяще справлялся со своими обязанностями, что Монтини, в ту пору помощник статс-секретаря в Ватикане, настоял на передаче Ронкалли нунциатуры в Париже (1944). То была нунциатура первостепенной важности. Предшественник Ронкалли на этом посту Валери, поддерживавший хорошие отношения с режимом Виши, после падения этого режима был отозван по требованию де Голля. Большинство французских епископов, подобно тому же Валери, было коллаборационистами. Ронкалли оказался перед почти неразрешимыми проблемами, но он быстро завоевал доверие де Голля и, находясь в Париже, нашел и путь в Москву. То, что не было ему ясно в Софии и Анкаре, он понял в Париже во время разговоров с де Голлем: без мощи Советского Союза Европа немыслима.
Кардинальский сан. Избрание папой
Возведенный в 1953 в соответствии с желанием французского правительства в сан кардинала, Ронкалли стал Патриархом Венеции.
Осенью 1958 конклав кардиналов избрал Ронкалли папой. Уже выбранное им для себя имя — Иоанн ХХIII — явилось вызовом папской курии. Это имя антипапы (Бальтазара Коссы), который за совершенные им преступления в 1415 был смещен церковным собором в Констанце. Бальтазар Косса признавался антипапой. Его личность была настолько одиозной, что почти 550 лет ни один римский понтифик не называл себя Иоанном. Сам Ронкалли объяснил, что это имя ему дорого: так звали его отца.
Понтификат
Понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных 5 лет, определил новый курс ватиканской политики, которая соответствовала новым реалиям и была призвана установить диалог между разными странами и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. Большинство исследователей называют политику папы Иоанна XXIII, направленную в защиту беднейших жителей мира, примером утверждения принципов христианского социализма, которые развивались в папских энцикликах.
Отношения с социалистическим лагерем. Пацифизм
Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала католическая церковь, было очень серьезным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.
Уже в первом своем обращении по радио в ноябре 1958 папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: «Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?» В своей первой энциклике «Ад петри катедрам» от 2 июля 1959 папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир.
В 1959 Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе, а 3 января 1962 аккредитовал при папском дворе представителя правительства Ф.Кастро Л. А. Бланко-и-Фернандеса.
Однако стратегия Ватикана — принципиальное отрицание идеологии коммунизма — сохранялась и в период понтификата Иоанна ХХIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом со странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 млн католиков, отвечает интересам католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах.
Чтобы защитить себя от тех противников в курии, которые упрекали его в отступлении от основных положений католической церкви и чрезмерных симпатиях к коммунизму, Иоанн часто подчеркивал, что прекрасно понимает, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Это видно из молитвенной формулы, рекомендованной им католикам в августе 1961: «Бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру». Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а «истинный мир, мир Христа».
В начале 1960-х Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путем «свободных и лояльных переговоров», содействовать которым — «знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле». В отличие от своих предшественников Иоанн XXIII не требовал осыпать проклятиями и отлучать от церкви тех, кто исповедует «ошибочные учения». «Сегодня церковь предпочитает прощение вместо суровости», — говорил он.
Выступая по радио в сентябре 1961, Иоанн XXIII советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путем искренних и свободных переговоров.
В речи 25 декабря 1961 перед дипломатами, аккредитованными при Ватикане, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: «Суд истории будет суров для тех, кто не сделает все возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны».
Эта же мысль была развита им на приеме правительственных делегаций, прибывших на открытие Вселенского собора в Ватикане в октябре 1962, и еще раз — через несколько дней после этого, в дни кризиса в районе Карибского моря, когда папа обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и предотвратить третью мировую войну несмотря на то, что многие кардиналы рекомендовали ему всецело поддержать США.
Иоанн при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики. Переговоры с дипломатами ВНР, начатые Ватиканом при Иоанне XXIII, завершились при его преемнике подписанием в сентябре 1964 соглашения, предусматривавшего урегулирование некоторых практических вопросов, относившихся к деятельности церкви.
Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вел активный диалог с лидерами нехристианских церквей Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.
Иоанн стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей. «Все люди братья, и все следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия», — говорил он.
Второй Ватиканский собор. Обновление Церкви
Папа Иоанн XXIII был инициатором проведения ХХI Вселенского собора, призванного обновить доктрину современной католической церкви и способствовать процессам экуменизации в рамках всего христианского мира. По этой причине он пытался созвать собор, который был бы не собором исключительно католиков, а Вселенским в полном понимании этого слова. Отношения католической церкви с остальными ответвлениями христианства папа налаживал с момента восхождения на престол. 2 декабря 1960 папа впервые за последние 400 лет принимал у себя в Риме руководителя англиканской церкви — Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера.
В день открытия первой сессии Второго Ватиканского или ХХI Вселенского собора 11 сентября 1962 года Иоанн XXIII подчеркнул необходимость «содействовать устранению всех конфликтов и прежде всего войн — этого бича народов». На соборе обсуждались два важнейших пункта папской программы: обновление церковной жизни, называемое папой Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединение с другими христианскими церквами.
Папа добился большого успеха: русская православная церковь в лице двух своих наблюдателей официально принимала участие в работе собора. Иоанн придавал исключительное значение присутствию на Втором ватиканском соборе именно этой церкви.
Еще в энциклике «Mater et magistra» («Мать и Наставница», 1961) — программном документе католической церкви по вопросам социальной политики — Иоанн ХХIII подчеркивал, что собор должен выработать новую концепцию, способствующую предотвращению любого конфликта, особенно военного. 11 октября 1962 папа заявил, что в задачу собора не входит осуждение заблуждений и провозглашение анафемы, что ныне церковь предпочитает «прибегнуть скорее к целительному средству милосердия, чем к строгости». Речь папы завершалась призывом к сохранению мира.
В дни работы первой сессии собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Польши на Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканского статс-секретариата.
В своей рождественской речи Иоанн XXIII называл мир самым драгоценным благом на земле. Это было его последнее рождественское послание. 7 марта 1963, обращаясь к президенту Италии Гронки по случаю присуждения фондом имени Бальцана международной премии «За мир и гуманизм», папа говорил о сверхнейтралитете Ватикана. папа нарочито прибегнул к превосходным степеням, так как его предшественник охотно толковал о ватиканском нейтралитете, которого в действительности не было. Получив премию, Иоанн принял журналистов.
Прием свидетельствовал — в той мере, в какой это касалось папы, — что Ватикан выработал новую тактику. В консервативных кругах это вызвало возмущение и удивление. Как бы отвечая своим критикам, папа при посещении одной приходской церкви в Риме подчеркнул: «Чего иного может желать папа как пастырь, как не творить добро? Он никому не хочет причинить зло, он ищет только доброе и не хочет ничего иного, как обратить сердца к делам небесным».
В энциклике «Pacem in terris» («Мир на Земле») от 13 апреля 1963 папа хотел «в свете Евангелия объединить все силы, ведущие к подлинному миру в личной сфере, семье и обществе».
Незадолго до смерти Иоанн XXIII говорил нунцию В. Роберти о своем намерении установить дипломатические отношения с Советским Союзом и даже встречался с зятем Н. С. Хрущева А. И. Аджубеем.
Итоги деятельности
Увы, деятельность папы не получила должной оценки в его ближайшем окружении.
Противники курса Иоанна XXIII называли его «красным папой», сторонники — «папой мира».
Папе не было суждено самому осуществить программу «обновления» церкви, принятую Вторым Ватиканским собором. Он умер 3 июня 1963 от рака желудка, отказавшись от операции.
В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его); это первый шаг к канонизации одного из самых популярных пап XX века.
Блаженный Иоанн XXIII (лат. Johannes PP. XXIII, до интронизации — Анжело Джузеппе Ронкалли, итал. Angelo Giuseppe Roncalli; 25 ноября 1881 — 3 июня 1963), римский папа с 1958. Дипломат Ватикана, исполнял обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 созвал II Ватиканский собор.
Начало служения
Анджело Джузеппе Ронкалли (итал. Angelo Roncalli) родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с родней, с братьями, так и оставшимися крестьянами. Вопреки сложившейся в Ватикане традиции, когда каждый вновь избранный папа возвышал свою родню, Иоанн XXIII не присвоил никому из членов своей семьи дворянского звания.
В 1900 Ронкалли окончил Бергамскую Духовную семинарию, в 1904 — теологическое отделение Римской папской семинарии. Получив диплом богослова и приняв сан священника, Ронкалли более десяти лет был секретарем епископа Бергамо Д. М. Радини Тедески (1904—1914), одновременно преподавая историю церкви в Бергамской семинарии.
Во время Первой мировой войны он был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом.
В 1921 Ронкалли был назначен членом «Священной конгрегации пропаганды веры». Он занимался реорганизацией миссионерской службы, вел курс патрологии в папском Латеранском университете.
Дипломатическая карьера
Самостоятельным мышлением он рано вызвал неудовольствие центра папской курии — священной канцелярии. В 1925 Ронкалли, получив сан епископа, был назначен нунцием (дипломатом) на один из самых трудных участков, — в Софию. Болгарский царь принадлежал к православной церкви, его жена, из Савойской династии, — к католической. Чтобы бракосочетание совершилось по католическому обряду, дети от этого брака должны были воспитываться в католической вере, что не устраивало болгарского царя. Часто возникали такие ситуации, из которых сам нунций с трудом находил выход. И куриальной бюрократии не оставалось ничего другого, как терпеть Ронкалли на этом посту.
В 1935 он прибыл в качестве нунция в Анкару. Поскольку Ронкалли представлял папский престол также и в Афинах, то ему приходилось действовать в одно и то же время в двух конфликтующих между собой средах. Он так блестяще справлялся со своими обязанностями, что Монтини, в ту пору помощник статс-секретаря в Ватикане, настоял на передаче Ронкалли нунциатуры в Париже (1944). То была нунциатура первостепенной важности. Предшественник Ронкалли на этом посту Валери, поддерживавший хорошие отношения с режимом Виши, после падения этого режима был отозван по требованию де Голля. Большинство французских епископов, подобно тому же Валери, было коллаборационистами. Ронкалли оказался перед почти неразрешимыми проблемами, но он быстро завоевал доверие де Голля и, находясь в Париже, нашел и путь в Москву. То, что не было ему ясно в Софии и Анкаре, он понял в Париже во время разговоров с де Голлем: без мощи Советского Союза Европа немыслима.
Кардинальский сан. Избрание папой
Возведенный в 1953 в соответствии с желанием французского правительства в сан кардинала, Ронкалли стал Патриархом Венеции.
Осенью 1958 конклав кардиналов избрал Ронкалли папой. Уже выбранное им для себя имя — Иоанн ХХIII — явилось вызовом папской курии. Это имя антипапы (Бальтазара Коссы), который за совершенные им преступления в 1415 был смещен церковным собором в Констанце. Бальтазар Косса признавался антипапой. Его личность была настолько одиозной, что почти 550 лет ни один римский понтифик не называл себя Иоанном. Сам Ронкалли объяснил, что это имя ему дорого: так звали его отца.
Понтификат
Понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных 5 лет, определил новый курс ватиканской политики, которая соответствовала новым реалиям и была призвана установить диалог между разными странами и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. Большинство исследователей называют политику папы Иоанна XXIII, направленную в защиту беднейших жителей мира, примером утверждения принципов христианского социализма, которые развивались в папских энцикликах.
Отношения с социалистическим лагерем. Пацифизм
Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала католическая церковь, было очень серьезным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.
Уже в первом своем обращении по радио в ноябре 1958 папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: «Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?» В своей первой энциклике «Ад петри катедрам» от 2 июля 1959 папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир.
В 1959 Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе, а 3 января 1962 аккредитовал при папском дворе представителя правительства Ф.Кастро Л. А. Бланко-и-Фернандеса.
Однако стратегия Ватикана — принципиальное отрицание идеологии коммунизма — сохранялась и в период понтификата Иоанна ХХIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом со странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 млн католиков, отвечает интересам католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах.
Чтобы защитить себя от тех противников в курии, которые упрекали его в отступлении от основных положений католической церкви и чрезмерных симпатиях к коммунизму, Иоанн часто подчеркивал, что прекрасно понимает, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Это видно из молитвенной формулы, рекомендованной им католикам в августе 1961: «Бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру». Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а «истинный мир, мир Христа».
В начале 1960-х Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путем «свободных и лояльных переговоров», содействовать которым — «знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле». В отличие от своих предшественников Иоанн XXIII не требовал осыпать проклятиями и отлучать от церкви тех, кто исповедует «ошибочные учения». «Сегодня церковь предпочитает прощение вместо суровости», — говорил он.
Выступая по радио в сентябре 1961, Иоанн XXIII советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путем искренних и свободных переговоров.
В речи 25 декабря 1961 перед дипломатами, аккредитованными при Ватикане, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: «Суд истории будет суров для тех, кто не сделает все возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны».
Эта же мысль была развита им на приеме правительственных делегаций, прибывших на открытие Вселенского собора в Ватикане в октябре 1962, и еще раз — через несколько дней после этого, в дни кризиса в районе Карибского моря, когда папа обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и предотвратить третью мировую войну несмотря на то, что многие кардиналы рекомендовали ему всецело поддержать США.
Иоанн при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики. Переговоры с дипломатами ВНР, начатые Ватиканом при Иоанне XXIII, завершились при его преемнике подписанием в сентябре 1964 соглашения, предусматривавшего урегулирование некоторых практических вопросов, относившихся к деятельности церкви.
Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вел активный диалог с лидерами нехристианских церквей Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.
Иоанн стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей. «Все люди братья, и все следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия», — говорил он.
Второй Ватиканский собор. Обновление Церкви
Папа Иоанн XXIII был инициатором проведения ХХI Вселенского собора, призванного обновить доктрину современной католической церкви и способствовать процессам экуменизации в рамках всего христианского мира. По этой причине он пытался созвать собор, который был бы не собором исключительно католиков, а Вселенским в полном понимании этого слова. Отношения католической церкви с остальными ответвлениями христианства папа налаживал с момента восхождения на престол. 2 декабря 1960 папа впервые за последние 400 лет принимал у себя в Риме руководителя англиканской церкви — Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера.
В день открытия первой сессии Второго Ватиканского или ХХI Вселенского собора 11 сентября 1962 года Иоанн XXIII подчеркнул необходимость «содействовать устранению всех конфликтов и прежде всего войн — этого бича народов». На соборе обсуждались два важнейших пункта папской программы: обновление церковной жизни, называемое папой Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединение с другими христианскими церквами.
Папа добился большого успеха: русская православная церковь в лице двух своих наблюдателей официально принимала участие в работе собора. Иоанн придавал исключительное значение присутствию на Втором ватиканском соборе именно этой церкви.
Еще в энциклике «Mater et magistra» («Мать и Наставница», 1961) — программном документе католической церкви по вопросам социальной политики — Иоанн ХХIII подчеркивал, что собор должен выработать новую концепцию, способствующую предотвращению любого конфликта, особенно военного. 11 октября 1962 папа заявил, что в задачу собора не входит осуждение заблуждений и провозглашение анафемы, что ныне церковь предпочитает «прибегнуть скорее к целительному средству милосердия, чем к строгости». Речь папы завершалась призывом к сохранению мира.
В дни работы первой сессии собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Польши на Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканского статс-секретариата.
В своей рождественской речи Иоанн XXIII называл мир самым драгоценным благом на земле. Это было его последнее рождественское послание. 7 марта 1963, обращаясь к президенту Италии Гронки по случаю присуждения фондом имени Бальцана международной премии «За мир и гуманизм», папа говорил о сверхнейтралитете Ватикана. папа нарочито прибегнул к превосходным степеням, так как его предшественник охотно толковал о ватиканском нейтралитете, которого в действительности не было. Получив премию, Иоанн принял журналистов.
Прием свидетельствовал — в той мере, в какой это касалось папы, — что Ватикан выработал новую тактику. В консервативных кругах это вызвало возмущение и удивление. Как бы отвечая своим критикам, папа при посещении одной приходской церкви в Риме подчеркнул: «Чего иного может желать папа как пастырь, как не творить добро? Он никому не хочет причинить зло, он ищет только доброе и не хочет ничего иного, как обратить сердца к делам небесным».
В энциклике «Pacem in terris» («Мир на Земле») от 13 апреля 1963 папа хотел «в свете Евангелия объединить все силы, ведущие к подлинному миру в личной сфере, семье и обществе».
Незадолго до смерти Иоанн XXIII говорил нунцию В. Роберти о своем намерении установить дипломатические отношения с Советским Союзом и даже встречался с зятем Н. С. Хрущева А. И. Аджубеем.
Итоги деятельности
Увы, деятельность папы не получила должной оценки в его ближайшем окружении.
Противники курса Иоанна XXIII называли его «красным папой», сторонники — «папой мира».
Папе не было суждено самому осуществить программу «обновления» церкви, принятую Вторым Ватиканским собором. Он умер 3 июня 1963 от рака желудка, отказавшись от операции.
В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его); это первый шаг к канонизации одного из самых популярных пап XX века.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002