Иегова сила и помощник)-а) (Суд 6.11,29-31; 7.14; 4Ц 14.27)-сын (потомок) Авиезера из колена Манассиина, отец Гедеона;
б) (3Ц 22.26; 2Пар 18.25)-сын израильского царя Ахава (см. сын царя);
в) (4Ц 11.2,21; 12.1,2,4,6,7,18-20; 13.1,10; 14.1,3,13,17,23; 1Пар 3.11; 2Пар 22.11; 24.1,2,4,22.24; 25.23,25)-сын и преемник Охозии, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 40 лет. Ему было не больше года, когда его бабка-Гофолия, убив всех его братьев, захватила власть. Сам он был спрятан Иосавефой-сестрой своего отца и женой священника Иодая. Иодай способствовал его воцарению и пока он был жив, царь не уклонялся от праведного пути. Но после его смерти он дал увлечь себя в идолопоклонство и за обличения даже приказал убить Захарию-сына своего благодетеля (о котором упоминает Господь в Мф 23.35). Но вскоре за этим последовал суд Божий-на Иудею напали сирийцы, которые унесли все богатство храма, а самого царя убили заговорщики;
г) (4Ц 13.9,10,12-14,25; 14.1,8,9,11,13,15-17,27; 2Пар 25.18,20,21,23)-сын и преемник Иоахаза, царь израильский, царствовавший в Самарии 16 лет. Как и предыдущие цари, он не отступал от греха Иеровоама;
д) (1Пар 12.3)-аналог. Бераха;
е) (1Пар 27.28)-один из смотрителей над имением Давида.
Иоас
Иоас
Иоас
Иоаш. Иоас. 1) Отец Гедеона; он отказался выдать жителям города своего сына, который разрушил жертвенник Ваала, и сказал: Если он (Ваал) — Бог, то пусть сам вступится за себя» (Суд. 6:11,25 и дал.). 2) Сын Ахава, который вместе с градоначальником Амоном получил от царя приказание стеречь пророка Михея (3Цар. 22:26).
3) Сын и преемник Охозии, царя Иудейского 878-838 до Р.Хр. Когда его бабка Гофолия умерщвляла весь царский род, то он был спасен теткою Иосавефою и скрывался в течение 6 лет в храме. Семи лет он был избран царем, благодаря ходатайству священника Иодая. Пока Подай, жил, Иоас служил Господу, заботился об обновлении храма и преуспевал, но после смерти Иодая царь стал слушаться плохих советов. Идолопоклонство одержало верх. Когда Захария, сын Иодая, обличил народ, Иоас велел убить его «а дворе храма. После этого одна беда стала сменять другую: Сирияне опустошили страну и увезли сокровища храма в виде добычи, сам царь был тяжело ранен в этой войне и умерщвлен двумя своими слугами 4 Цар. 11; 12; 2 Пар. 23-24). 4) Сын и наследник Иоаса, израильского царя, 839-825 г. до Р.Хр., придерживался «греха Иеровоама», хотя и чтил пророка Елисея. Он посетил пророка перед его смертью и Елисей предсказал ему победу над сириянами (4 Цар. 13:14 и дал.). Когда Иудейский царь Амассия, гордый своей победой над идумеями, вызвал на сражение Иоаса, последний разбил его на голову, взял Иерусалим и ограбил храм (4 Цар. 13:9 и дал.; 14:1 и дал.; 2 Пар. 25:17 и дал.).
3) Сын и преемник Охозии, царя Иудейского 878-838 до Р.Хр. Когда его бабка Гофолия умерщвляла весь царский род, то он был спасен теткою Иосавефою и скрывался в течение 6 лет в храме. Семи лет он был избран царем, благодаря ходатайству священника Иодая. Пока Подай, жил, Иоас служил Господу, заботился об обновлении храма и преуспевал, но после смерти Иодая царь стал слушаться плохих советов. Идолопоклонство одержало верх. Когда Захария, сын Иодая, обличил народ, Иоас велел убить его «а дворе храма. После этого одна беда стала сменять другую: Сирияне опустошили страну и увезли сокровища храма в виде добычи, сам царь был тяжело ранен в этой войне и умерщвлен двумя своими слугами 4 Цар. 11; 12; 2 Пар. 23-24). 4) Сын и наследник Иоаса, израильского царя, 839-825 г. до Р.Хр., придерживался «греха Иеровоама», хотя и чтил пророка Елисея. Он посетил пророка перед его смертью и Елисей предсказал ему победу над сириянами (4 Цар. 13:14 и дал.). Когда Иудейский царь Амассия, гордый своей победой над идумеями, вызвал на сражение Иоаса, последний разбил его на голову, взял Иерусалим и ограбил храм (4 Цар. 13:9 и дал.; 14:1 и дал.; 2 Пар. 25:17 и дал.).
ИОАС
Бог подпора) — имя следующих лиц: 2Пар 22:9-11 — восьмой царь Иудейский. Когда отец его, Охозия, был убит Ииуем, его бабка Гофолия, дочь Ахава, вероятно от Иезавели, истребила почти весь царский дом и сама овладела престолом. Иоас, бывший тогда еще дитятею одного года (2Пар 22:12, 24:1), был спасен своею теткою, Иосавефою, женою священника Иодая и был скрываем в течении шести лет в Доме Божием. В конце сего времени Иодай успел подготовить восстание в его пользу, имевшее последствием умерщвление Гофолии и возведение на престол Иоаса. Пока жив был Иодай, Иоас под его влиянием оставался верным Богу, благоугождал ему и царство Иудейское наслаждалось в это время спокойствием и благоденствием (4Цар 12:2). В начале своего царствования Иоас приказал возобновить храм (разоренный нечестивою Гофолиею, которая все посвященное для Дома Божия употребила на служение Ваалу; 2Пар 24:4-14); но по смерти Иодая, следовательно на 25 году своего царствования, легкомысленный царь позволил князьям и царедворцам увлечь себя в идолопоклонство (2Пар 24:17) и не взирая на обличения пророков, он не только не исправился, но даже и убил Захарию, сына своего благодетеля Иодая, который спас его от гибели. Вероятно на сего-то Захарию и указывал Господь И. Христос в словах еванг. Мф (23:35), хотя он и называется здесь сыном Варахииным. Но суд Божий не замедлил открыться. Вскоре многочисленное войско Иоаса было разбито Азаилом, царем Сирийским, и мир был куплен всеми сокровищами храма и дворца. Вскоре после того два раба его, Завад и Иегозавад, в отмщение за убийство Захарии составили против него заговор и умертвили его на постели. “И похоронили его, замечает свящ. летописец, в городе Давидовом но не похоронили его в царских гробницах” (2Пар 24:25). 4Цар 13:7-14 — двенадцатый царь Израильский, сын Иоахаза, внук Ииуя. В царствование своего отца, с которым он царствовал совместно в течения двух лет, царство Израильское было доведено до крайней степени бедствий, причиненных Сириянами, хотя по молитве Иоахаза Бог и послал некоторое избавление (ст. 5), а при Иоасе и совершенно избавил от оных. Несмотря на то, что Иоас делал неугодное в очах Господних, не отставал от всех грехов Иеровоама и предавался идолослужению, введенному им, он все таки, как кажется, был менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству — Иосифа Флавия, он был даже добрый человек и в своих действиях совсем даже не походил на своего отца (Antiq. IX, 8). Возможно, что характер его исправился в последнее время его царствования. Его уважение к пр. Елисею частью оправдывает это мнение. Царь посетил пророка на смертном одре, и плакал над ним, произнося те же самые слова, какие произнес некогда сам Елисей перед чудесным вознесением Илии на небо: “отец -мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!” (4Цар 13:14) восклицал он и получил от пророка уверение в одержании трех побед над Сириянами (ст. 19, 25). Амасия, царь Иудейский, возгордившись своими победами над Идумеями и, вероятно, желая отметить за потери, нанесенные ему Израильским войском, начал с Иоасом войну. Иоас предостерегал его от опасности, иронически сравнивая его с терном, который послал к кедру Ливанскому сказать ему: “отдай дочь свою в жены сыну моему” (4Цар 14:9). Несмотря на предостережение, Амасия упорствовал и был разбит на голову при Вефсамисе. Иоас привел его пленником в его столицу, Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую на четыреста локтей и затем вернулся в Самарию, захватив с собою все священные и царские сокровища Иерусалима. После шестнадцатилетнего царствования (841-825 до Р.Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. Ему наследовал сын его Иеровоам 11 (4Цар 14:16). Суд 6:11 — отец Гедеона. Он называется Авиезеров, как потомок Авиезера, из колена Манассиина. Иоас был человек состоятельный, и в то время, как Мадианитяне опустошали страну, жил в г. Офре, называвшемся Авиезеровою, в отличие от Офры Вениаминовой. Хотя и полу идолопоклонник, он с такою силою защищал своего сына, разрушившего жертвенник Ваала и срубившего священное дерево, находившееся при нем, что народ начал называть Гедеона с того дня Иероваалом, что значит: “пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его” (Суд 6:32). 1Пар 27:28 — из начальников над имением Давида, заведовавший запасами оливкового масла. 1Пар 12:3 — сын Шемаи, из Гивы Вениаминовен, перешедший к Давиду в Секелаге. 3Цар 22:26 — младший сын Ахава, царя Израильского, управлявший царством во время отсутствия Ахава для осады Рамофа-Галаадского.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990