ИОАСАФ II

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИОАСАФ II
?-1672), патриарх Московский и всея Руси с 1667. Возведен в сан патриархами Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием. Оказывал покровительство Симеону Полоцкому. Организатор миссионерской деятельности в Сибири, составил правила по иконописанию (1668).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Иоасаф II

Иоасаф II - седьмой русский патриарх в 1667 - 1672 годах, преемник Никона . При нем состоялся знаменитый Московский Собор 1667 г., решивший вопрос о старообрядчестве, именно было безусловно одобрено исправление книг, совершенное Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся. При Иоасафе велась борьба против раскола (изданы полемические сочинения ""Жезл правления""; ""Глас к священноначальникам""; священники, которые продолжали совершать литургию по-старому, уволены). Заботясь о ""правильном"" иконописании и борясь с проникновением западной манеры в русскую иконопись, Иоасаф издал ""Выписку от божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя"" (М., 1668). Иоасаф не был новатором: он шел по стопам Никона, но без его энергии и огня и, между прочим, не привел в исполнение постановление собора 1667 г. о заведении школ.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИОАСАФ II
(ум. 1672) – Патриарх Московский и всея Руси в 1667-1672 гг. Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 г. проходил Большой Московский Собор, на котором, кроме патриарха Московского Иоасафа II, присутствовали патриархи Александрийский и Антиохийский, 24 архиерея и 54 духовных лица. Патриарх Иоасаф II продолжил начатое патриархом Никоном исправление и печатание богослужебных книг. Он также способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу патриарх Иоасаф II проявлял о распространении христианства в Сибири. Скончался патриарх Иоасаф II 17 февраля 1672 г. и был погребен в Успенском соборе, у западной стены, возле раки свт. Ермогена.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иоасаф II

— седьмой патриарх московский, преемник Никона и предшественник Питирима, умер 17 февраля 1672 г. В 1654—1656 гг. он был архимандритом Рождественского монастыря во Владимире, а в 1656—1666 гг. архимандритом Троице-Сергиева монастыря. На этом месте царь Алексей Михайлович близко узнал Иоасафа и получил к нему особенное уважение после того, как во время трехдневного поста и молитв архимандрита с братией московская рать одержала блестящую победу над поляками. В особой грамоте по этому случаю царь называл архимандрита Иоасафа и братию монастыря "небесными человеками и земными ангелами". 10 февраля 1667 г. собором иерархов Иоасаф, находившийся уже в преклонных летах, был поставлен в патриархи. Патриаршество его, продолжавшееся пять лет, было ознаменовано несколькими крупными событиями и важными реформами в русской церкви. При нем были составлены Симеоном Полоцким и изданы в 1670 г. два катихизиса, большой и малый; при его же ближайшем участии восстановлена задолго пред тем прекратившаяся в Московской Руси изустная проповедь в церквах; миссионерская проповедь православной веры при Иоасафе достигла восточной Даурии: на берегах Амура в 1671 г. был построен иеромонахом Гермогеном Спасский монастырь; на севере проповедано было христианство зырянам и самоедам и жителям островов Новой Земли. Большой Московский собор 1667 г., на котором кроме патриарха московского присутствовали два патриарха восточных, 11 митрополитов, 13 архиепископов и епископов и 54 духовные лица низших степеней, сделал много важных постановлений. Конечно, трудно решить, сколько в этих постановлениях имела значения личная инициатива патриарха Иоасафа II; в постановлениях собора делаются ссылки преимущественно на пример церквей восточных; но во всяком случае несомненно, что участие Иоасафа не было всегда только пассивным: некоторые настойчивые советы восточных патриархов были оставлены Иоасафом без исполнения. Так, он совершенно игнорировал их прекрасный совет о заведении повсеместно в России училищ, что, как патриархи указывали, конечно, совершенно справедливо, было бы лучшим средством для борьбы с расколом; он также не последовал их совету об учреждении новых епархий в России — из них им учреждена лишь одна белгородская. Из постановлений собора, осуществлению которых Иоасаф II посвящал свою деятельность, особенно важны: отмена подсудности духовенства светским чиновникам, причем вместо "Тиунской избы" учрежден "Приказ церковных дел", в котором заседали только духовные судьи; постановление, чтобы священники обязательно обучали своих детей грамоте; запрещение признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований; запрещение работать, торговать и производить суд в праздничные дни, — наблюдать за исполнением этого должны были архиерей и священники; установление для всех духовных лиц обязательного единообразного одеяния; запрещение священникам при совершении браков ехать впереди свадебного поезда с крестом, если поезд сопровождается скоморохами, музыкой и пением и т. п. Много сделано было собором и других постановлений, которые определяют взаимные отношения иерархических церковных степеней и обрядовые подробности богослужебного чина, из которых некоторые с течением времени утратили силу; этот же собор отменил перекрещивание католиков. В патриаршество Иоасафа II окончательно совершилось и образование раскола старообрядства, обособившего от общей религиозной жизни России миллионы русских людей, не пожелавших отказаться от древних церковных обрядов и старопечатных богослужебных книг, и за неповиновение в этом деле церкви преданных, по силе церковных правил, 13 мая 1667 г. проклятию, а государством подвергнутых уголовному преследованию, согласно византийским законам, внесенным в Уложение царя Алексея Михайловича. Особым посланием к священноначальствующим Иоасаф разъяснял, как надо относиться к раскольникам. На долю его выпало впервые применить постановления собора 1667 г. против раскольников. В 1668 г., узнав, что многие священники отказываются отправлять церковные службы по новым книгам, а литургию совершают на просфорах с осьмиконечным крестом, патриарх лишил их должностей и предал суду, а просфорниц сослал в монастыри. Из других распоряжений Иоасафа II известны его законы о правильном писании икон, по поводу чего он обращался с посланиями к царю и к "придворному изуграфу" Симону Ушакову. Своими мероприятиями патриарх остановил вторжение в русскую иконопись итальянской и вообще западной манеры иконописания и узаконил византийский стиль иконописи, по древним подлинникам. Исправление богослужебных книг по древним греческим текстам, не вполне оконченное при Никоне, продолжалось и при Иоасафе II. В 1670 г. издана "Цветная триодь", сверенная с греческим подлинником, а в 1672 г. напечатана "Постная триодь", вновь переведенная с греческого. — Из письменных произведений с именем Иоасафа II известны: "грамота" от лица собора 1667 г. о предметах церковного суда; грамота о духовных лицах, впавших в уголовные преступления; "увещательная грамота" к раскольникам; грамота к малороссийскому народу по поводу смут Брюховецкого, содержащая в себе увещания держаться царя московского и "духовное завещание" (все три в рукописи Синодальной библиотеки).


Макарий, "Ист. рус. церкви", т. XII, 760—792; Соловьев, "Ист. России", т. XI, гл. IV, V; "Чтения Моск. общ. ист. и древ.", ч. 5, 75—80; "Акты Археогр. Экспед.", IV, №№ 155, 161.


Н. Б.


{Половцов}





Иоасаф II


— седьмой русский патриарх (1667—1672), преемник Никона. При нем состоялось окончательное отделение от церкви старообрядцев и образовался раскол. На московском соборе, открытом 13 мая 1668 г., в присутствии патриархов александрийского и антиохийского, безусловно одобрено исправление книг, совершенное патриархом Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся церкви. При И. издано первое полемическое сочинение против раскольников: "Жезл правления". Священников, которые продолжали совершать литургию по старому и вообще придерживались дониконовских обрядов, патриарх лишал мест. В особом сочинении, разосланном всем священникам ("Глас к священноначальникам"), он объяснял подробно смысл постановлений собора о старых обрядах. Заботясь о правильном иконописании, он издал "Выписку от бож. писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные" (М., 1668). В напечатанном им при "Служебнике" "соборном свитке" исчислен ряд постановлений москов. собора 1667 г. При нем же изданы два катехизиса Симеона Полоцкого и стараниями этого ученого восстановлена живая устная проповедь в церквах.


H. Б.


{Брокгауз}





Иоасаф II


духовный писатель, седьмой патриарх московск., † 17 ф. 1672.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

«Cказание о 12 пятницах» и «Cон царя Иоаса»: взаимодействие двух апокрифических текстов

Иванов Сергей Валентинович
В статье рассматриваются три списка Сказания о 12-ти пятницах, в которых обнаруживается интерполяция, заимствованная из другого апокрифического текста, а именно Сна царя Иоаса.
Читать PDF
0.00 байт

Академический Иоасафовский список Устюжского сборника как исторический источник

Манохин Александр Александрович
В данной статье исследованы Академический Иоасафовский список Устюжского сборника и возможности для его использования в качестве исторического источника. Дана датировка списка периодом после 1532 г.
Читать PDF
0.00 байт

Драматизированный эпос «Браней. . . » Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, и философа Слобожа

Жиленков А. И.
В статье рассматриваются особенности восприятия наследия Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, и украинского мыслителя Григория Сковороды, их произведения анализируются с учетом жанровых особенностей.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционализм автобиографий православных святителей в «Собственноручных записках. . . » Иоасафа (Го

Жиленков А. И.
В статье исследуется традиционалистское содержание и форма в автобиографиях православных святителей первой половины XVIII века, Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, и Димитрия Ростовского.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о буддийских и небуддийских элементах в рамочном повествовании легенды о Варлааме и Иоасаф

Апакидзе Т. Г.
В статье рассматриваются буддийские и небуддийские мотивы в различных версиях повести о Варлааме и Иоасафе и их трансформация в связи с изменением религиознофилософского контекста легенды.
Читать PDF
0.00 байт

Агиографическая рецепция автобиографии Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского

Жиленков А. И.
В статье рассматриваются особенности восприятия наследия Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского, в агиографии XIX и XX вв. Автобиография анализируется с учетом жанровых особенностей.
Читать PDF
0.00 байт

Типы биографизма в русской духовной литературе XVIII века: агиографические (святитель Иоасаф (Горлен

Жиленков А.И.
В статье рассматриваются мемуарно-биографические жанры духовной литературы XVIII века на материале биографии Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, инародного философа Г. С. Сковороды.
Читать PDF
0.00 байт

Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского в образовательной деятельности современной Белгоро

Некрасова Наталия Ивановна
В статье проводится анализ образовательной деятельности просветителя XVIII века святителя Иоасафа Белгородского, а также рассматривается дальнейшее развитие просветительских традиций, заложенных святителем Иоасафом, в наши дни.
Читать PDF
0.00 байт

Государственно-конфессиональный диалог как реализация наследия святителя Иоасафа Белгородского

Некрасова Наталия Ивановна
В статье рассматривается опыт совместной образовательной деятельности религиозных и светских организаций Белгородской области, направленной на созидание единой культурнообразовательной среды Белгородчины, на сохранение и актуализа

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины: