Иоасаф Кроковский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоасаф (Кроковский)

митроп. киевский, † 1 июля 1718.


{Венгеров}





Иоасаф (Кроковский)


митроп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России, хирот. 15 августа 1708 г.; † 1 июля 1718 г., на пути в С.-Петербург.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоасаф Кроковский

— митрополит киевский, умер 1 июля 1718 г. Постриженник Киево-Печерской лавры, он до 1693 г. служил в Киевской академии учителем, а с 1693 г. по 1697 г. ректором и получил известность, как выдающийся преподаватель богословия; в то же время был игуменом сперва Братского, потом Никольского монастырей; в 1697 г. был избран братиею в архимандриты Киево-Печерской лавры, а в 1707 г. собором киевского духовенства избран в киевские митрополиты и посвящен в Москве Стефаном Яворским 15 августа 1708 года; 6 ноября 1708 г. по приказу Петра торжественно проклял Мазепу; в 3718 г. вызван в Петербург, вследствие подозрения в сочувствии Мазепе и в тайном противодействии отобранию церковных недвижимостей; из Твери его свита была возвращена в Киев, а он сослан в тверской Архангельский монастырь, где и умер.


Аскоченский, "Киев с древнейшим его училищем Академией".


{Половцов}





Иоасаф Кроковский


(или Краковский) — митрополит Киевский.


До 1670 года обучался в Киево-Могилянской коллегии, ректором которой в эти годы был Варлаам (Ясинский, † 1707), митрополит Киевский, ставший впоследствии покровителем Иоасафа.


Около 1673 года он отправился для завершения образования на Запад, где слушал лекции в разных заграничных учебных заведениях, в том числе в Коллегии святого Афанасия в Риме.


По возвращении из-за границы в Киев был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре и вскоре назначен профессором Киево-Могилянской коллегии.


Он обладал выдающимся педагогическим талантом и как преподаватель зарекомендовал себя с хорошей стороны.


В коллегии Иоасаф преподавал риторику (1683), философию (1685— 1689), затем был префектом.


В начале 1689 года, оставаясь префектом коллегии, Иоасаф был избран игуменом Киевского Николаевского Пустынного монастыря, затем определен ректором на 1689/90 учебный год.


В 1693 году вторично назначен ректором коллегии и одновременно игуменом Киево-Братского монастыря.


За период своего ректорства (1693—1697) игумен Иоасаф много сделал для укрепления экономического положения коллегии и добился того, что она была признана высшим учебным заведением.


Добрую память о себе оставил игумен Иоасаф и в управляемых им монастырях (Киево-Братском и Николаевском Пустынном), значительно благоустроив их. В обеих обителях при нем были построены величественные каменные церкви на средства гетмана Мазепы И. С.


С 29 июня 1697 года Иоасаф был назначен архимандритом Киево-Печерской лавры, которую за 10 лет пребывания в ней значительно благоустроил.


19 октября 1707 года архимандрит Иоасаф собором Киевского духовенства был избран в митрополита Киевского.


15 августа 1708 года архимандрит Иоасаф в Москве был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского.


Он управлял Киевской митрополией в трудное время. В своей церковно-общественной деятельности митрополит Иоасаф явил себя архипастырем весьма деятельным и ревностным защитником своей православной паствы, находившейся под польским владычеством. Он мудро и тактично умиротворял народ Малороссии.


Конец жизни митрополита был весьма печален. Он был оклеветан сыном Петра I царевичем Алексеем Петровичем, который под пыткой заявил, что якобы имел переписку с Киевским митрополитом Иоасафом, предлагавшим поднять народ на восстание с целью свержения Петра I и захвата престола. Митрополит Иоасаф был вызван в Петербург на допрос. Его, больного, успели довезти только до Твери, где он 1 июля 1718 года скончался в Тверском Михаило-Архангельском монастыре. Через несколько дней был получен царский указ о возвращении митрополита Иоасафа в Киев, так как царевич Алексей сознался, что напрасно оговорил митрополита.


Царь Петр I распорядился совершить погребение почившего "как обыкновенно", и погребение было совершено "по чину архиерейскому" преосвященным Варлаамом, архиепископом Тверским. Погребен митрополит Иоасаф в Тверской соборной церкви 24 августа 1718 года.


Митрополит Иоасаф был почитателем святой великомученицы Варвары; он составил ей акафист и установил чтение его в храмах по вторникам.


Труды:


Акафист святой великомученице Варваре. Сказание об обретении мощей святой Юлиании. Предисловие к служебнику.


Литература:


Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 63. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 625, 626. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 199, 226. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. — Киев, 1856. Барсуков Н. П. Путешествие по святым местам Запада и Востока Барского // Русский вестник. — М., 1884.


Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 116.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 295, 299. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 7,13,18, 21.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16. Скворцов И. М. Описание Киево-Софийского собора. — Киев, 1854, с. 30. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 69. Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии. — 2-е изд. — СПб., 1903, с. 25. Известия по Казанской епархии. — 1879, № 24, с. 693.


Православный собеседник. — Казань, 1867, ноябрь, с. 183—184. — 1907, апрель, с. 537. — 1914, май, с. 949. Труды Киевской духовной академии. — 1879, май, с. 120—121.


Душеполезные размышления. — М., 1878—1887; 1884, с. 393.


Русский архив. — М., 1912, № 6, с. 295. Иннокентий, епископ. Храм-памятник на Казацких могилах под Берестечком // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 3, с. 15. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 177—180; т. 10, с. 601.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1328. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 289—290.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008