Иоасаф Миткевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоасаф (Миткевич)

еп. курский, † 30 июня 1763.


{Венгеров}





Иоасаф (Миткевич)


еп. Белгородский и Обоянский, хирот. 26 апреля 1758 г.; † 3 июня 1763 г.



Дополнение: Иоасаф (Миткевич), 1750 г. архимандрит новгородск. мон. св. Антония Римлянина; 10 февраля 1756 г. архим. хутынский; 26 апр. 1758 г. рукоположен в епископа белгородского.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоасаф Миткевич

— епископ, умер 30 июня 1763 г. Сын священника города Козельца; получил образование в Киевской духовной академии. По окончании академического курса до 1748 г. состоял учителем в Новгородской семинарии. В 1748 г. назначен исправляющим должность семинарского префекта, а в 1750 г. — преподавателем богословия, ректором семинарии и скоро затем настоятелем новгородского Антониева монастыря. 9 февраля 1756 г. переведен в архимандриты Хутына монастыря; 26 апреля 1758 г. хиротонисан во епископа белоградского и курского. Исправлял по поручению Св. Синода Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского для третьего издания (Киев, 1754 г.) и Киевопечерский Патерик (Киев, 1759 г.).


Архив св. Синода, дела 1754 г., № 174; 1756, № 199; Аскоченский, "Киев"; Ю. Толстой, "Списки архиереев"; Геннади, "Словарь".


С. Γ. Р.


{Половцов}





Иоасаф Миткевич


— епископ Белгородский и Обоянский.


Окончил Киевскую духовную академию.


С 1748 года — префект Новгородской духовной семинарии.


С 1750 года — ректор Новгородской духовной семинарии и архимандрит Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.


10 февраля 1756 года переведен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря.


26 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.


При первом же знакомстве с епархией епископ Иоасаф обратил внимание на низкий уровень образования духовенства. Некоторые священники не умели даже грамотно читать. Невежественных и неспособных священников он лишал не только места, но и священного сана. Однако в связи с большими затруднениями в подборе образованного духовенства преосвященный Иоасаф разрешил принимать на священнические места лиц, хотя и не получивших специального образования, но умевших читать, писать и петь. А для обеспечения в будущем церквей епархии образованным духовенством епископ Иоасаф дал указание прислать из всех духовных правлений для обучения в Харьковском коллегиуме детей церковнослужителей от 7 до 15 лет.


Стремясь повысить религиозно-нравственный уровень своей паствы, преосвященный Иоасаф давал указания священникам ежемесячно проповедовать в храмах слово Божие, а в воскресные и праздничные дни обучать закону Божию и основным молитвам, как было установлено еще его предшественником святителем Иоасафом (Горленко, † 1755; память 4/17 сентября, 10/23 декабря).


В период служения епископа Иоасафа в Белгороде среди народа распространился обычай бракосочетания малолетних женихов с великовозрастными невестами. Это зло обратило на себя внимание правительства. Стремясь пресечь совершение таких браков, епископ Иоасаф запретил священникам в подобных случаях совершать венчание, а за нарушение предписания грозил лишением сана и вечным заточением. Под угрозой тяжких наказаний он воспрещал и насильственные венчания без взаимного согласия жениха и невесты.


Применяя строгие наказания к духовенству за проступки против должности, преосвященный Иоасаф всегда вставал на защиту его в случаях обид и оскорблений, наносимых духовенству различными лицами.


Заботился преосвященный Иоасаф и об ограждении духовенства от притеснений консисторских чиновников. По его распоряжению, за взяточничество с духовенства применялись телесные наказания. Преследуя взяточничество среди чиновников, епископ Иоасаф, как выяснилось после его смерти, сам не был полностью чист от этого порока. По его указанию с духовенства собирались деньги при выдаче ставленных грамот и передавались ему. Кроме того, после смерти преосвященного Иоасафа выявился ряд его долгов.


Преосвященный Иоасаф скончался 30 июня 1763 года от паралича при обозрении своей епархии, находясь в этот момент в Троицком Ахтырском монастыре.


Тело его было погребено в Белгородской соборной церкви.


По поручению Святейшего Синода епископ Иоасаф исправлял Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского для третьего издания 1754 года и Киево-Печерский Патерик 1759 года.


Литература:


Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. — Харьков, 1902, с. 125—141.


Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 94. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 51, 59, 634.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 94. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1907, январь, с. 189; май, с. 386. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 6, с. 65.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 57. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 1243. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 291.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008