Иоасаф Скрипицын

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоасаф (Скрипицын)

митрополит московский и всея Руссии, хирот. 9 февраля 1539 г.; удален в Кириллов монастырь, в январе 1542 г.; † 27 июня 1555 г.; мощи его под спудом.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоасаф Скрипицын

Иоасаф (Скрипицын) - митрополит московский в 1539 - 1541 годах, возведенный партией Шуйских, низложивших Даниила ; тем не менее, стоял за Бельского и добился его освобождения, за что вскоре низложен Шуйскими и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь; откуда впоследствии перешел в Сергиеву Лавру, где и умер в 1555 году. Известны его замечания на Стоглав, где он, между прочим, заступается за крестьян. - См. Голубинский ""История Русской Церкви"", том II.

Источник: Биографический словарь. 2008

Иоасаф Скрипицын

— митрополит московский, умер 27 июля 1555 г. С 1529 г. по 1539 г. был игуменом Троице-Сергиевой лавры, присутствовал при последних минутах вел. кн. Василия Иоанновича и вместе с митрополитом Даниилом настоял на пострижении его пред смертию. В 1539 г. партией Шуйского был возведен в сан митрополита на место Даниила. В малолетство царя он поддерживал И. Бельского, противника Шуйских, и имел большое влияние на молодого великого князя, но в 1542 г. был свергнут партией князей Шуйских и был сослан сначала в Кирилло-Белозерский, а потом в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался.


Соловьев, ч. I, 1655—1664; ч. II, 31—23; Макарий, "История русск. церкви", VI, 208; Голубинский, "Преп. Сергий Радонежский", 137; Горский, "Историч. опис. Троицкой лавры".


{Половцов}





Иоасаф Скрипицын


— с 1539 г. митрополит московский, преемник Даниила (см. соотв. статью). В 1540 г. ходатайствовал перед государем об освобождении кн. Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был "первосоветником" государя. Недовольные этим Шуйские 3 января 1542 г. низложили его и сослали на Белоозеро в Кириллов м-рь; позже он был переведен в Троицко-Сергиев м-рь, где и скончался.


{Брокгауз}





Иоасаф Скрипицын


— святитель, митрополит Московский и всея Руси.


† 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.


Происходил из дворянского рода.


Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре.


С 1529 года — игумен Троице-Сергиева монастыря.


9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита.


3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.


После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь.


Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре.


Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины.


В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю "Исповедание православной веры".


Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По "печалованию" митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В "Царственной книге" приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.


После 1547 года митрополит Иоасаф был переведен из Кирилло-Белозерского в Троице-Сергиев монастырь. Отношение царя Ивана Грозного к опальному митрополиту оставалось благосклонным. В послании князю Андрею Курбскому царь говорит о митрополите Иоасафе как о жертве боярских распрей. Положительное отношение к личности митрополита Иоасафа сохраняется в "Царственной книге" на протяжении изложения всех событий, к которым он был причастен. В 1551 году во время работы в Москве Стоглавого Собора святителю Иоасафу присылали для просмотра и замечаний соборные постановления. В одном из своих замечаний он советовал, чтобы "полоняные деньги" брались из казны митрополита и из монастырей, а не собирались с крестьян, которые и так обременены большими податями.


Митрополит Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. Ему приписывают составление Жития Серапиона, архиепископа Новгородского. Судя по сохранившейся библиотеке митрополита Иоасафа, он был большим любителем не просто книжности, но и ценителем художественного оформления рукописей. Многие рукописи из его библиотеки отличаются красивым письмом, а также внешним оформлением. В описи Троице-Сергиева монастыря 1642 года приведен большой перечень книг, принадлежавших некогда святителю. Уникальность библиотеки митрополита Иоасафа заключается в том, что в его коллекцию входят рукописи произведений его современников, с которыми он в той или иной степени был связан. Это, в частности, список "Круга миротворного", составленного по его благословению в 1540 году священником новгородского Софийского собора Агафоником. Собственностью владыки Иоасафа был сборник сочинений Максима Грека, представляющий собой собрание сочинений, составленное автором и собственноручно им правленное (РГБ, собр. МДА, фунд., № 42). Сборник был создан в самом конце сороковых — начале пятидесятых годов XVI века, когда Максим Грек проживал вместе с митрополитом Иоасафом в Троице-Сергиевом монастыре. Согласно Сказанию о Максиме Греке, улучшение положения Максима Грека в заточении наступило именно при митрополите Иоасафе.


Святитель Иоасаф мирно почил 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре.


Мощи его до сего времени почивают в Троице-Сергиевой лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой.


Труды:


Исповедание православной веры // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 1, № 184.


Житие Серапиона, архиепископа Новгородского // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1879. — Кн. 2, с. 47—49. Переписка между митрополитом Макарием и бывшим митрополитом Иоасафом Скрипицыным // Судные списки Максима Грека и Исака Собаки // Изд. подгот. Н. Н. Покровский. — М., 1971, с. 130—132.


Стоглав. — 3-е изд. — Казань, 1912, с. 193—200.


Литература:


Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1659, 1661, 1662; т. 2, с. 31—33, 53—54, 59, 83, 414, 415, 425, 428.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 6, с. 208.


Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. — Сергиев Посад, 1892, с. 137. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. — М., 1890, ч. 2 — с. 80.


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 337, 340, 351, 352, прим., 361, 362.


Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, с. 338—340. Кедров Н. И. Просветительская деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые 3 века ее существования (краткий исторический очерк). — М., 1892, с. 51.


Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 2-е изд. — СПб., 1899. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 4, с. 359—360. Зверинский В. В. Материалы для историкотопографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890—1897; 1892. — Т. 2, № 1234.


Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 259. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 329.


Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 185. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 452. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5,138.


Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 7, прим. 312, 328, 331.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 551.


Месяцеслов Сергиевой лавры. — М., 1851, с. 15—16.


Описание Сергиевой лавры. — М., 1842, с. 73—74.


Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 1, с. 512.


Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. — М., 1880, № 66.


Исторический вестник. — СПб., 1887, май, с. 259.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 167—171. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1103. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13-а, кн. 26, с. 718.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 292—293. Шахматов А. А. Иоасафовская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1834—1917; 1904, июнь, с. 69—79. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921; 1904, т. 13, с. 48, 132—133, 136, 140—141.


Розанов С. П. "Никоновский" летописный свод и Иоасаф, как один из его составителей // Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. — 1930. — Т. 3, кн. 1, с. 269—287. Послания Ивана Грозного // Подг. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье. — М.; Л., 1951, с. 34.


Иоасафовская летопись // Под ред. А. А. Зимина. — М., 1951, с. 3—15.


Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI веке // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. — М., 1974, с. 116. Синицына Н. В. Максим Грек в России. — М., 1977, с. 161—175.


Клосс Б. М. Никоновской свод и русские летописи XVI-XVH вв. — М., 1980, с. 17—173. Дмитриева Р. П. Иоасаф (Скрипицын) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1988. — Вып. 2, ч. 1, с. 409—411.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008