Иона (ум. 5 XI 1471 г.) – архиепископ Новгородский и Псковский (с мая 1458 г.), автор Послания. Был игуменом Отенского монастыря под Новгородом, где и похоронен. Мощи его открыты в 1533 г., канонизирован в 1549 г. В Житии И. (см. Пахомий Серб (Логофет)) рассказывается о предсказании ему великого будущего новгородским святым Михаилом Клопским. Став архиепископом, И. продолжил начатую его предшественником архиепископом Евфимием II политику мирных отношений Новгорода с Москвой. В 1463 г. И. по приглашению великого князя Василия Васильевича (Темного) и его сына Ивана ездил в Москву для переговоров с ними и с митрополитом Ионой о судьбе Новгорода и выхлопотал Новгороду определенную независимость от Москвы. В Житии И. сообщается о том, что он напророчил разорение Ордынского ханства и процветание Российского государства при Иване III. И. занимался строительной деятельностью в Новгороде, но его повелению Пахомий Серб написал жития и службы нескольким великорусским и новгородским святым. И. – автор Послания митрополиту Феодосию Бывальцеву, написанного в 1464 г. Его датировка ограничивается, с одной стороны, тем, что в Послании говорится о недавнем пребывании И. в Москве, и, с другой стороны, временем оставления Феодосием митрополичьей кафедры (1464 г.). Послание написано в ответ на два послания Феодосия (первое датируется 8 июля 1461 г. – РИБ. СПб., 1908, т. 6, с. 690–694, второе не сохранилось), в которых митрополит требовал, чтобы новгородский архиепископ не признавал киевского митрополита-униата Григория, обвинявшегося русской церковью, как и его предшественник, митрополит Исидор, в прокатолических настроениях. Основания для беспокойства у Феодосия, очевидно, были, так как И. не присутствовал при его поставлении митрополитом и не объявил публично о своем отречении от Григория, а также, по всей вероятности, не ответил на первое послание Феодосия. В Послании к Феодосию И. уверяет митрополита: «А еже пишешь к нам, господин и отець нашь, о Григории, Исидорову ученику и ревнителю, еже не примешатися, якоже тогда, тако и ныне, к нему: ино, господине и отче, не обыче дом Премудрости Божия Святыя София волка вместо пастыря приимати, ни горкаго вместо сладкых, ниже камению причащатися хлебу предлежащу, но дръжатися истиннаго пастыря, иже дверми въ ограду овчю приходящего и душю за овця полагающа, а не от Рима прелазящаго». Далее И. сообщает о своем согласии на предложение Феодосия поставить «ради тяжкаго своего недуга» после себя митрополитом епископа Филиппа. Послание известно в списке ГПБ, Соф. собр., № 1454, л. 431 об.–433, к. XV – нач. XVI в. и по нему издано А. С. Павловым. И. был автором и других, не дошедших до нас посланий: в его Житии сообщается о переписке его с митрополитом Ионой.
Изд.: РИБ. СПб., 1908, т. 6, с. 703–706.
Лит.: Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836, с. 138; Летописи Тихонравова, т. 3, с. 82–88; Русская историческая библиография. СПб., 1861, с. 63; Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 295; Филарет. Русские святые, чтимые всей церковью. М., 1882, кн. 3, с. 309; Строев. Словарь, с. 147; Голубинский. История церкви, т. 2, 1-я пол. с. 516, 524, 525; ПБЭ. т. 1, с. 271.
М. В. Рождественская