Ионафан

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Ионафан
Ионатан. Ионафан (т е. дар Божий). 1) Сын Гирсона, внук Моисея, священник в колене Дана в Лаисе или Дане. Прежде он служил перед тем истуканом, который они украли у ефремлянина Михи (Суд. 18:30. Срав. стих 18). Наверное он и есть тот левит, который раньше был нанят Михою быть священником за 10 сиклей серебра, платье и пропитание (17:7 дал. Срав. Миха). 2) Сын Саула, который отличался храбростью и набожностью. Вместе со своим оруженосцем он напал на филистимский гарнизон и убил 20 человек. Не зная о приказании отца, не разрешившего под страхом смерти во время битвы что-либо есть, он съел немного меда, чтобы подкрепить себя им; этот его поступок был обнаружен и только заступничество народа спасло Ионафана от смерти (1 Цар. 14). После победы Давида над Голиафом Ионафан привязался к нему всем сердцем (1 Цар 18:1). Когда Ионафан пал вместе со своим отцом в битве при горе Гелвуе, Давид оплакал его смерть в прекрасной и скорбной песни и взял его сына Мемфивосфея под свое покровительство (1 Цар. 31:2,8; 2 Цар. 9:1). 3) Племянник Давида; он убил филистимского великана, который поносил израильтян (2 Цар. 21:20 и дал.). 4) Сын Авиафара, который поддержал Давида во время восстания Авессалома (2 Цар. 15:36; 17:20; 3 Цар. 5) Дядя и советник Давида, сообразительный и образованный человек (1 Пар. 27:32). 6) Сын Узии, заведующий у Давида запасами (1 Пар. 27:25). 7) Писец, в доме которого заключили Иеремию (Иер. 37:15; 38:26). 8) Сын и преемник Иоиада в первосвященническом служении, отец Иаддуя (Неем. 12:11); он назван Иоханан в стихах 22, 23.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Ионафан
Иегова дал)-а) (Суд 18.30)-сын (потомок) Гирсона из колена Манассиина (в некоторых манускриптах-сын (потомок) Моисея), назначенный священником при истукане в Дане;
б) старший сын Саула, прекрасный воин и близкий друг Давида. Он был военачальником у Саула (1Ц 13.2), встретил Давида после его победы над Голиафом и полюбил его «как свою душу» (1Ц 18.1; 20.7). Позже, когда Саул возненавидел Давида и пытался умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида (1Ц 29.1-2; 20.4-5). Когда стало ясно, что Саул не отступится от своего замысла Давид с Ионафаном расстались, поклявшись в вечной дружбе (1Ц 20.15-16,42). Ионафан погиб вместе с Саулом и другими своими братьями в последней битве на Гелвуе (1Ц 31.1);
в) (2Ц 15.27,36; 17.17,20; 3Ц 1.42,43)-сын Авиафара, первосвященника при Давиде;
г) (2Ц 21.21; 1Пар 20.7)-сын Сафая (см.), брата Давида;
д) (2Ц 23.32; 1Пар 11.34)-один из главных воинов Давида (см. Шаге);
е) (1Пар 2.32,33)-аналог. Иефер,в;
ж) (1Пар 27.25)-сын (потомок) Уззии, один из смотрителей над имением Давида;
з) (1Пар 27.32)-дядя Давида, его советник и писец;
и) (2Пар 17.8)-аналог. Адония,б;
к) (Езд 8.6)-отец (предок) Еведа;
л) (Езд 10.15)-один из воспротивившихся призыву отпустить жен иноплеменок (в русской Библии перевод неточный-см. Библия);
м) (Неем 12.11)-см. Елиашив,в (в Неем 12.22,23 назван Иоханан);
н) (Неем 12.14)-аналог. Адна,в;
о) (Неем 12.18)-аналог. Адна,в;
п) (Неем 12.35)-один из предков Захарии (см. Захария,бб);
р) (Иер 37.15.20; 38.26)-царский писец во дни Седекии, дом которого был превращен в темницу;
с) (Иер 40.8)-один из иудейских военачальников во дни Годолии.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИОНАФАН
дар Божий) — слово тождественное с Греческим Феодор — имя различных лиц, упоминаемых в священ, книгах В.З. Суд 18:30 — потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историею идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в 17 и 18 гл. книги Судей. 1Пар 2:32-33 — из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды. 1Цар 13:2-3 — старший сын царя Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в Библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силою и ловкостью (2Цар 1:23), доказательством чего служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях в стрельбе из лука и метании из пращи (1Пар 12:2). “Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад” (2Цар 1:22), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него (1Цар 18:4, 20:35). Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (1Цар 18:1), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение Филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего Филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, Израильтяне казались перед Филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (1Цар 13:19-22), и множество их в крайнем отчаянии оставив свои жилища перебежали за Иордан (13:6-7), в страну Гадову и Галаадскую. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на Филистимский лагерь, или на сторожевой отряд, только с одним своим оруженосцем (14:1 и ел.). Не сказав о своем намерении отцу, или кому другому, и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (14:14-20). Саул подоспел со своим войском на помощь в Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами. Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия — не вкушать пищи, доколе Филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: “расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть” (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, — “и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он” (ст. 45). Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкою и верною дружбою с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (1Цар 18:1), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; при чем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить, или омрачить, даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви, Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар 19:1-7, 20). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым по нем (23:17). После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в 1Цар 20), и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз (23:18). После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (31:2). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой. Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательно-умилительной песни, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан: “Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!” (2Цар 1:17-27). После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар 9:40). 2Цар 15:27, 35:17 — сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе со своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима, по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим, и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Хусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (3Цар 1:42-43). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану — ты честный человек, и несешь добрую весть, можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии. 2Цар 21:21 — сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своею храбростью, убивши одного великана, из потомков Рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах. 2Цар 23:32 — один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В 1Пар 11:34 читается: сын Шаге Гараритянин. 1Пар 27:32 — дядя Давида и один из его советников и писцов. 1Пар 27:25 — сын Узии, из начальников над имением Давида. 2Пар 17:8 — из числа левитов, при царе Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам Иудейским. Иер 37:15 — государственный тайнописец во времена царя Седекии. Иер 40:8 — сын Карея и брат его Ионан, оба из военачальников Иудейских, убежавших во время разрушения Иерусалима и при Годалии возвратившихся в Массифу. 1Езд 8:6 — потомок Адина, отец Еведа, один из спутников Ездры, при его возвращении из Вавилона в Иерусалим. В 2Езд 8:32, стоит: Ионаф. 1Езд 10:15 — сын Асала, один из уполномоченных Ездрою произвести исследование о браках Ереев с иноплеменницами. Неем 12:11 — один из первосвященников, сын Иоиады и отец Иаддуя. В ст. 22 и 23 он именуется Иоханан. Неем 12:14 — священник из дома Мелиху, в дни первосвящ. Иоакима, сына Иисусова. Неем 12:18 — священник из дома Шемаии, во дни Иоакима. Неем 12:35 — отец Захарии, участвовавший в освящении стены Иерусалимской, при Ездре и Неемии. Тов 5:14 — сын Семея, родственника Товита, упоминаемый в означенной книге. у — 1Мак 2:5) сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев. 1Мак 13:11 — сын некоего Авессалома, посланный Симоном с войском занять Иоппию, уже взятую Иудеями, и выгнавший из нее городских жителей. Он был вероятно братом Маттафии (1Мак 11:70). 2Мак 1:23 — священник, читавший торжественную молитву при жертвоприношении, совершенном Неемиею, по открытии свящ. огня.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Архиепископ Ионафан (Кополович): документы и материалы

Данилец Юрий

Похожие термины:

  • Вюльфинг, Ионафан Альфред

    (ок. 1870 — ок. 1904) В 1898 получил от ТСК МВД свидетельство на право производства работ по гражд. строит. и дорож. части. В 1899—1902 состоял членом МАО. Возвел в Москве ряд построек на участке дома 17 по Б. Савв
  • Вюльфинг, Ионафан Альфред (Альфред Карлович)

    (ок. 1870 — ок. 1904) В 1898 получил от ТСК МВД свидетельство на право производства работ по гражд. строит. и дорож. части. В 1899—1902 состоял членом МАО. Возвел в Москве ряд построек на участке дома 17 по Б. Савв