Ионяне
Ионяне
(ионийцы), одна из трех гл. греч. племенных групп, наиболее однородная в территориальном, языковом и культурном отношении. И., как считалось, первыми переселились в Грецию (Аттику, Эвбею, Фокею, Милет). Ко времени разложения родового строя И. делились на фратрии, представлявшие собой социально-экономич. и военные сообщества, возглавляемые старейшинами (военная демократия). Во время и после вторжения дорийцев часть И. осталась на материке, а другая переселилась на острова в средней части Эгейского м. и на зап. побережье М. Азии. Там И., сохраняя тесные экономич. и культурные связи, объединились в политич. союз 12 городов. Общим праздником союза был справлявшийся в Панионии на мысе Микале праздник в честь Посейдона — Геликония. Этот союз, куда входили Хиос, Эфес, Самос, Милет, Приена и другие, обязанный своим возникновением политич. и сакральным мотивам, доказал свою жизнеспособность в 6 в. до н. э., когда И. стали теснить лидийцы и персы. Благодаря выгодному положению на перекрестке двух гл. торговых путей (с С. на Ю. и с З. на В.) ионийские города достигают экономич. и культурного расцвета, особенно в 7 и 6 вв. до н. э. (развитие ремесел и торговли, контакты с вост. культурой: письменность, литература, философия, геометрия, календарь, меры и веса, жертвоприношения). Подъем производительных сил привел к расцвету свободного, открытого миру образа жизни и к созданию демократич. конституций. Ионийские города вскоре стали центром экономич. и культурной жизни греков, а также посредниками в распространении культурного влияния Востока на Грецию. Во мн. ионийских полисах в 6 в. до н. э. демократич. устройство вследствие частых внутр. конфликтов и постоянной угрозы извне превратилось в тиранию. В сер. 6 в. до н. э. И. были поставлены под контроль царей Лидии, но в значительной мере сохранили свою автономию. Во 2-й пол. 6 в. до н. э. были подчинены персам. В 500 до н. э. подняли восстание против перс, господства, которое было жестоко подавлено; оно послужило началом греко-перс. войн. В доклассич. эпоху И. играли прогрессивную роль в экономике и политике Греции; они считались осн. носителями греч. культуры.
Источник: Словарь античности. 1989