, Иоган Бартолд (Jongkind, Iohan Barthold) 1819, Латроп, близ Роттердама — 1891, Ла-Ко-Сент-Андре, близ Гренобля, Франция. Голландский живописец, рисовальщик, гравер. С 1837 учился в Академии художеств в Гааге у А. Скельфхаута. В 1845, после знакомства с Э. Изабе, уехал в Париж, где занимался у Изабе и Ф. Э. Пико. В 1855—1857 жил в Голландии, с 1857 — в Париже. С середины 1860-х имел мастерскую на Монмартре, которую сохранял до конца жизни. В 1863 лето провел в Нормандии, где писал пейзажи маслом и акварелью виды порта Гонфлер. В этом же году принял участие в "Салоне отверженных". Путешествовал в Бельгию и Голландию. В 1871—1891 посетил Авиньон, Марсель, Тулон, был в Швейцарии. В 1882 состоялась персональная выставка Ионкинда в Париже. В последние годы жил в Ла-Ко-Сент-Андре. На протяжении всей жизни писал пейзажи маслом и занимался офортом. Произведения художника 1840-х — Вид Делфта (1844, Гаага, Маурицхейс), Канал (1845, Амстердам, Рейксмузеум), Конькобежцы (1846, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена), Зима (1846, Гаага, Маурицхейс) — исполнены в традиции голландского пейзажа XVII в. С большой наблюдательностью воспроизведены в них затянутые льдом реки со скользящими фигурками конькобежцев, парусные лодки на каналах, мельницы по берегам. Во время первой поездки во Францию художник создает картины, которые передают различные оттенки состояний природы (Сена у Понт-Мари в Париже, 1851, Гамбург, Кунстхалле). Эти же тенденции сохраняются и в работах, выполненных по возвращении в Голландию (В окрестностях Бреды, 1855, Голландия, частное собрание; Гавань в Роттердаме, 1856, Мельница, 1857, обе — Амстердам, Рейксмузеум). Палитра художника светлеет, его манера напоминает работы мастеров барбизонской школы — Коро, Добиньи. Во Франции в середине 1860-х были исполнены картины Мост Нотр-Дам (1862, Париж, Лувр), Собор Парижской Богоматери (1863, Париж, частное собрание), Порт Гонфлер (1864, Франция, частное собрание). Зыбкая воздушная дымка смягчает пространственные планы, скрывая четкие объемы мостов на Сене, средневекового собора, парусников в порту. В приближенной к этюду передаче световоздушной среды, наблюдении жизни природы во времени проявился поиск новых живописных средств, предвещающих открытия импрессионистов. Поздние произведения Ионкинда конца 1870—1880-х также были созданы на натуре, но утратили свежесть и непосредственность ранних работ. В видах Голландии (Заход солнца в Голландии, 1872; Порт Роттердама, 1872, оба — частные собрания) и Франции (Мост около Гренобля, 1883, Париж, Лувр; Ла-Ко-Сент-Андре, 1883, Гаага, Маурицхейс) художник часто повторял прежние мотивы. Живопись Ионкинда, его акварели оказали большое влияние на европейскую пленэрную живопись 1860—1870-х. Его учениками были известные голландские пейзажисты братья М., Я. Х. и В. Марис.
Лит.: Signac P. Jongkind. Paris, 1927; Roger-Marx C. Jongkind. Paris, 1932; Besson G. Iohan Barthold Jongkind. 1819—1891. Paris, 1955; Hefting V. Jongkind d’apres sa correspondance. Utrecht, 1969.
Е. Федотова