Иосиф Флавий
Иосиф Флавий
(лат. Josephus Flavius) (37-после 100), др. евр. историк. Из иудейского священнического рода, был близок к фарисеям. Участник Иудейской войны (66-70), пленен и освобожден Веспасианом. Автор “Иудейской войны”.
ИОСИФ ФЛАВИЙ
37 — 100 гг.) — еврейский историк, родился в Иерусалиме. Он присутствовал при осаде Иерусалима Титом и сопровождал его в Рим. Его произведения: «Иудейские древности» и «История иудейской войны». В первом он излагает иудейскую историюот сотворения мира до 66 г., а во втором повествует о восстании иудеев против римлян.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Иосиф Флавий
Иосиф Флавий (Йосеф бен Маттитьяху) (Josephus, Flavius, Joseph ben Mattias) (род. ок. 37 г. н.э.), евр. историк, священник и воин. Во -время посещения Рима в 64 г. на него произвели огромное впечатление рим. могущество и культура. Несмотря на неприятие всех форм нац. экстремизма, командовал отрядом в Иудейской войне против рим. императора Нерона. Попав в 67 г. в плен, перешел на сторону римлян. Поселился в Риме, получил рим. гражданство и пенсию. Наиб, значит, соч. И.: «Иудейская война» (история восстания иудеев против римлян), «Иудейские древности» (история иудейских племен с древн. времен и до эпохи Нерона) и «Жизнь» (не столько автобиография, сколько попытка оправдать свою измену во время восстания).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ИОСИФ ФЛАВИЙ
Иосиф бен Матафие (ок. 37 — ок. 95) — др.-евр. историк, выходец из кругов духовенства и знати, близкий к фарисеям. С нач. Иудейской войны против Рима (66 — 73) возгл. оборону Галилеи. Однако действовал против римлян нерешит., после падения галилейской крепости Иотапаты (67) перешел на сторону римлян и принял в угоду правившей династии имп. Флавиев имя Флавия. И. Ф. был привезен в Рим и получил звание рим. гражданина. В Риме писал свои ист. труды. Произв. И. Ф., где использованы мн. не дошедшие до нас соч. древ. историков, представляют большую ценность. Они написаны на греч. яз., значит. часть их посвящена истории Иудеи в рим. период. В них содержатся также сведения о жизни вост. провинций и политич. истории Рима, дополняющие рим. и греч. историков. Известное упомин. у И. Ф. об Иисусе Христе явл. позднейшей интерполяцией.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Иосиф Флавий
(лат. Iosephus Flavius) (род. в 37 в Иерусалиме, ум. ок. 100 н. э. в Риме), писатель-историк, происходил из иудейского священнич. рода. В качестве полководца участвовал в Иудейской войне (66 — 70), был взят в плен (67), освобожден Веспасианом (отсюда имя Флавий). Принимал участие в походе римлян против его родины. И. Ф. написал на греч. яз. 7 книг «Иудейской войны» и 20 книг «Иудейских древностей» (от сотворения мира до Нерона), в которых показывает историч. значение своего народа наряду с другими народами. В сочинении «Против Апиона» он выступает против клеветы, содержавшейся в памфлете против иудеев, написанном александрийцем Апионом. В своей автобиографии И. Ф. пытается оправдаться от возводимых на него обвинений в измене своему народу. Л. Фейхтвангер посвятил И. Ф. трилогию: «Иудейская война», «Сыновья», «И настанет день».
Источник: Словарь античности. 1989
ИОСИФ ФЛАВИЙ
лат. Josephus Flavius), Иосиф бен Матафие (ок. 37 - ок. 95), - др.-евр. историк, выходец из кругов духовенства и знати, близкий к фарисеям. С нач. Иудейской войны против Рима (66-73) возглавил оборону Галилеи. Однако действовал против римлян нерешительно, после падения галилейской крепости Иотапаты (67) перешел на сторону римлян и принял в угоду правившей династии имп. Флавиев имя Флавия. И. Ф. был привезен в Рим и получил звание рим. гражданина. В Риме писал свои ист. труды. Произв. И. Ф., где использованы мн. не дошедшие до нас соч. древних историков, представляют большую ценность. Они написаны на греч. языке, значит. часть их посвящена истории Иудеи в рим. период. В них содержатся также сведения о жизни вост. провинций и политич. истории Рима, дополняющие рим. и греч. историков. Известное упоминание у И. Ф. об Иисусе Христе является позднейшей интерполяцией. Соч.: Opera, ed. et apparatu critico inst. В. Niese, v. 1-7, Berolini, 1885-95; в рус. пер. - Иудейские древности, пер. с греч., т. 1-2, СПБ, 1900; Иудейская война, СПБ, 1900; О древности иудейского народа. Против Апиона, пер. с греч., СПБ, 1898.
Иосиф Флавий
лат. Josephus Flavius)
(37 - ок. 100 н.э.)
еврейский историк; происходил из жреческой семьи в Иерусалиме; принимал участие в иудейском восстании против Рима, в 67 г. попал в плен и был освобожден Веспасианом Флавием (от него и получил как вольноотпущенник родовое имя Флавий); автор произведений «Иудейские древности», «Иудейская война», «Против Апиона» и «Жизнь», написанных по-гречески.
Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991; Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 37 - ок. 100)
Иудейский историк, писавший на греческом языке. Был управляющим в Галилее во время восстания евреев против Нерона; арестован римлянами, однако вскоре отпущен на свободу. Принимал участие в походе войск Веспасиана против своей родины. После падения Иерусалима (70) поселился в Риме. Там он написал свои "Иудейские древности" и "Иудейскую войну". "Иудейская война" Флавия завершается драматической историей осады и взятия Массады. Факты, сообщаемые Иосифом Флавием, подтверждаются недавними археологическими находками.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(37 - 95)
рим. историк, выходец из иудейской аристократии, активный участник и очевидец восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами (66 - 70). После падения Иерусалима (сент. 70) жил в Риме. Гл. соч. И. Ф. - «Иудейская война» в 7 кн., написанная на небезупречном гр. яз., - отличается яркостью образов и темпераментом автора, не всегда верного ист. правде.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(37 - ок. 100 н.э.)
еврейский историк; происходил из жреческой семьи в Иерусалиме; принимал участие в иудейском восстании против Рима, в 67 г. попал в плен и был освобожден Веспасианом Флавием (от него и получил как вольноотпущенник родовое имя Флавий); автор произведений «Иудейские древности», «Иудейская война», «Против Апиона» и «Жизнь», написанных по-гречески.
Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991; Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 37 - ок. 100)
Иудейский историк, писавший на греческом языке. Был управляющим в Галилее во время восстания евреев против Нерона; арестован римлянами, однако вскоре отпущен на свободу. Принимал участие в походе войск Веспасиана против своей родины. После падения Иерусалима (70) поселился в Риме. Там он написал свои "Иудейские древности" и "Иудейскую войну". "Иудейская война" Флавия завершается драматической историей осады и взятия Массады. Факты, сообщаемые Иосифом Флавием, подтверждаются недавними археологическими находками.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(37 - 95)
рим. историк, выходец из иудейской аристократии, активный участник и очевидец восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами (66 - 70). После падения Иерусалима (сент. 70) жил в Риме. Гл. соч. И. Ф. - «Иудейская война» в 7 кн., написанная на небезупречном гр. яз., - отличается яркостью образов и темпераментом автора, не всегда верного ист. правде.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Иосиф Флавий
• Ios?phus,
???????, впоследствии названный Флавием Иосифом, сын Матфея, происходил из священнического рода и родился в Иерусалиме в 37 г. от Р. X. Он получил научное образование и в 63 г. отправился в Рим, где сумел приобрести расположение Помпеи, супруги Нерона. Вернувшись на родину, он сначала тщетно пытался подавить восстание иудеев против римлян, но наконец сам примкнул к восстанию, в качестве предводителя Галилеи, и был взят в плен римлянами, из которого, впрочем, был освобожден, благодаря своему предсказанию о будущем величии Веспасиана. Suet. Vesp. 5. Он принял имя Флавия, фамильное имя императорского дома, присутствовал при осаде Иерусалима Титом и провел конец своей жизни в Риме, отдавшись ученым занятиям, плодом которых были главным образом сохранившиеся и поныне исторические сочинения. Это
1. история первой войны римлян с иудеями, в 7 книгах (????? ???? ?????????? ???????, или ????????? ???????? ????? ????????), написанная ок. 75 г. от Р. X. первоначально на сирийско-халдейском языке и затем переведенная на греческий;
2. ???????? ????????????, заключающая в себе историю иудейского народа от сотворения мира до 12 г. правления императора Нерона, написана в 93 г.;
3. автобиография, ????, содержит дополнения к его иудейской истории;
4. ????? ???????????? ???????? ????? ???????, полемическое сочинение против Апиона;
5. ???? ??????????? ????? ´? ????? ???????????o? ?????????, сочинение, подлинность которого сомнительна. Существует латинский перевод первого из его сочинений, ходивший долгое время под именем Hegesippus. Изд. Haverkamp (1726), F. Oberth?r (1783), Imm. Bekker (1855, 6 т.).
Иосиф Флавий
греч. Iosepos, Иерусалим, 37 г. н. э. — Рим, после 100 г. н. э., еврейский историк, писавший по-гречески. Происходил из почтенной семьи священников. В 64 г. принимал участие в посольстве в Рим в связи с делом об освобождении увезенных в Рим еврейских священнослужителей. Один из руководителей еврейского восстания в 67 г., возглавлял оборону крепости Иотарат. Взятый в плен римлянами, заслужил внимание Веспасиана, и, освобожденный последним, получил римское гражданство и имя Флавий. Он оставил следующие произведения: Иудейская война (Peri tu Iudaiku polemu; лат.Bellum Iudaicum) в 7 книгах, Древняя история Израиля (часто цитируе как Иудейские древности; греч. Iudaike Archailogia, лат. Antiquitates Iudaicae) в 20 книгах, Против Апиона (существует несколько греческих версий названия, лат. Contra Apionem) в 2 книгах, Автобиография (греч. Bios, лат. Viota). Содержанием Иудейской войны является восстание евреев против Рима, закончившееся взятием Иерусалима. Автор основывался на собственных заметках, официальных отчетах Тита и Веспасиана и на своих наблюдениях. Произведение было написано по-арамейски и переведено не греческий. Иудейские древности, созданные в 93-94 гг., охватывают период иудейской истории от сотворения мира до 66 г. н. э., то есть до начала восстания против Нерона. Первые 11 книг опираются на Библию и дополнены сведениями из устной традиции. При написании последующих книг И.Ф. пользовался сочинениями эллинистических историков. Сочинение Против Апиона называлось также О древности евреев (Peri tes ton Iudaion archaiotetos) и являлось апологией еврейского народа. Автор доказывает древнее происхождение культуры евреев, отвергает антисемитские упреки и выпады, представляет в идеализированном свете еврейское общество и законы Моисея. Автобиография И.Ф. — род авторской апологии, в которой он излагает свои взгляды и объясняет поступки, подчеркивая свою проримскую ориентацию. Произведения И.Ф. пользовались громкой популярностью среди христиан. Латинская переработка Иудейской войны сохранилась под именем Хигезиппа, ее читали на протяжении всего средневековья. Примерно в VI в. н. э. был выполнен сирийский перевод кн. VI, вошедший в канон священных книг сирийской Церкви. В VIII-IX вв. был создан перевод Хигезиппа на древнееврейский язык, а с него был выполнен и арабский, от которого, в свою очередь, происходит эфиопский.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ИОСИФ ФЛАВИЙ
(около 38 года – после 100 года) – еврейский историк и один из главных представителей еврейско-эллинистической литературы. Иосиф Флавий (Иосеф беи Маттитьяху) родился в Иерусалиме в аристократической священнической семье. Его отец был известным священником, а мать имела кровь царской еврейской династии Маккавеев. Здесь нужно отметить, что по традиции этого народа титулы передавались по мужской линии, а принадлежность к роду – по женской.
Иосиф Флавий же в 16 лет сначала присоединился к ессеям [секта; верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние] и три года провел в отшельничестве. В 64 году он посетил Рим.
Мирная жизнь в Империи заканчивалась. Национальные противоречия окончательно рассорили евреев и метрополию. Император Нерон назначил в провинции наместника Гессия Флора. Это был корыстолюбивый человек, который притеснял местное население. Страна Израиля не выдержала такого отношения и восстала.
Теперь каждый житель должен был решить, на чьей он стороне. Сначала Иосиф Флавий присоединился к тем, кто хотел разрешить конфликт мирным путем. Но в 66 году римляне напали на Израиль. Поэтому Иосифу не осталось ничего, кроме того как защищаться. Благодаря своей известности и происхождению он стал руководить защитой северной половины страны – Галилеи. В страну вошли войска Веспасиана. Укрепленные крепости сдавались без боя одна за другой, пока не осталось только одного города Иотопаты. Там руководил Иосиф Флавий. Город продержался 47 дней. Вошедшие римские войска умертвили 40 тысяч евреев.
Иосифу удалось скрыться с небольшим отрядом в пещере. Вскоре из столицы пришли новости, что Нерон мертв, а среди претендентов идет жесткая распря. Веспасиан решил не терять время и сразу отправился в Европу, где на самом деле завоевал трон. Уезжая из Иудеи, он назначил там в качестве преемника своего сына Тита, а Иосифа оставил при дворе в качестве переводчика и парламентера.
С наступлением мира Иосиф начал жить при императорском дворе. Уже будучи немолодым человеком, он занялся литературой и написал множество трудов. Это были произведения, отразившие не только художественный, но и военный опыт, которым владел Иосиф Флавий. «Иудейская война» – самая известная его книга.
Другая важная книга – это «Автобиография». Писатель пытался ответить на вопрос о себе, кто такой Иосиф Флавий. В ней он дает анализ всех своих поступков во время Иудейской войны, когда писатель перешел на сторону римлян.
Еще одно произведение «Против Апиона» было написано в духе диспута и адресовано известному грамматику.
Сочинения многих античных писателей погибли и были забыты во времена Темных веков. В эпоху Возрождения в XVI веке появилось издание книг на греческом языке, которые написал Иосиф Флавий.
Иосиф Флавий же в 16 лет сначала присоединился к ессеям [секта; верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние] и три года провел в отшельничестве. В 64 году он посетил Рим.
Мирная жизнь в Империи заканчивалась. Национальные противоречия окончательно рассорили евреев и метрополию. Император Нерон назначил в провинции наместника Гессия Флора. Это был корыстолюбивый человек, который притеснял местное население. Страна Израиля не выдержала такого отношения и восстала.
Теперь каждый житель должен был решить, на чьей он стороне. Сначала Иосиф Флавий присоединился к тем, кто хотел разрешить конфликт мирным путем. Но в 66 году римляне напали на Израиль. Поэтому Иосифу не осталось ничего, кроме того как защищаться. Благодаря своей известности и происхождению он стал руководить защитой северной половины страны – Галилеи. В страну вошли войска Веспасиана. Укрепленные крепости сдавались без боя одна за другой, пока не осталось только одного города Иотопаты. Там руководил Иосиф Флавий. Город продержался 47 дней. Вошедшие римские войска умертвили 40 тысяч евреев.
Иосифу удалось скрыться с небольшим отрядом в пещере. Вскоре из столицы пришли новости, что Нерон мертв, а среди претендентов идет жесткая распря. Веспасиан решил не терять время и сразу отправился в Европу, где на самом деле завоевал трон. Уезжая из Иудеи, он назначил там в качестве преемника своего сына Тита, а Иосифа оставил при дворе в качестве переводчика и парламентера.
С наступлением мира Иосиф начал жить при императорском дворе. Уже будучи немолодым человеком, он занялся литературой и написал множество трудов. Это были произведения, отразившие не только художественный, но и военный опыт, которым владел Иосиф Флавий. «Иудейская война» – самая известная его книга.
Другая важная книга – это «Автобиография». Писатель пытался ответить на вопрос о себе, кто такой Иосиф Флавий. В ней он дает анализ всех своих поступков во время Иудейской войны, когда писатель перешел на сторону римлян.
Еще одно произведение «Против Апиона» было написано в духе диспута и адресовано известному грамматику.
Сочинения многих античных писателей погибли и были забыты во времена Темных веков. В эпоху Возрождения в XVI веке появилось издание книг на греческом языке, которые написал Иосиф Флавий.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
Иосиф Флавий
Josephus Flavius) – выдающийся еврейский историк I в. от Р.Х. Родился в Иерусалиме в 37 г., умер в Риме после 110 г. Отец Иосифа был священником из древнего почтенного рода, мать принадлежала к потомкам царской династии Асмонеев, родной брат Иосифа, как и его отец, носил имя Маттафия. Иосиф получил лучшее по тем временам иудейское образование и уже в 14 лет поражал стариков-книжников своей начитанностью и сообразительностью. В 16 лет юный Иосиф изучив религиозные доктрины фарисеев, саддукеев и ессеев и проникнувшись учением последних, решил посвятить себя отшельнической жизни и стал жить в пустыне учеником у аскета Бануса, который питался исключительно кореньями и носил одежду из древесной коры. Однако прожив у Бануса три года, Иосиф разочаровался в своем выборе, вернулся в родительский дом и примкнул к секте фарисеев, в рамках которой занимался теоретическими вопросами, принимал живое участие в политической и общественной жизни. В 63 г. в возрасте 26-и лет Иосиф был членом успешной дипломатической миссии, направленной гражданами Иерусалима в Рим, к императору Нерону. В ходе этой поездки Иосиф познакомился с прелестями столичной жизни, воочию убедился в величии и могуществе Рима, близко сошелся с принявшей иудаизм императрицей Поппеей Сабиной. После этой поездки авторитет Иосифа в Иерусалиме резко возрос. Он стал занимать самые серьезные и ответственные должности. Во время мятежа иудеев Палестины против римского господства он был назначен правителем и военным вождем Галилеи, собрал войско из наемников и ополченцев, пытаясь противостоять агрессии римских легионов. Однако как политик, администратор и полководец Иосиф проявил свою несостоятельность, совершил массу ошибок и потерпел полный крах. Убегая от войск римского полководца Веспасиана, Иосиф 31 мая 67 г. заперся в укрепленном городке Иотапата, которая, после 47 дней ожесточенной осады, была захвачена римлянами. Иосиф с 40 сподвижниками укрылся в подземной цистерне городского водопровода, но вскоре их местонахождение стало известно победителям. По предложению Иосифа его подчиненные решили не сдаваться врагу и покончили жизнь самоубийством, заколов друг друга мечами, а сам незадачливый, но хитрый полководец и его последний верный воин отправились в плен к римлянам. Приведенный к Веспасиану Иосиф сумел очаровать престарелого воина, предсказав ему скорое получение императорской власти. Иосифу была оставлена жизнь, но некоторое время он оставался закованным в цепи при римском войске. В ходе успешной для Рима иудейской войны Веспасиан 1 июля 69 г. был провозглашен императором. Это радостное событие немедленно отразилось на судьбе Иосифа, о предсказании которого вспомнил Веспасиан. Будущий историк был освобожден, восстановлен в гражданских правах и стал исполнять обязанности переводчика и парламентера при сношениях Веспасиана и его сына Тита с иудеями. При этом Иосиф снискал репутацию предателя, был призираем как среди евреев, так и в римском военном лагере, и однажды при осаде Иерусалим, когда он убеждал горожан капитулировать, был едва не убит метко брошенным со стены камнем. Однако он выжил и продолжал работать на римлян. Не помня зла, Иосиф, после падения Иерусалима в июле 70 г., спас жизни многим горожанам, склонив Тита к милости для них во время учиненных римлянами расправ и массовых казней. За преданность интересам Рима сам Иосиф получил от Тита обширное поместье на равнине Сарона, а император Домициан впоследствии освободил это имение от всех налогов и повинностей. По окончании войны Иосиф бар Маттафия вместе с Титом уехал в Рим, получил там ежегодную ренту из казны, римское гражданство и в придачу родовое имя Флавиев. Кроме того, ему были возмещены все убытки, которые понесли его имения в Палестине в ходе военных действий. Всю свою последующую благополучную и размеренную жизнь Иосиф Флавий посвятил изучению греческого и латинского языков, а также занятиям литературой и историографией. Желая восстановить доброе имя своих единоверцев в глазах римлян и оправдать собственный жизненный путь, он задумал написать на греческом языке (языке мировой науки того времени) монументальное сочинение, посвященное еврейскому народу, и обосновать историческую необходимость его подчинения Римской империи ко всеобщему благу. Эту цель он с блеском реализовал в двух своих исторических трудах: «Иудейские древности» в 20 книгах и «Иудейская война» в 7 книгах, хронологически написанных в обратном порядке. Оба сочинения, добросовестно и объективно описывающие исторический путь еврейского народа с древнейших времен до 70-х гг. от Р.Х., содержат массу интереснейшей информации и полностью сохранились до нашего времени. Сохранилась также автобиография Иосифа Флавия (тематически примыкающая к «Иудейским древностям») и его апологическое сочинение «Против Апиона» в 2 книгах, в котором Иосиф разоблачает клевету на евреев в памфлете литератора Апиона Александрийского.
Источник: Словарь античных историков. 2011
ИОСИФ ФЛАВИЙ
(37 – после 100) В Римской империи та война называлась Иудейской. Правление Нерона пришло в полный упадок, и евреи-повстанцы, называвшиеся зилотами, почувствовали слабость римлян и организовали мятеж, чтобы покончить с военной оккупацией Иудеи. Последовавшая затем война привела к гибели сотен тысяч человек и разрушению Второго храма в Иерусалиме войсками Тита, сына полководца Веспасиана (вскоре коронованного императором). Официальная римская история того бурного периода была записана одним из участников, еврейским полководцем и предателем Иосифом бен-Матфеем, взявшим латинскую фамилию в честь императорской семьи. «История» Иосифа одно из самых ярких литературных произведений античности. Хотя его исторический метод и точность оспаривались на протяжении столетий, она остается самым важным описанием великого мятежа, который вместе с восстанием Бар-Кохбы в 135 г. положил конец еврейскому государству до его возрождения в 1948 г. из пепла Холокоста. Иосиф родился в семье с царскими корнями, глубоко изучил Тору и счел себя знатоком неписаного закона; к мнению его прислушивались. В подростковом возрасте он провел три года под опекой праведника, которым мог быть ессей – член секты, исповедовавшей аскетическую жизнь в пустыне (подобно многим персонажам историй об Иоанне Крестителе). Во время посещения Рима в возрасте двадцати шести лет с целью добиться освобождения нескольких иудейских священнослужителей Иосиф познакомился с супругой Нерона. Очарованный Римом Иосиф добился-таки освобождения узников. В то время он проявил умение вести переговоры и выбираться из опасных положений, которое позже спасет ему жизнь и поможет прославиться. С началом в 66 г. Иудейской войны, Иосиф был назначен комендантом Галилеи. Он приступил к строительству городских укреплений, готовясь к нападению римлян. К сожалению, в бесполезной силовой игре евреи были заняты больше междоусобной борьбой, нежели войной с Римом. Руководители Галилеи возмутились назначением Иосифа иерусалимскими властями. Когда в 67 г. Веспасиан привел свои легионы, евреи не были готовы к оказанию сопротивления безжалостным и профессиональным римским воинам. Веспасиан медленно продвигался, постепенно подавляя всякое сопротивление в Галилее. Войска Иосифа дали последний бой в крепости Иотапа. После падения Иотапы Иосиф и сорок спасшихся с ним сторонников укрылись в пещере. Повстанцы решили покончить с собой, чтобы римляне не казнили или не продали их в рабство. Они тянули жребий, кто кого убьет и в какой последовательности. Иосиф словчил, когда тянул жребий, ибо только он и еще один воин остались в живых и были доставлены к Веспасиану и его сыну Титу. Веспасиан приказал держать Иосифа под стражей, чтобы при ближайшей оказии доставить его к Нерону в Рим. Иосиф обратился к Веспасиану и радостно предсказал римскому полководцу, что он скоро станет цезарем (в Талмуде говорится, что такое же предсказание сделал раввин Иоханан бен-Саккай). Веспасиан постепенно поверил в предсказание, особенно после последовавших друг за другом смертей трех несчастных преемников Нерона, и стал прислушиваться к советам Иосифа. Последний стал адъютантом Веспасиана, а затем Тита, которому помогал при осаде Иерусалима (Иосиф был ранен, когда пытался уговорить защитников Иерусалима сложить оружие). После того как войска провозгласили Веспасиана императором, Тит разбил повстанцев и сжег Храм (украв главный свиток Торы из святая святых), а Иосифу были дарованы римское гражданство и собственность. Стремясь убедить всех врагов Рима в его непобедимости, Веспасиан поручил Иосифу написать официальный отчет очевидца об Иудейской войне. Изначально написанная на арамейском – повседневном языке вавилонских евреев, «Иудейская война» была призвана не только устрашать, но и информировать. Эта версия была утрачена. Позже Иосиф перевел книгу на греческий, и эта версия сослужила службу Веспасиану, узаконив его (и его сына) право «править всеми людьми» (несмотря на низкое происхождение). Позже Иосиф написал «Иудейские древности», «Автобиографию» и «Против Апиона» в качестве защиты от антисемитских нападок. Поскольку народ считал его изменником, постаревший и, возможно, чувствовавший глубокую вину Иосиф пытался защитить еврейскую традицию и будущее иудаизма. Славянская версия «Иудейских древностей» содержит знаменитое описание некого Иисуса из Назарета. Долгие столетия этот пассаж рассматривался служителями церкви как дополнительное к Библии историческое доказательство существования Христа. Однако многие историки считают его подделкой, относящейся к третьему веку, когда рукописи Иосифа находились в руках монахов. По иронии судьбы сочинения Иосифа были сохранены для будущих читателей благодаря главным образом приверженности римско-католической церкви этому пассажу, каким бы сомнительным он ни представлялся. Творчество Иосифа (в частности, «Иудейская война») оказало заметное влияние на развитие европейского искусства, драматургии и беллетристики как основной источник легенды для славянских народов (героическая литература), художников итальянского Ренессанса (Мантенья), английских драматургов и русских романистов.
Источник: 100 великих евреев. 2003