— пятый Патриарх Российский, возведен на сие достоинство из Архимандритов Московского Симонова Монастыря в 1642 году и хиротонисан Марта 27 того же года; скончался в Москве 1652 года Апреля 15, от апоплексии. Царь Алексей Михайлович весьма обстоятельно описал болезнь, кончину и погребение его в одном Письме к Митрополиту Новгородскому Никону, преемнику Иосифову в Патриаршестве, находившемуся тогда в Соловецком Монастыре для перенесения оттуда в Москву Мощей Св. Филиппа, Митрополита Московского. Сие пространное Письмо между многими другими к нему же от Царя писанными находится в рукописях Новгородского Софийского Собора.
С самого начала правления своего Иосиф издал Поучение к Духовному и мирскому чину, которое напечатано в 4 долю листа без означения года; и сверх прочих попечений своих о пользе Церкви, он употребил всемерное тщание о размножении в России печатных книг, а сколько можно и о исправнейшем их издании. Но, к сожалению, ни сам не имел к тому способностей, ни верных и просвещенных помощников себе. По крайней мере желая другим подать некоторое руководство к Словесности, он 1648 г. велел напечатать Славянскую Грамматику Мелетия Смотрицкого с Предисловием, выбранным из слов Максима Грека, доказывающих необходимость исправления Славянских книг, и с прибавлениями на конце, взятыми из того же писателя. Но и она издана весьма неисправно, со многими Типографическими ошибками и смешениями, с большими пропусками, прилогами и переменами против подлинника Мелетиева, напечатанного в Вильне 1618 г. В 1649 г. издал он Краткий Катехизис Митрополита Петра Могилы, в коем переправлены некоторые места по тогдашнему образу мыслей. Вообще книги, при сем Патриархе изданные, не имели Типографской исправности, хотя печатаны весьма чисто, на самой лучшей бумаге и с возможною тогда по наружности тщательностью. Сверх всего того, в них много развратов и подлогов, которые доныне остались камнем претыкания для суеверов. Однако ж виною сему был не Патриарх, но (как свидетельствует современник тому Игнатий, Митрополит Сибирский, в 3-м своем Послании на Сибирских Еретиков) бывшие в отличной у него доверенности известные расколоначальники, Протопоп Аввакум, Суздальский Поп Лазарь, Поп Никита прозванный Пустосвят, Царский Духовник Протопоп Стефан Вонифатьев, Диакон Феодор и Григорий Нероновы. Все сии люди, зараженные издавна раскольничьими мнениями были в чести и у народа и при Царском Дворе; а потому и Патриарх, будучи сам в глубокой старости и слабости, без всякого подозрения полагался на них как в издании, так и в исправлении книг. Печатный же двор был тогда в ведомстве Царского Дворцового Приказа, под управлением Князя Львова, единомышленника их. Исправщики сии, говорит Игнатий, сперва напечатали в так называемой Кирилловой книге 1644 г. а потом в Предисловии Учебной Псалтири, изданной 1546 г. и Следованной, изданной 1647 г., ложное учение о сложении перстов, подтверждая то ссылкою на Феодорита, но к словам Феодоритовым приставили от себя самих толкование: сиречь великий перст да два последний. После, когда издавалась в 1648 г. сборная из разных сочинений книга о Вере единой, истинной, Православной и о Св. Церкви, то они же присоветовали, де, включить и в сию книгу превратное о том же толкование, под именем Феодорита. Наконец, то же напечатали они в Катехизисе, изданном в 4 долю листа 1649 г. Сих книг, продолжает Игнатий, печатано было по 1200 экземпляров, а всех выпущено по России 6000, и ими-то заражены наипаче все юные читатели; едини точию зело престарелии людие того учения не прияша. В 1650 г. Патриарх Иосиф повелел издать тиснением Кормчую Книгу, которая при нем большею частью и отпечатана, а выпущена в свете уже по смерти его, при Патриархе Никоне, в 1653 г. Но издатели спешили, пока новый Патриарх не успел еще узнать о их коварствах, кончить ее и даже подтвердить именем самого Никона [В первых 400 выпущенных экземплярах не упомянуто даже было и о имени Никона.] и якобы Собора, рассматривавшего ее и сличавшего с подлинниками не токмо Славянскими древлеписьменными, но и с Греческими. Однако ж сия ложь очевидно почти на каждой странице обнаруживается и грубыми типографскими ошибками, и смешением смысла, и превратностью иногда оного, и пропусками и лишними вставками; даже явно, что прямо напечатана она была с весьма неисправного списка. Многие сему примеры можно показать чрез сличение с Аристиновым и Зонаровым Номоканоном, с коего переведена первая; и с подлинными Новеллами Греческих Императоров и разными Греческого Права статьями, из коих составлена вторая часть; а многие главы не известно откуда взяты. Сверх того издатели не преминули включить и здесь некоторые статьи сообразные их умствованию. При втором издании сей книги 1786 г. в Москве целая таковая глава Никиты Мниха выключена; прочие же статьи оставлены Каноническим Правом. Когда Патриарх Никон, усмотревши все в книгах порчи и подлоги сих издателей, подверг их истязанию; то они же первые восстали против исправления его и распространили смущение по всей Церкви. С тех пор защитники их раскола и последователи более всех книг уважают изданные при Патриархе Иосифе, и те из них, в коих включено лжеучение о двуперстном знамении и проч., напечатали уже вторым изданием в Почаевской, Гродненской, Виленской и других Раскольничьих Типографиях, как-то: Малый Катехизис 1783 г., Псалтирь Учебную 1780 г., О вере единой 1785 г., Кормчую того же года, Кириллову книгу 1786 г. и проч.
{Болховитинов}