ИОСИФ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОСИФ
в миру Иосиф Иосифович Семашко) (1798-1868), митрополит Литовский и Виленский с 1852, член Петербургской АН (1857). С 1833 униатский епископ Литовский, в 1838-43 председатель Греко-униатской духовной (с 1839- Белорусско-Литовской) коллегии. Инициатор воссоединения униатов с Русской православной церковью (1839).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ИОСИФ
?-1652), патриарх Московский и всея Руси с 1642. Расширил деятельность московского Печатного двора (впервые изданы Жития русских святых, Кормчая книга, "Грамматика" Мелетия Смотрицкого и др.). Направил Арсения (Суханова) на Ближний Восток с целью покупки богослужебных книг. На Земском соборе 1651 выступил за присоединение Украины к России.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ИОСИФ
(ум. 1652) – Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 гг. При патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно- учительные книги. Kроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (прпп. Сергия и Никона Радонежских, прп. Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, «Слова» прп. Ефрема Сирина, «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические – против латинян и протестантов. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Kормчая» – сборник церковных законов и правил. Всего же при патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.
Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 г. в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Kиева).
Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., погребен в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иосиф
прибавление)-а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт 30.23-24). В 17 лет из-за злобной зависти братьев он был продан ими в рабство в Египет (едва избежав смерти). Там, после многих трудов и лишений, он оказался в положении второго после фараона человека во всем царстве (Быт 41.38-46). В Египте у Иосифа родились два сына-Манассия и Ефрем, которых старый Израиль перед своей смертью усыновил и особо благословил, дав им два удела между братьями. Их колена иногда называются именем Иосифа (Чис 13.12; 36.5; Вт 33.13-17; Суд 1.22-23; 3Ц 11.28; От 7.8), но в некоторых местах этим именем назван весь израильский народ (2Ц 19.20; Пс 76.16; 79.2; 80.6; Ам 5.6; Авд 1.18), или только одно северное царство (Пс 77.67 и др., см. Ефрем). Умер Иосиф в возрасте 110 лет, был набальзамирован по египетскому обычаю, но позже, в соответствии с его завещанием, Моисей вынес его кости и похоронил их в Сихеме (Исх 13.19; Нав 24.32); (См. колена Израилевы)
б) (Чис 13.8)-отец (предок) Игала;
в) (1Пар 25.2,9)-левит из сыновей Асафа, глава первой чреды певцов;
г) (Езд 10.42)-аналог. Адаия,е;
д) (Неем 12.14)-аналог. Адна,в;
е) (Мф 1.16,18-20,24; 2.13,19; Лк 1.27; 2.4,16,33,43; 3.23; 4.22; Ин 1.45; 6.42)-сын Иакова (Илии) из колена Иудина, потомок царя Давида, муж Марии, от которой родился Господь Иисус Христос. Как говорит предание, он женился в преклонном возрасте (ср. Иаков,а) и ко времени выхода Господа на служение, его уже, видимо, не было в живых (в Писании он к этому времени нигде не упоминается);
ж) (Мф 27.57,59; Мк 15.43,45; Лк 23.50; Ин 19.38)-богатый человек из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, снявший (вместе с Никодимом) тело Иисуса с креста и похоронивший Его в гробе, который, видимо, был приготовлен для него самого и находился недалеко от места казни;
з) (Лк 3.24,26,30)-аналог. Авиуд,г (три);
и) (Деян 1.23)-называемый также Варсавою или Иустом, один из двух, постоянно находившихся с Апостолами во время всего земного служения Христа, и поэтому предложенных, чтобы выбрать из них замену отпавшему Иуде.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИОСИФ

•Iosēphus,


Ίώσηφος, впоследствии названный Флавием Иосифом, сын Матфея, происходил из священнического рода и родился в Иерусалиме в 37 г. от Р. X. Он получил научное образование и в 63 г. отправился в Рим, где сумел приобрести расположение Помпеи, супруги Нерона. Вернувшись на родину, он сначала тщетно пытался подавить восстание иудеев против римлян, но наконец сам примкнул к восстанию, в качестве предводителя Галилеи, и был взят в плен римлянами, из которого, впрочем, был освобожден, благодаря своему предсказанию о будущем величии Веспасиана. Suet. Vesp. 5. Он принял имя Флавия, фамильное имя императорского дома, присутствовал при осаде Иерусалима Титом и провел конец своей жизни в Риме, отдавшись ученым занятиям, плодом которых были главным образом сохранившиеся и поныне исторические сочинения. Это 1) история первой войны римлян с иудеями, в 7 книгах (περὶ τòυ̃ Ίουδαϊκου̃ πολέμου, или Ίούδαϊκὴ ι̉στορία περὶ α̉λώσεως), написанная ок. 75 г. от Р. X. первоначально на сирийско-халдейском языке и затем переведенная на греческий; 2) Ίοδαϊκὴ α̉ρχαιολογία, заключающая в себе историю иудейского народа от сотворения мира до 12 г. правления императора Нерона, написана в 93 г.; 3) автобиография, βίος, содержит дополнения к его иудейской истории; 4) περὶ α̉ρχαιότητος Ίουδαίων κατὰ Άπίωνος, полемическое сочинение против Апиона; 5) εὶς Μακκαβαίους λόγος ´ή περὶ αυ̉τοκράτορoς λογισμου̃, сочинение, подлинность которого сомнительна. Существует латинский перевод первого из его сочинений, ходивший долгое время под именем Hegesippus. Изд. Haverkamp (1726), F. Oberthür (1783), Imm. Bekker (1855, 6 т.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ИОСИФ
Joseph). В Австрии: И. I ( 26. VII. 1678 - 17.IV.1711) - государь, император "Священной Рим. империи" в 1705-11. Старший сын имп. Леопольда I. Продолжил войну за Исп. наследство (1701-14), начатую при его отце. В империи снова пытался усилить императорскую власть. В австр. внутр. политике перешел к меркантилизму. Был другом и учеником Евгения Савойского.

Лит.: Redlich O., Das Werden einer Grossmacht. ?sterreich von 1700 bis 1740, Br?nn, 1942.

И. II (13.III.1741 - 20.II.1790) - государь в 1780-90 (в 1765-80 - соправитель своей матери Марии Терезии), император "Священной Рим. империи" с 1765. Представитель т. н. просвещенного абсолютизма, И. II пытался преобразовать наиболее обветшалые австр. институты путем реформ "сверху", в рамках феод.-абсолютистского строя. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил крепостную зависимость, ввел единый поземельный налог (причем обложению подлежали и дворяне). Последние мероприятия И. II встретили ожесточ. сопротивление дворянства и не были проведены в жизнь. И. II ограничил самостоятельность католич. церкви в австр. землях, частично секуляризировал церк. землевладение, способствовал развитию светской школы; в 1781 издал т. н. толерантный патент, предоставлявший свободу вероисповедания (частично). Попытался ввести строжайшую централизацию в "лоскутной" монархии Габсбургов, проводившуюся насильственно- бюрократич. методами. Нем. яз. был введен в качестве официального во всех частях монархии; в Венгрии, Галиции, итал. провинциях проводилась политика германизации. Все это вызвало взрыв сопротивления (особенно в Австр. Нидерландах, см. Брабантская революция 1789-90, в Венгрии) - большинство нововведений И. II было отменено сразу же после его смерти. Во внеш. политике (к-рой наряду с воен. делом И. II ведал еще будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австр. дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и расширить господств. положение Австрии в герм. землях (с этой целью, в частности, безуспешно пытался приобрести Баварию). Видя осн. противника Австрии в Пруссии, ориентировался на союз с Россией (его свидание с Екатериной II в Могилеве и Петербурге, 1780, вслед за к-рым был заключен австро-рус. союз 1781). Как правитель И. II отличался энергичностью, огромной трудоспособностью и в то же время деспотизмом, пренебрежением всякими соображениями морального характера.

В историографии существуют различные, нередко диаметрально противоположные, оценки деятельности И. II. В работах историков-марксистов (в частности, в ГДР) его политика оценивается как такая форма просвещенного абсолютизма, к-рая учитывала потребности бурж. развития в максимально возможной для абсолютной монархии мере. В ист. лит-ре получил распространение термин "иозефинизм" ( Josephinismus), имеющий более широкое значение, чем политика самого И. II, и означающий в узком смысле политику, направл. на реформу католич. церкви в бурж. духе (историк ГДР Э. Винтер видит в нем течение, близкое янсенизму), а в более широком - идейное течение, предшествовавшее либерализму - применительно к австр. монархии.

Хронологич. перечень осн. реформ И. II см. в ст. Австрия, раздел Хронология.

Источн.: Maass F., Der Josephinismus. Quellen zu seiner Geschichte in ?sterreich 1760-1850, Bd 1-4, W., 1951-1957; Maria Theresia und Joseph II, ihre Correspondenz..., Bd 1-3, W., 1867-68; Joseph II und Katharina von Russland. Ihr Briefwechsel, W., 1869. Лит.: Митрофанов П., Политич. деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги, СПБ, 1907; Benedikt E., Kaiser Joseph II, (2 Aufl.), W., 1947; Fejt? F., Joseph II. Kaiser und Revolution?r. Stuttg., 1956; Winter E., Der Josefinismus. Die Geschichte des ?sterreichischen Reformkatholizismus. 1740-1848, В., 1962.

H. H. Самохина. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Иосиф
Йосеф. Иосиф 1) Одиннадцатый сын патриарха Иакова и первенец от Рахили, после ее четырнадцатилетнего бесплодия. Имя Иосиф означает: «он собирает и он добавляет». Рахиль назвала своего первого сына Иосифом. «Снял Бог позор мой» сказала она, и «Он даст мне другого сына» (Быт. 30:24). История Иосифа нам известна из Быт. 37: 39-48; 50. Иосиф стал любимцем своего отца и это вместе с его снами навлекло на него вражду и зависть его братьев. По их злобе, он был продан в рабство в Египет. В семнадцатилетнем возрасте он попал к Потифару, который поставил его смотрителем над всем своим домом. Иосиф не поддался искушению со стороны жены Потифара, попал в темницу и принужден был долго невинно страдать, но потом снова достиг хорошего положения, ибо «Бог был с ним». Благодаря дару Иосифа истолковывать сны, его представили фараону, которому он изъяснил его сны о коровах и колосьях и дал такие мудрые советы, что фараон был удивлен. Исполнение предложения Иосифа было поручено ему самому. Ему возложили золотую цепь на шею, а на палец надели царский перстень, одежда узника сменилась шелковым платьем, и тридцатилетний Иосиф стал начальником над всей землей с титулом Цафнаф-панеах, т.е. Спаситель мира (?) или сделавший открытие (?) [12] (Быт. 41:45). Его возили во второй роскошной колеснице фараона и возглашали перед ним: Аврех — по еврейски — преклони колена, или аброк — по египетски — падай ниц (ст. 43). Его женили на дочери главного жреца Потифара. Одного не доставало Иосифу — видеть вокруг себя своих родственников. Голод в Ханаане привел в богатый хлебом Египет его десять братьев, а потом также Вениамина и, наконец, старого отца со всем домом. В Египте отцу и братьям Иосифа была дана для поселения земля Гесем, пока Иосиф управлял страною. Здесь умер его отец, благословив своих детей и особо детей Иосифа Иосиф набальзамировал тело Иакова и устроил роскошные похороны. После смерти отца Иосиф сделал все возможное, чтобы успокоить опасавшихся его мести братьев Он жил долго после этого и видел детей и внуков Ефрема и Манассии. Перед своей смертью — 110 лет — Иосиф взял от своих братьев клятву, что они, когда Бог посетит их Своей милостью, перевезли его кости в обетованную землю и проявил в последнем завещании ту веру, которой руководился в течение все своей жизни (Евр. 11:22). «И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26). Моисей исполнил завещание Иосифа и перенес его останки в Ханаан, где похоронили его в семейной могиле у Сихема (Исх. 13:19; И. Нав. 24: 32; Деян 7:16). Могила Иосифа показывается в долине около Наблуса, между Гевалом и Гаризимом, недалеко от колодца Иакова. 2) «Иосиф» иногда называют два колена, которые произошли от сыновей Иосифа, Ефрема и Манассии, которым Иаков дал равные права со своими сыновьями. В Чис. 13:12 колено Манассии названо коленом Иосифа. Колено Ефрема в 3 Цар. 11:28 называется домом Иосифовым. Оба колена вместе названы Иосифом в Быт. 49:22; Втор. 33:13 и сынами Иосифа в Суд. 1:22,23. 3) Плотник Иосиф из Назарета (Мат. 13:55), потомок Давида, Иуды и Авраама (Мат. 1). Он был обручен с девицей Марией. Иосиф, заметив, что Мария «имеет во чреве», решил тотчас же отпустить ее, но Бог воспрепятствовал этому, и он оставил ее у себя, «ибо родившееся в ней», было сказано Иосифу, «есть от Духа Святого». После этого он принял ее как жену, но не познал ее до тех пор, как она родила Первенца и он дал Младенцу имя Иисус Во время рождения Иосиф с Марией были в Вифлееме, куда она пошла ради переписи (Мат. 12: 25). Сказано, что после возвращения из Египта он намеревался вернуться обратно, но, убоявшись жестокого Архелая и получив откровение во сне через ангела, поселился в Назарете. Иосиф был набожный и благочестивый человек, но бедный (Мат. 1:19; Лук. 2:22 и дал. Срав. Лев. 12:6 и дал.). Он стал отцом многочисленного семейства. (См. братья Иисуса). В глазах современников он считался отцом Иисуса (Лук. 3:23; Иоан. 6:42). После путешествия на праздник Пасхи, когда Иисусу было 12 лет, об Иосифе ничего больше не говорится в Евангелиях. Что Иисус знал ремесло своего воспитателя, видно из Map. 6: 3, где Иисус назван плотником. 4) Иосиф из Аримафеи, — богатый и знатный член Синедриона, который также ожидал царствия Божия и тайно был учеником Иисуса. Хотя открыто Иосиф не исповедовал своей веры в Него, но не одобрил приговора суда над Иисусом. После смерти Иисуса он осмелился просить у Пилата Его тело и, с помощью Никодима, снял Его со креста и положил в новую могилу, высеченную в скале, которую он приготовил в своем саду (Мат. 27:57; Map . 15:43; Лук. 23:50 и дал.; Иоан. 19:38). 5) См. Варсава 1.6, 7, 8) Три предка Иисуса (Лук. 3: 24, 26, 30).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИОСИФ
прибавление, присовокупление) — имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р.Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как например Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе с своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. “Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.” — “Неужели ты будешь царствовать над нами” сказали ему на это братья. “Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.” — “Что это за сон, который ты видел? заметил на это с неудовольствием отец, — неужели я. и твоя мать, и твои братья прийдем поклонится тебе до земли?” Посему-то братья Иосифа решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову с словами: “мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или пет?” Иаков тотчас же узнал ее. “Это одежда сына моего, воскликнул он, хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф” и разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: “с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю” (шеол). В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого Еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел Египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель (Быт 36:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: “как я сделаю cue великое зло и согрешу пред Богом”? говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (гл. 39). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. “Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его” (Пс 104:18), замечает по поводу сего Псалмопевец, “но и в темнице Господь был с Иосифом, и со всем, что он делал. Господь давал успех” (39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф, наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей — Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном Иосифу. “И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему: велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою” (41:42-43). Первым делом Иосифа, в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46). В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб Египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли Египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для Египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт 41:46-49, 53-56 и др.). Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. — “Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб” (42:38). Иуда сказал ему на это: “отпусти отрока со мною..., я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни.” Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. “Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным” (43:14). По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: “здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?” Они отвечали: “здоров раб твой, отец наш; еще жив.” — “Благословен человек сей от Бога!” сказал Иосиф, и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: “это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?” и сказал: “да будет милость Божия с тобой, сын мой.” Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал с своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. — “Нет, я этого не сделаю, говорил он; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом.” Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. “И так, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего: а отрок пусть идет с братьями своими.” — “Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего” (44:33-34). Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: “Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут... Идите скорее к отцу моему... скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.” Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. “Довольно” (сего для меня), воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве Иосифа над всею землею Египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном; “довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.” И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, Иосиф выехал к нему на встречу в Гесем, и увидав его пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: “Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив” (46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23), и умирая взял от своих братьев клятву — погрести его кости в земле Обетования (ст. 24-25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: “Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих” (Евр 11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из Египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Чис 13:7 — отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. 1Пар 15:2-9 — из сынов певца Асафа, в царствование Давида. 2Пар 19:20, 3Цар 11:28. В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремове и Манассиино. 1Езд 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. В 2Езд 9:34 он значится из сынов Езора. Неем 12:14 — из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Иудв 8:1 — предок Иудифи. 1Мак 5:18, 56:6 — Еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. 2Мак 8:22 — лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. Лк 3:30 — один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Лк 3:26 — также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. Мф 1:16 и др. — обручник Пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (1:16), из рода Давидова (1:20, Лк 1:27), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Деян 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. Мф 27:57- 59, Мк 15:43, Лк 23:50-53, Ин 19:38-42, Ис 53:9 — Иосиф Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (15:43) и Лк (23:50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: “Придите, ублажим Иосифа приснопамятного.” Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Гессен Иосиф Владимирович (1865 1943)

Петрусенко Надежда Вадимовна
Читать PDF
0.00 байт

Иосиф Волоцкий: апологет или критик самодержавной власти великого князя?

Бондаренко Владимир Иванович
Рассматриваются религиозно-политические аспекты в публицистике Иосифа Волоцкого. Показана эволюция концептов игумена относительно роли, пределов и миссии великокняжеской власти в конце XV начале XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Иосиф Евсеевич Баренбаум: к 90-летию со дня рождения

Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич
И. Е. Баренбаум крупнейший отечественный книговед и историк книги. Его перу принадлежит свыше четырехсот работ. Основные направления научной деятельности И. Е. Баренбаума история демократического книжного дела в России в XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Адольф Мюнхенский и Иосиф великий политические «Святые» религиозных маргиналов

Фирсов Сергей Львович
Мифотворчеством, основанным на вольной интерпретации трагических событий XX века и на их «церковном» осмыслении, занимаются люди идеологически ангажированные, убежденные в том, что борьба за прошлое есть непременное условие успешн
Читать PDF
0.00 байт

Иеромонах Иосиф (Баженов) — преподаватель духовной семинарии и краевед

Левин Натан Феликсович
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Иосиф и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Виденеева Алла Евгеньевна
В Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области хранится комплекс документов, связанных с личностью епископа Иосифа одного из самых известных и прославленных настоятелей Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 007. Петрова М. А. Екатерина II и Иосиф II: формирование российско-австрийского союза, 178

Читать PDF
0.00 байт

Духовные связи начальников Свято-Троицкой сергиевой лавры, Спасо-Преображенского соловецкого и Иосиф

Смулов Алексей Михайлович
Показаны духовные связи людей и монастырей: прп. Сергия Радонежского (Свято-Троицкая Сергиева лавра), прпп. Савватия, Германа и Зосимы Соловецких (Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь), прп.
Читать PDF
0.00 байт

Экзарх Иосиф i и болгарское духовенство: к вопросу взаимоотношений

Лаптев Е.А., Григорьев Д.В.
В статье рассматриваются вопросы развития отношений между иерархами Княжества Болгария и экзархом Иосифом I на протяжении длительного времени.
Читать PDF
0.00 байт

Гурко Иосиф Владимирович

Поведская Инна Николаевна
Гурко Иосиф Владимирович (16.07.1828, Новгород – 15.01.1901, с. Сахарово Тверского у.), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1894). После начала русско-турецкой войны 1877–78 получил назначение на Балканы.
Читать PDF
0.00 байт

«Вот если бы Вы, Иосиф Виссарионович, сейчас упали и разбились. . . »: особенности отношения совреме

Быкова Светлана Ивановна
На основе широкого круга источников автором выявлено существование достаточно распространенных антисталинских настроений в советском обществе, что опровергает миф о "всеобщей любви к товарищу Сталину" и "единогласной поддержке" ег
Читать PDF
0.00 байт

Болгарский архиепископ Иосиф Сокольский и его связь с Римом и Россией

Колупаев Владимир Евгеньевич
В статье описана жизненная история первого болгарского католического иерарха Иосифа Сокольского, вступившего в унию с Римской Церковью в поиске выхода из сложной церковно-политической ситуации, ставшей результатом болгарского наци
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Иосиф и военный госпиталь Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

Виденеева А.Е.
Статья посвящена основанию военного госпиталя при Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в 1914 г. Его появление связано с деятельностью настоятеля обители епископа Иосифа викария Ярославской епархии.
Читать PDF
0.00 байт

Иосиф Ильич Агроскин

Штеренлихт Д.В., Румянцев И.С.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнеописание митр. Иосиф Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутс

П. Н. Жукович

Похожие термины:

  • Колышко, Иосиф Иосиф

    соврем. драмат., публиц. (псевд. Серенький, Баян) и финансовый деятель, р. 1862, д. с. с., чин. ос. поруч. при мин. фин. {Венгеров}
  • Микульский, Иосиф Иосиф

    р. 1800, лект. польск. яз. Киевск. ун-та 1830 гг. {Венгеров}
  • Защук, Иосиф Иосиф

    воен. писат., р. 25 апр. 1845, отст. ген.-лейт. {Венгеров}
  • Ренард, Иосиф Христофорович (Христофор Иосиф)

    — адъюнкт Казанского Университета, род. в Гамбурге 14 марта 1781 г., в 1796 г. прибыл в Россию, в 1801 г. принял русское подданство и получил от Медицинской Коллегии звание кандидата фармации и химии, затем
  • Черный, Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич)

    — путешественник-этнограф. Род. в 1835 г. в Минске, ум. в 1880 г. в Одессе. Родители Ч. прочили сына в винокуры, но страсть к путешествиям побудила молодого Ч. забросить свою профессию, и он направился без
  • Веселаго 1-й, Иосиф Иванович

    вице-адмирал (1855); р. 1793 г. †. {Половцов}
  • Каминский 1-й, Иосиф Степанович

    (19. 03. 1818, Москва — 27. 08. 1898, Москва) Брат А. С. Каминского. Учился у К. А. Тона. В 1839 окончил ИАХ со званием худ. арх. XIV кл. С 1840 — на строит-ве Большого Кремлевского дворца, с 1842 — мл., с 1846—73 — стар. пом. гл.
  • Поджио 2-й, Иосиф Викторович

    (30.8 [по метрическому свидетельству, а по надгробию — 22.11.] 1792 — 8.1 [по надгробию — 6.1] 1848). — Отставной штабс-капитан. Род. в Николаеве. Католик. Воспитывался в Петербурге в иезуитском пансионе (до 1809). В
  • Зак, Аарон Иосиф

    криминалист, р. 15 мая 1889 в Нижн. Новгороде. {Венгеров}
  • Рабинович, Иосиф Ааронович

    писатель-беллетрист, из евреев; род. 1818 г., † 1869 г. 16 окт. {Половцов}
  • Куралов, Иосиф Абдурахманович

    (р. 19. 04. 1953) Род. в г. Прокопьевск Кемеровской обл. в семье служащего. Окончил Прокопьевский институт культуры (1980). Работал в газетах (1970—90). Руководитель лит. студии "Свой голос" (1994). Печатается
  • Орбели Иосиф Абгарович

    ориенталист-археолог 1910-х гг. {Венгеров}  Орбели, Иосиф Абгарович Род. 1887, ум. 1961. Востоковед, специалист по кавказоведению. С 1935 г. академик АН СССР, академик АН Армении, ее первый президент. В 1934—51 гг
  • БЕРЛИН Абрахам-Иосиф

    5.10.1894 (Нежин Черниговской губ.) - 1942 (Освенцим, Польша). Живописец. В 1913 приехал в Париж. Работал таксистом и учился в Национальной школе изящных искусств. Писал пейзажи. Выставлялся в салонах: Осеннем
  • Шабранский, Абрам Иосиф

    — председатель департамента Варшавского апелляционного суда, писатель и переводчик. Родился в Ловиче в начале XIX столетия, умер в Варшаве 11-го мая (н. с.) 1882 года. По окончании среднего образования в
  • Бакалейник, Иосиф Абрамович

    первый вице-президент по финансам Группы СУАЛ (ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания") с июля 2003 г.; родился в 1951 г. в г. Томске; окончил отделение экономической кибернетики экономическо
  • Герасимов, Иосиф Абрамович

    Род. 1922, ум. 1991, русский писатель. Военная тема в романах "Соловьи" (1963), "Туда и обратно" (1970), повести "Пять дней отдыха" (1967). Социально-нравственные коллизии в романах "Далекая Вега&qu
  • Кассирский, Иосиф Абрамович

    Род. 1898, ум. 1971. Врач-терапевт, видный гематолог. Также специалист в области кардиологии, тропических болезней, лекарственной терапии, истории медицины. С 1963 г. академик АМН.
  • Браун Иосиф-Адам

    Браун, Иосиф-Адам, - физик (1712 - 1768), родился в Аше; в 1746 г. прибыл в Петербург, где был сделан членом Академии Наук. Браун открыл свойство замерзания и ковкость ртути; написал много статей по физике и ме
  • Паризиус, Адам Иосиф

    (он же Парис; Adam-Joseph Paris) — врач, австриец из Песля, учился семь лет в Венском университете и 27-го июля 1781 г. получил степень доктора медицины. В 1782 г. он экзаменовался в России в Медицинской Коллегии и
  • Адамович, Иосиф Александрович

    Адамович И. А. (1896—1937; автобиография) — род. в гор. Борисове (Белоруссия). Отец его в молодости работал литейщиком на литейном заводе, затем посудным мастером на посудных фабриках. Семья тоже работал