Иосиф
прибавление)-а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт 30.23-24). В 17 лет из-за злобной зависти братьев он был продан ими в рабство в Египет (едва избежав смерти). Там, после многих трудов и лишений, он оказался в положении второго после фараона человека во всем царстве (Быт 41.38-46). В Египте у Иосифа родились два сына-Манассия и Ефрем, которых старый Израиль перед своей смертью усыновил и особо благословил, дав им два удела между братьями. Их колена иногда называются именем Иосифа (Чис 13.12; 36.5; Вт 33.13-17; Суд 1.22-23; 3Ц 11.28; От 7.8), но в некоторых местах этим именем назван весь израильский народ (2Ц 19.20; Пс 76.16; 79.2; 80.6; Ам 5.6; Авд 1.18), или только одно северное царство (Пс 77.67 и др., см. Ефрем). Умер Иосиф в возрасте 110 лет, был набальзамирован по египетскому обычаю, но позже, в соответствии с его завещанием, Моисей вынес его кости и похоронил их в Сихеме (Исх 13.19; Нав 24.32); (См. колена Израилевы)
б) (Чис 13.8)-отец (предок) Игала;
в) (1Пар 25.2,9)-левит из сыновей Асафа, глава первой чреды певцов;
г) (Езд 10.42)-аналог. Адаия,е;
д) (Неем 12.14)-аналог. Адна,в;
е) (Мф 1.16,18-20,24; 2.13,19; Лк 1.27; 2.4,16,33,43; 3.23; 4.22; Ин 1.45; 6.42)-сын Иакова (Илии) из колена Иудина, потомок царя Давида, муж Марии, от которой родился Господь Иисус Христос. Как говорит предание, он женился в преклонном возрасте (ср. Иаков,а) и ко времени выхода Господа на служение, его уже, видимо, не было в живых (в Писании он к этому времени нигде не упоминается);
ж) (Мф 27.57,59; Мк 15.43,45; Лк 23.50; Ин 19.38)-богатый человек из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, снявший (вместе с Никодимом) тело Иисуса с креста и похоронивший Его в гробе, который, видимо, был приготовлен для него самого и находился недалеко от места казни;
з) (Лк 3.24,26,30)-аналог. Авиуд,г (три);
и) (Деян 1.23)-называемый также Варсавою или Иустом, один из двух, постоянно находившихся с Апостолами во время всего земного служения Христа, и поэтому предложенных, чтобы выбрать из них замену отпавшему Иуде.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
ИОСИФ
Joseph). В Австрии: И. I ( 26. VII. 1678 - 17.IV.1711) - государь, император "Священной Рим. империи" в 1705-11. Старший сын имп. Леопольда I. Продолжил войну за Исп. наследство (1701-14), начатую при его отце. В империи снова пытался усилить императорскую власть. В австр. внутр. политике перешел к меркантилизму. Был другом и учеником Евгения Савойского.
Лит.: Redlich O., Das Werden einer Grossmacht. ?sterreich von 1700 bis 1740, Br?nn, 1942.
И. II (13.III.1741 - 20.II.1790) - государь в 1780-90 (в 1765-80 - соправитель своей матери Марии Терезии), император "Священной Рим. империи" с 1765. Представитель т. н. просвещенного абсолютизма, И. II пытался преобразовать наиболее обветшалые австр. институты путем реформ "сверху", в рамках феод.-абсолютистского строя. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил крепостную зависимость, ввел единый поземельный налог (причем обложению подлежали и дворяне). Последние мероприятия И. II встретили ожесточ. сопротивление дворянства и не были проведены в жизнь. И. II ограничил самостоятельность католич. церкви в австр. землях, частично секуляризировал церк. землевладение, способствовал развитию светской школы; в 1781 издал т. н. толерантный патент, предоставлявший свободу вероисповедания (частично). Попытался ввести строжайшую централизацию в "лоскутной" монархии Габсбургов, проводившуюся насильственно- бюрократич. методами. Нем. яз. был введен в качестве официального во всех частях монархии; в Венгрии, Галиции, итал. провинциях проводилась политика германизации. Все это вызвало взрыв сопротивления (особенно в Австр. Нидерландах, см. Брабантская революция 1789-90, в Венгрии) - большинство нововведений И. II было отменено сразу же после его смерти. Во внеш. политике (к-рой наряду с воен. делом И. II ведал еще будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австр. дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и расширить господств. положение Австрии в герм. землях (с этой целью, в частности, безуспешно пытался приобрести Баварию). Видя осн. противника Австрии в Пруссии, ориентировался на союз с Россией (его свидание с Екатериной II в Могилеве и Петербурге, 1780, вслед за к-рым был заключен австро-рус. союз 1781). Как правитель И. II отличался энергичностью, огромной трудоспособностью и в то же время деспотизмом, пренебрежением всякими соображениями морального характера.
В историографии существуют различные, нередко диаметрально противоположные, оценки деятельности И. II. В работах историков-марксистов (в частности, в ГДР) его политика оценивается как такая форма просвещенного абсолютизма, к-рая учитывала потребности бурж. развития в максимально возможной для абсолютной монархии мере. В ист. лит-ре получил распространение термин "иозефинизм" ( Josephinismus), имеющий более широкое значение, чем политика самого И. II, и означающий в узком смысле политику, направл. на реформу католич. церкви в бурж. духе (историк ГДР Э. Винтер видит в нем течение, близкое янсенизму), а в более широком - идейное течение, предшествовавшее либерализму - применительно к австр. монархии.
Хронологич. перечень осн. реформ И. II см. в ст. Австрия, раздел Хронология.
Источн.: Maass F., Der Josephinismus. Quellen zu seiner Geschichte in ?sterreich 1760-1850, Bd 1-4, W., 1951-1957; Maria Theresia und Joseph II, ihre Correspondenz..., Bd 1-3, W., 1867-68; Joseph II und Katharina von Russland. Ihr Briefwechsel, W., 1869. Лит.: Митрофанов П., Политич. деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги, СПБ, 1907; Benedikt E., Kaiser Joseph II, (2 Aufl.), W., 1947; Fejt? F., Joseph II. Kaiser und Revolution?r. Stuttg., 1956; Winter E., Der Josefinismus. Die Geschichte des ?sterreichischen Reformkatholizismus. 1740-1848, В., 1962.
H. H. Самохина. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Иосиф
Йосеф. Иосиф 1) Одиннадцатый сын патриарха Иакова и первенец от Рахили, после ее четырнадцатилетнего бесплодия. Имя Иосиф означает: «он собирает и он добавляет». Рахиль назвала своего первого сына Иосифом. «Снял Бог позор мой» сказала она, и «Он даст мне другого сына» (Быт. 30:24). История Иосифа нам известна из Быт. 37: 39-48; 50. Иосиф стал любимцем своего отца и это вместе с его снами навлекло на него вражду и зависть его братьев. По их злобе, он был продан в рабство в Египет. В семнадцатилетнем возрасте он попал к Потифару, который поставил его смотрителем над всем своим домом. Иосиф не поддался искушению со стороны жены Потифара, попал в темницу и принужден был долго невинно страдать, но потом снова достиг хорошего положения, ибо «Бог был с ним». Благодаря дару Иосифа истолковывать сны, его представили фараону, которому он изъяснил его сны о коровах и колосьях и дал такие мудрые советы, что фараон был удивлен. Исполнение предложения Иосифа было поручено ему самому. Ему возложили золотую цепь на шею, а на палец надели царский перстень, одежда узника сменилась шелковым платьем, и тридцатилетний Иосиф стал начальником над всей землей с титулом Цафнаф-панеах, т.е. Спаситель мира (?) или сделавший открытие (?) [12] (Быт. 41:45). Его возили во второй роскошной колеснице фараона и возглашали перед ним: Аврех — по еврейски — преклони колена, или аброк — по египетски — падай ниц (ст. 43). Его женили на дочери главного жреца Потифара. Одного не доставало Иосифу — видеть вокруг себя своих родственников. Голод в Ханаане привел в богатый хлебом Египет его десять братьев, а потом также Вениамина и, наконец, старого отца со всем домом. В Египте отцу и братьям Иосифа была дана для поселения земля Гесем, пока Иосиф управлял страною. Здесь умер его отец, благословив своих детей и особо детей Иосифа Иосиф набальзамировал тело Иакова и устроил роскошные похороны. После смерти отца Иосиф сделал все возможное, чтобы успокоить опасавшихся его мести братьев Он жил долго после этого и видел детей и внуков Ефрема и Манассии. Перед своей смертью — 110 лет — Иосиф взял от своих братьев клятву, что они, когда Бог посетит их Своей милостью, перевезли его кости в обетованную землю и проявил в последнем завещании ту веру, которой руководился в течение все своей жизни (Евр. 11:22). «И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26). Моисей исполнил завещание Иосифа и перенес его останки в Ханаан, где похоронили его в семейной могиле у Сихема (Исх. 13:19; И. Нав. 24: 32; Деян 7:16). Могила Иосифа показывается в долине около Наблуса, между Гевалом и Гаризимом, недалеко от колодца Иакова. 2) «Иосиф» иногда называют два колена, которые произошли от сыновей Иосифа, Ефрема и Манассии, которым Иаков дал равные права со своими сыновьями. В Чис. 13:12 колено Манассии названо коленом Иосифа. Колено Ефрема в 3 Цар. 11:28 называется домом Иосифовым. Оба колена вместе названы Иосифом в Быт. 49:22; Втор. 33:13 и сынами Иосифа в Суд. 1:22,23. 3) Плотник Иосиф из Назарета (Мат. 13:55), потомок Давида, Иуды и Авраама (Мат. 1). Он был обручен с девицей Марией. Иосиф, заметив, что Мария «имеет во чреве», решил тотчас же отпустить ее, но Бог воспрепятствовал этому, и он оставил ее у себя, «ибо родившееся в ней», было сказано Иосифу, «есть от Духа Святого». После этого он принял ее как жену, но не познал ее до тех пор, как она родила Первенца и он дал Младенцу имя Иисус Во время рождения Иосиф с Марией были в Вифлееме, куда она пошла ради переписи (Мат. 12: 25). Сказано, что после возвращения из Египта он намеревался вернуться обратно, но, убоявшись жестокого Архелая и получив откровение во сне через ангела, поселился в Назарете. Иосиф был набожный и благочестивый человек, но бедный (Мат. 1:19; Лук. 2:22 и дал. Срав. Лев. 12:6 и дал.). Он стал отцом многочисленного семейства. (См. братья Иисуса). В глазах современников он считался отцом Иисуса (Лук. 3:23; Иоан. 6:42). После путешествия на праздник Пасхи, когда Иисусу было 12 лет, об Иосифе ничего больше не говорится в Евангелиях. Что Иисус знал ремесло своего воспитателя, видно из Map. 6: 3, где Иисус назван плотником. 4) Иосиф из Аримафеи, — богатый и знатный член Синедриона, который также ожидал царствия Божия и тайно был учеником Иисуса. Хотя открыто Иосиф не исповедовал своей веры в Него, но не одобрил приговора суда над Иисусом. После смерти Иисуса он осмелился просить у Пилата Его тело и, с помощью Никодима, снял Его со креста и положил в новую могилу, высеченную в скале, которую он приготовил в своем саду (Мат. 27:57; Map . 15:43; Лук. 23:50 и дал.; Иоан. 19:38). 5) См. Варсава 1.6, 7, 8) Три предка Иисуса (Лук. 3: 24, 26, 30).
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
ИОСИФ
прибавление, присовокупление) — имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р.Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как например Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе с своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. “Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.” — “Неужели ты будешь царствовать над нами” сказали ему на это братья. “Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.” — “Что это за сон, который ты видел? заметил на это с неудовольствием отец, — неужели я. и твоя мать, и твои братья прийдем поклонится тебе до земли?” Посему-то братья Иосифа решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову с словами: “мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или пет?” Иаков тотчас же узнал ее. “Это одежда сына моего, воскликнул он, хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф” и разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: “с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю” (шеол). В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого Еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел Египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель (Быт 36:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: “как я сделаю cue великое зло и согрешу пред Богом”? говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (гл. 39). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. “Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его” (Пс 104:18), замечает по поводу сего Псалмопевец, “но и в темнице Господь был с Иосифом, и со всем, что он делал. Господь давал успех” (39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф, наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей — Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном Иосифу. “И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему: велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою” (41:42-43). Первым делом Иосифа, в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46). В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб Египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли Египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для Египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт 41:46-49, 53-56 и др.). Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. — “Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб” (42:38). Иуда сказал ему на это: “отпусти отрока со мною..., я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни.” Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. “Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным” (43:14). По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: “здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?” Они отвечали: “здоров раб твой, отец наш; еще жив.” — “Благословен человек сей от Бога!” сказал Иосиф, и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: “это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?” и сказал: “да будет милость Божия с тобой, сын мой.” Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал с своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. — “Нет, я этого не сделаю, говорил он; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом.” Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. “И так, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего: а отрок пусть идет с братьями своими.” — “Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего” (44:33-34). Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: “Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут... Идите скорее к отцу моему... скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.” Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. “Довольно” (сего для меня), воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве Иосифа над всею землею Египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном; “довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.” И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, Иосиф выехал к нему на встречу в Гесем, и увидав его пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: “Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив” (46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23), и умирая взял от своих братьев клятву — погрести его кости в земле Обетования (ст. 24-25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: “Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих” (Евр 11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из Египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Чис 13:7 — отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. 1Пар 15:2-9 — из сынов певца Асафа, в царствование Давида. 2Пар 19:20, 3Цар 11:28. В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремове и Манассиино. 1Езд 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. В 2Езд 9:34 он значится из сынов Езора. Неем 12:14 — из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Иудв 8:1 — предок Иудифи. 1Мак 5:18, 56:6 — Еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. 2Мак 8:22 — лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. Лк 3:30 — один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Лк 3:26 — также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. Мф 1:16 и др. — обручник Пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (1:16), из рода Давидова (1:20, Лк 1:27), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Деян 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. Мф 27:57- 59, Мк 15:43, Лк 23:50-53, Ин 19:38-42, Ис 53:9 — Иосиф Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (15:43) и Лк (23:50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: “Придите, ублажим Иосифа приснопамятного.” Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990