последователи св. Иосифа Волоцкого, "стяжатели".
Иосифляне
ИОСИФЛЯНЕ
Иосифляне
идейное направление в среде русского духовенства XVI вв., последователи игумена Иосифа Волоцкого, сторонники сохранения церковно-монастырского землевладения и расправы с еретиками.
Иосифляне
последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV- середине XVI вв. за незыблемость церковных догматов, за богатую церковь. Доказывали правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму управления.
Источник: Глоссарий исторических терминов
ИОСИФЛЯНЕ
(осифляне) — церковно-политическое течение XV — сер. XVI вв. Последователи Иосифа Волоцкого. Отстаивали незыблемость церковных догм, защищали необходимость церковно-монастырского землевладения. «Стяжание церковное — Божие суть стяжание», — утверждали иосифляне. Они еще при жизни своего идеолога вступали в борьбу за господствующее положение в церкви и за влияние на деятельность правительства.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Иосифляне
последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV— середине XVI в. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, необходимость церковно-монастырского землевладения как условия сохранения независимости церкви от светской власти. Защищали тезис о божественном происхождении великокняжеской власти, доказывали правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму управления.
ИОСИФЛЯНЕ
осифляне, - представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15-16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое назв. получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк. земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, к-рый выдвигали т. н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощи сильной церк. орг-ции для борьбы с еретич. движениями (см. Ереси) и с феод. оппозицией, Иван III уступил в этом вопросе; "стяжательские" требования И. были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. С этого момента И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождем Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк. иерархи 16 в. (митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный и др.).. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. По словам А. М. Курбского, И. приняли активное участие в учреждении опричнины. Во 2-й пол. 16 в. наступление гос. власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церк. привилегий привело к утрате значения И. во внутрицерк. и политич. делах. Идеологами сильной царской власти в сер. 16 в. начинают становиться светские писатели (И. С. Пересветов и др.), и к 17 в. иосифлянство как церк.-политич. течение прекращает свое существование. Лит.: Рыбаков Б., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3-4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960.