Иосия (Josiah) (649—609 до н.э.), царь Иудеи (640— 609 до н.э.), унаследовавший престол от отца Аммона. В 17-летнем возрасте радикально реформировал богослужение как в самом Иерусалиме, так и на прилегающих к нему терр., запретил поклонение местным богам, закрыл языческие святилища; Иерусалимский храм стал единств, местом богослужения. За свою приверженность иудейской вере упоминается в Библии как последний достойный царь Иудеи. Погиб в сражении с египтянами при Мегиддо.
Иосия
ИОСИЯ
царь Иудеи (639 — 608 до н.э.). Пришел к власти в условиях резкого обострения борьбы обезземеливавш. и порабощавш. крестьянства против рабовлад. верхушки. В 622 в интересах укрепл. мелкого и ср. землевладения провел ряд реформ. Требования нар. масс были частично удовлетворены введением нового свода законов — «Второзакония» (якобы найден. в храме), к-рый предусматривал огранич. рабства иудеев у соплеменников шестью годами. В интересах иерусалимск. жречества было введено единобожие, единств. законным местом культа Яхве был объявлен Иерусалим.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ИОСИЯ
царь Иудеи (639-608 до н. э.). Пришел к власти в условиях резкого обострейия борьбы обезземеливавшегося и порабощавшегося крестьянства против рабовладельч. верхушки. В 622 в интересах укрепления мелкого и среднего землевладения провел ряд реформ. Требования нар. масс были частично удовлетворены введением нового свода законов - "Второзакония" (якобы "найденного" в храме), к-рый предусматривал ограничение рабства иудеев у соплеменников шестью годами. В интересах иерусалимского жречества было введено единобожие, единственным "законным" местом культа Яхве был объявлен Иерусалим. И. Ш. Шифман. Ленинград.
Иосия
Иегова исцеляет)-а) сын и преемник Аммона, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 31 год (4Ц 22.1) и ходивший во всем путем Давида. Восьми лет вступил он на царство и уже в 16 лет начал очищать землю от идолов (2Пар 34.3). В восемнадцатый год его царствования была найдена в храме священная книга (как полагают, Второзаконие) и чтение ее произвело потрясающее действие на царя. Храм был очищен от всех остатков идолопоклонства, Тофет осквернен, высоты разрушены, даже и в Самарии (4Ц 23.4-20). Впервые со времен судей была совершена Пасха и не было такого благочестивого царя, как Иосия, ни до, ни после, однако назначенного для Иудеи Господь не отменил (4Ц 23.25-27). Во время его царствования, в год призвания Иеремии, вся Малая Азия и север Палестины подверглись дикому нашествию скифов, оставлявших после себя голую, выжженную землю. Погиб Иосия в битве с Нехао, которого он не хотел пропустить к Евфрату. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (1Пар 4.34)-аналог. Адиил ;
в) (Зах 6.10)-сын (потомок) Софонии, в доме которого было совершено торжественное посвящение Иисуса, первосвященника при Зоровавеле (в Зах 6.14 назван Хен); (См. Иедай)
г) (Мф 27.56; Мк 15.40,47)-брат Иакова (см. Иаков,г) меньшего, одного из Апостолов Господних;
д) (Деян 4.36)-см. Варнава.
б) (1Пар 4.34)-аналог. Адиил ;
в) (Зах 6.10)-сын (потомок) Софонии, в доме которого было совершено торжественное посвящение Иисуса, первосвященника при Зоровавеле (в Зах 6.14 назван Хен); (См. Иедай)
г) (Мф 27.56; Мк 15.40,47)-брат Иакова (см. Иаков,г) меньшего, одного из Апостолов Господних;
д) (Деян 4.36)-см. Варнава.
Иосия
Йошиягу). 1) Один из братьев Иисуса ( Map. 6:3). 2) Сын Клеопы и Марии, брат Иакова младшего (Мат. 27:56; Map. 15:40: Иоан. 19:25). 3) Один из предков Иисуса (Лук. 3: 29).
4) Деян. 4:36 (греч.текст Иосиф). См. Варнава. 5) Сын Аммона, 15-тый царь в Иудее, царствовал в течение 31 года, 640-610 до Р.Хр. О его жизни мы узнаем из 4 Цар. 22:23; 2 Пар. 34:35. Первые двенадцать глав пророчества Иеремии проливают много света на общее состояние иудейства в царствование Иосии. Через 8 лет после воцарения он начал искать Господа, а с 12 года в продолжение шести лет он ходил по Иудее и царству Израиля и уничтожал высоты с жертвенниками и истуканами (2 Пар. 34:7). Храм под наблюдением особой комиссии был очищен и обновлен. Во время производства работ священник Хелкия нашел часть книги Закона Господня, чтение которой удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Вероятно, это была вся пятая книга Моисея, Второзаконие, или ее часть. Пророчица Олдама, у которой спросили совета, объявила суды Господни над землею. Главное событие в жизни Иосии было возобновление празднования Пасхи на 18 году его царствования (2 Пар. 35). Когда Фараон Нехао выступил против ассирийцев, то Иосия сразился с ним и пал мертвым на равнине Изрееля. Он был похоронен с большой пышностью среди своих отцов. Иеремия воспел его в плачевной песне и весь народ оплакивал его (Зах. 12:11). 6) Сын Софониев. См. Халдай.
4) Деян. 4:36 (греч.текст Иосиф). См. Варнава. 5) Сын Аммона, 15-тый царь в Иудее, царствовал в течение 31 года, 640-610 до Р.Хр. О его жизни мы узнаем из 4 Цар. 22:23; 2 Пар. 34:35. Первые двенадцать глав пророчества Иеремии проливают много света на общее состояние иудейства в царствование Иосии. Через 8 лет после воцарения он начал искать Господа, а с 12 года в продолжение шести лет он ходил по Иудее и царству Израиля и уничтожал высоты с жертвенниками и истуканами (2 Пар. 34:7). Храм под наблюдением особой комиссии был очищен и обновлен. Во время производства работ священник Хелкия нашел часть книги Закона Господня, чтение которой удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Вероятно, это была вся пятая книга Моисея, Второзаконие, или ее часть. Пророчица Олдама, у которой спросили совета, объявила суды Господни над землею. Главное событие в жизни Иосии было возобновление празднования Пасхи на 18 году его царствования (2 Пар. 35). Когда Фараон Нехао выступил против ассирийцев, то Иосия сразился с ним и пал мертвым на равнине Изрееля. Он был похоронен с большой пышностью среди своих отцов. Иеремия воспел его в плачевной песне и весь народ оплакивал его (Зах. 12:11). 6) Сын Софониев. См. Халдай.
ИОСИЯ
Бог поддерживает, защищает) — имя следующих лиц: 4Цар 21:24 и др. — сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь Иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотою жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров (2Пар 34:3). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева — редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услыхав какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Разодравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами, и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2Пар 34:26-28). Затем он собрал старейшин и народ и велел читать книгу Закона вслух их и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенною ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, и затем по поведению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерною торжественностью (2Пар 35:3-18). Он лично дал на праздник народу 30,000 агнцев и козлят, и 3,000 волов. На 31 году царствования Иосии царя. Фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с царем Ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: “что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя” (2Пар 35:21). Но Иосия не внял совету и предостережению Фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами, и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду. Тело его для погребения было привезено в Иерусалим, и весь народ горько оплакал лучшего из царей своих; оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной (2Пар 35:20-25). Несомненно, этот общий плач был сердечен, искренен и непритворен, так что он обратился даже в притчу. В тот день (т.е. в имеющий быть день распятия Господа), по слову пророчества Захарии, поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах 12:11). I Пap. 4:34 — сын Амасии, один из начальников колена Симеонова. Зах 6:10 — сын Софонии. В его доме, по приказанию пр. Захарии, собрались старейшины народа для торжественного посвящения Иисуса в сан первосвященника. Деян 4:36 — левит, родом Кипрянин, прозванный от апостолов Варнавою. См.Варнава.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990