Иов (в миру Иоанн) - первый патриарх русской церкви, умер 19 июня 1607 г. Происхождение и год рождения неизвестны. Воспитывался с детских лет в Успенском монастыре города Старицы. Между 1552 и 1555 годами постригся, а около 1569 г., после посещения обители Грозным , ""государским благорассмотрением"" поставлен в архимандриты. Вскоре Иов был переведен в Москву, где в 1571 - 1572 годах настоятельствовал в Симонове монастыре, в 1575 - 1580 годах - в Новоспасском. Строгая жизнь и редкое знание Священного Писания и богослужебных книг открыли Иову путь к епископству. В 1581 г. он занял коломенскую кафедру, в 1586 г. стал архиепископом ростовским, а 11 декабря того же года был поставлен вместо низложенного Дионисия (см. Борис Федорович Годунов ) митрополитом всея Руси. В 1588 г. после долгих и настойчиво веденных переговоров (Иов не принимал в них активного участия) было получено согласие восточных патриархов на учреждение в России патриаршества. По избрании Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 поставлен патриархом. Его делом было теперь прежде всего проведение намеченных соборным уложением 1589 г. преобразований в русской церкви, в связи с возведением ее на степень самостоятельной и равноправной другим поместным. Почти все кафедры епископские были повышены в рангах, и было открыто несколько новых, хотя и не все, предположенные собором 1589 г. Учреждение в Москве 8-ми поповских старост в целях водворения большого благочиния в низшем духовенстве, распространение христианства среди инородцев Карельской земли, Казанского края и Сибири и поддержка его в Грузии, установление общецерковных праздников некоторым уже признанным святым и канонизация ряда новых - главные факты управления первого патриарха. В 1591 г. ему во главе освященного Собора и Боярской думы пришлось выступить в качестве судьи в углицком деле (по поводу смерти царевича Димитрия ), и совещание это, признав, что царевич закололся, а не убит, обвинило Нагих и угличан. В 1598 г., по смерти царя Федора и за отказом от власти царицы Ирины , Иов оказался во главе государства. Обязанный Борису Годунову саном, патриарх кандидатуру Бориса предложил Земскому собору и во главе крестного хода пришел к нему 21 февраля молить его стать царем. Приверженец старины, не одобрявший усиления западного влияния, патриарх сумел, по одному известию, помешать учреждению университета в России. Скорбя о применении крутых мер во вторую половину царствования Бориса, Иов все же не осмеливался печаловаться царю о гонимых, не имел мужества выступить ""обличником"" его, а только лил ""непрестанные слезы"" и молился. В период борьбы с Самозванцем патриарх послал обличавшую самозванство новоявленного Димитрия грамоту в Польшу, старался воздействовать на мятущийся народ, объявляя ему, что новый ""царевич"" - еретик и расстрига Гришка Отрепьев, преданный им проклятию. По смерти Бориса Годунова остался главным покровителем молодого царя Федора Борисовича. Победа претендента сопровождалась для Иова сведеньем с престола и ссылкой, по его просьбе, в Старицкий монастырь. Только в 1652 г. останки Иова были перенесены в Успенский собор. По поводу, вероятно, этого перенесения и составлено житие его - ""История о первом Иове патриархе"" (XIII том ""Русской Исторической Библиотеки""). От книжного и учительного Иова сохранилась витиеватая ""Утвержденная грамота"" об избрании в цари Бориса Годунова (в ""Актах Археографической Экспедиции"" т. II, № 7), несколько посланий, ""духовная"", канон и служба преп. Иосифу Волоцкому и - главнейшее его произведение - ""Повесть о честнем житии царя Федора Иоанновича"" (""Полное Собрание Русских Летописей"", т. XIV, ч. I), представляющая собой обзор событий царствования этого государя с интересными панегирическими характеристиками царя Федора и правителя Бориса. П. Л.