ИОВ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иов
а) (Быт 46.13)-см. Иашув,а;
б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского полуострова) во времена первых потомков Авраама.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИОВ
?-1607), первый патриарх Московский и всея Руси с 1589. Поддержал избрание на царство Бориса Годунова (1598). В 1605 за отказ признать царем Лжедмитрия I лишен патриаршества и сослан в Старицкий Успенский монастырь. Автор сочинений по истории России конца 16 в., посланий, поучений и др. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Иов
(1530-1607) – первый патриарх Московский и всея Руси. Из посадских людей. Постригся в 1556 г. Был настоятелем ряда московских монастырей. С 1581 г. – епископ Коломенский, с 1586 г. – архиепископ Ростовский, в 1587 г. митрополит Московский и всея Руси. В 1589 г. избран патриархом. Основал Донской монастырь. Способствовал избранию Бориса Годунова на царство. Предал анафеме Лжедмитрия I. Был низложен и сослан в Старицу. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ИОВ
первый рус. патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что сильно укрепило положение рус. церкви. В янв. 1589 в Москве церк. собор избрал патриархом И. После смерти Федора Ивановича в 1598 И. содействовал избранию царем Б. Годунова. В июне 1605 И. сведен с патриаршего престола и сослан в Старицкий монастырь боярами, противниками Годуновых, признавшими царем Лжедмитрия I.

Лит.: Доклад государю царю Федору Иоанновичу от цареградского патриарха Иеремии..., СГГД, ч. 2, М., 1819, No 58; Грамота уложенная: об учреждении в России патриаршего престола, там же, No 59; ПСРЛ, т. 14, ч. 1, СПБ, 1910, с. 38; Платонов С. Ф., Борис Годунов, П., 1921.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИОВ
(ум. 1607) – святитель, Патриарх Московский и всея Руси. Первый патриарх в истории Русской Церкви. До него Церковью на Руси управляли митрополиты, но в 1588 г. восточные патриархи дали согласие на возведение Московской митрополии в патриархат – это было признанием величия Русской Православной Церкви.
Патриаршество Иова пришлось на начало Смутного времени. Твердый поборник Православия, он предал анафеме самозванца Лжедмитрия Гришку Отрепьева, поддерживал Бориса Годунова, по смерти которого был принудительно сведен с патриаршего престола, сослан в Старицкий монастырь и заменен греком Игнатием – ставленником Лжедмитрия. После того как собор иерархов лишил Игнатия сана, избранный новым патриархом Ермоген пригласил Иова в Москву. В Успенском соборе Московского Kремля стали рядом: патриарх Ермоген в полном облачении и бывший патриарх Иов в бедной монашеской рясе – к тому времени уже совсем слепой старец. Все плакали, когда архидиакон от имени народа просил у патриарха Иова прощения за то, что ослушались его благословения, нарушили присягу дому Годуновых и пошли на поводу у врагов Отечества.
И Иов простил: «Чада, – сказал он, – молю вас больше таковая не чинити и клятвы ваши не преступати».
После смерти святителя у его могилы в Старицком монастыре стали происходить исцеления, и в 1652 г. его мощи были перевезены в Москву, в Успенский собор Kремля, где они и почивают доныне. Память 5 (18 апреля) и 19 июня (2 июля)

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иов
первый Патриарх Российский, в 1581 году Апреля 16 хиротонисан был во Епископа Коломенского; в 1586 году переведен в Ростов Архиепископом; оттуда в 1587 году Декабря 11 в Москву Всероссийским Митрополитом, а в 1589 году Января 26 возведен на Всероссийское Патриаршество, при Соборном учреждении его в Москве. В 1605 году Июня 24 он изгнан Димитрием Самозванцем за непризнание его Царем и сослан в Богородицкий Старицкий Монастырь на заточение, где и скончался 1607 года Марта 8; а тело его в Москву перенесено уже 1652 года по Указу Царя Алексея Михайловича. Сей Патриарх описал жизнь Царя Федора Иоанновича. Описание сие включено в Летопись по Никонову списку и напечатано в 7 части его. Татищев думает, что он же, либо келейник его Иосиф описал 24 последних лет Царя Иоанна Васильевича Грозного. Подлинная Духовная сего Патриарха, в коей он описал и жизнь свою, сохраняется в Патриаршей библиотеке, а напечатана она в VI части Древней Российской Вивлиофики 2-го издания и в Собрании Государственных Грамот, часть 2. В XII части   Древ. Российск. Вивлиофики есть его и несколько Грамот к Восточным Патриархам, но есть еще несколько и неизданных, как-то: Поучительное Послание, довольно пространное, к Николаю, Митрополиту Мцхетскому и всему Освященному Собору Иверской Земли, посланное с Князем Семеном Григорьевичем Звенигородским и Троицкой Лавры Старцем Закхеем, отправленными по просьбе тамошнего Царя Александра благоверия ради к истинному извещению правыя Веры, а другое к самому Царю в ответ на его Послание о исходатайствовании у Царя Федора Ивановичам, дабы он принял Грузинское Царство под свое покровительство. Сие Послание также пространно. Оба они находятся в библиотеках Патриаршей и Новгородской Софийской. Еще есть его утешительное Послание к Царице Ирине, супруге Царя Федора Иоанновича, о кончине их дочери.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

ИОВ
угнетенный, или враждебно преследуемый) — имя двух лиц: Быт 46:13 — третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1Пар 7:1: Иашувом. Иов 1:1 — Иов благочестивый, ветхозаветный страдалец, из страны Уц (ныне Хуаран), история которого излагается в учительной книге В.З., носящей его имя. В Иез 14:14-20 он упоминается на ряду с Ноем и Даниилом. Равно также упоминает о нем и ап. Иаков в своем соборном послании (5:11). В книге Иова он изображается человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удалявшимся от зла (1:1). Иов жил во времена патриархальные, даже до времен Моисея. У него было семь сыновей и три дочери и очень большое богатство, так что, по словам книги, он был знаменитее всех сынов Востока (ст. 3) в стране Аравийской. Благочествие Иова сатана объяснил пред Господом тем благосостоянием, каким пользовался Иов в изобилии. “Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?” сказал сатана Господу (1:11). В непродолжительное время Иов лишился всего имущества и всех детей. Как ни тяжело было испытание, однако же Иов терпеливо перенес его, не согрешил и не произнес ничего неразумного о Боге (1:22). “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!” сказал Иов после всех лишений. Затем сатана получил позволение от Бога еще испытать Иова — поразить его тело проказою лютою, от подошвы ноги его по самое темя (2:7). Несмотря и на это, Иов остался твердым и непоколебимым в вере в Бога и непорочности, хотя даже собственная жена его искушала его словами: “похули Бога и умри” (2:9). В своих страданиях он сидел в пепле вне селения, с черепицею в руках, чтобы скоблить себя ею. Три друга его, пришедшие к нему для утешения, семь дней и семь ночей взирали на него безмолвно с горестью и рыданием. И разодрал каждый из них верхнюю одежду свою и бросали пыль над головами своими к небу (ст. 12). По прошествии семи дней Иов отверз наконец уста свои и проклял день свой (3:1). “Погибни день, воскликнул он, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Нет мне мира, нет покоя, нет отрады, постигло несчастье” (4). Это-то и послужило предметом замечательнейшей и возвышеннейшей беседы между Иовом и его друзьями, занимающей большую часть книги и кончающейся смиренным и глубоким раскаянием Иова пред Господом в прахе и пепле, которое Господь принял и снова благословил его. За сим благосостояние снова возвращается к Иову, — он получает многочисленное семейство, живет 140 лет и умирает “в старости, насыщенный днями и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода” (42:16-17).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Иов
т.е. истерзанный или ненавидимый), история которого описывается в «книге Иова», был набожный человек в земле Уц (Оз), между Едомом и Пустынной Аравией. Он был могущественнее всех сынов востока, богат стадами скота, имел 7 сыновей и 3-х дочерей. Он часто приносил жертвы примирения (и делал это ради своих детей), потому что боялся, что они на своих пиршествах могли согрешить против Бога. Когда сатана намекнул Богу, что набожность Иова была только наружной, без внутреннего содержания и эгоистична, что он согрешит, если лишится благополучия в своей жизни, Бог позволил сатане поразить Иова бедствиями. Враги и молния уничтожили его стада и буря разрушила дом, в котором находились его дети, так что все они погибли под его развалинами. Но Иов благословил имя Господа. Когда сатана получил позволение поразить Иова болезнью (2:7; 7:5; 19:17; 30:17,30) и даже жена Иова укоряла его, то Иов и после этого не согрешил, три его друга — Елифаз, Вилдад и Софар — пришли утешать Иова. В течение 7 суток они сидели около него, не произнося ни слова. Утешение их было молчаливым упреком. Для Иова это было слишком тяжело и он разразился тем, что проклял день своего рождения (3 гл.). После этого следует ряд бесед между Иовом и его тремя друзьями, в которых они старались доказать, что Бог праведен и карает нечестивых страданиями, и что перед ними лицемерный Иов должен исповедать тот грех, за который он, невидимому, так страдает. Иов, не сомневаясь в праведности Бога, не мог принять на себя греха, будучи уверен, что он не сделал его. После всех выступил четвертый из друзей Иова, бывший младше всех летами, Елиуй. Он обличил трех первых друзей за их обвинения, доказал, что страдания люди не должны обязательно считать наказанием за свои поступки, но испытанием и очищением. Он побуждал Иова к смиренному разбору своих мыслей и поступков. Наконец, Сам Бог явился в буре, объявил о Своем совершенстве и величии в создании и управлении вселенной и показал безумие тех, кто хочет порицать Бога или спорить с Ним. Иов сознал свое ничтожество и свое безумие: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:6). Затем Бог обличил трех друзей в том, что они говорили о Нем не так правильно, как Иов, велел им принести жертвы всесожжения и обещал помиловать их по молитве Иова. Господь восстановил прежнее благосостояние Иова и дал ему вдвое по сравнению с прежним. У него снова родилось 7 сыновей и 3 дочери, и после своих страданий он прожил еще 140 лет. Так как он имел до своего тяжелого испытания 7 взрослых сыновей и 3 дочерей, то отсюда заключают, что он достиг 200-летнего возраста. Пророк Иезекииль говорит об Иове, как о набожном человеке (Иез. 14:14,20). Его терпение и конец жизни вспоминаются также Иаковом (Иак. 5:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868