(или Поцей; Адам Львович) — митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимиро-Волынской епархией.
Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.
Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному — главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.
Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу.
С 1580 года — земский судья в Бресте.
С 1589 года — сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии.
20 марта 1593 года (по другим источникам, в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа.
2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию.
12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от "всего духовенства и вверенных им овец". С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, — словом, все, что определено Тридентским Собором (1545—1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры. Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но, приняв, дали в этом присягу за себя и за других.
6—9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола.
В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти.
26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами.
В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.
В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.
В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.
Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.
Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в "Палинодии" писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.
Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.
Литература:
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 10, с. 303—347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. — 1865—1886, вып. 8.
Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. — 1877.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 413—416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,1039.
Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.
Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1886, февраль, с. 504. — 1888, ноябрь, с. 342. Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181—186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 769; т. 5, с. 996.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 546, 949. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 125—126.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.