— см. Иванов-Ипполитов.
{Брокгауз}
Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
(настоящая фамилия его Иванов; материнская же фамилия "Ипполитов" прибавлена им для отличия от М. М. Иванова [см.]) — композитор и дирижер; род. 7 ноября 1859 в Гатчине, сын придворного механика. Получив домашнее воспитание, поступил в 1875 в СПб. консерваторию, которую окончил в 1882 по классу композиции Римского-Корсакова. В том же году сделался директором музык. училища и дирижером симфонических концертов Тифлисского отделения И. Р. М. О., а с 1884 и дирижером казенного оперного театра в Тифлисе. Здесь И.-И. имел возможность ближе познакомиться с восточной и особенно грузинской музыкой, следы чего отразились отчасти на его сочинениях; им написано также небольшое исследование "О грузинской народной песне". В 1893 И.-И. переехал в Москву, где занял место профессора гармонии, инструментовки и свободного сочинения при консерватории; больше пяти лет стоял он также во главе московского Русского хорового общества. С осени 1899 И.-И. состоит дирижером московской Частной оперы, которая несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств, под его управлением успела утвердить свое видное значение в русской музыкальной жизни. Композиторский талант И.-И. характеризуется отсутствием изысканности, искренностью, склонностью к лиризму; меньшее значение имеет его педагогическая деятельность. Произведения И.-И. (почти все, кроме самых ранних, напечатаны): I. Для оркестра: увертюра на русские темы "Яр-Хмель" (op. 1); симфоническое скерцо (op. 2); сюита "Кавказские эскизы" (op. 10, 1895); симфониетта (первоначально соната для скрипки с фп., op. 8) op. 34 (1902); II. Камерная музыка: фортепианный квартет op. 9; струн. квартет А-moll, op. 13; III. Для пения с оркестром: коронационная кантата op. 12; "Пять характерных картинок" для хора и оркестра, op. 18; кантаты в память Пушкина (op. 26), Гоголя и Жуковского (op. 35). IV. Хоры: 10 двухголосных женских хоров с фп. op. 16; Пять 4-голосных смешанных хоров а capella ор, 17; 5 3-голосных женских хоров а capella; "Характерные картинки" с фп.; "Новгородская былина о лебеди белой" op. 24, Псалмы 132 и 133 для смеш. хора op. 29 и др.; V. Романсы и дуэты: op. 11 (сюита из 4 романсов), op. 14 (6 ром.), op. 15 (3), op. 21 (6), op. 22 (6), op. 23 (3 мавританские мелодии), op. 25 (5 дуэтов), op. 27 (2), op. 28 (5), op. 31 (4), op. 33(6). VI. Две оперы: "Руфь" (на библейский сюжет) и "Ася" (на сюжет Тургенева, по характеру музыки примыкает к "Евгению Онегину" Чайковского); "Руфь" шла впервые в, Тифлисе (1887), "Ася" — в Москве, на Частной сцене (1900). Кроме того, И.-И. издал "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (Москва, 1897).
{Риман}
Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
(наст. фам. — Иванов), род. 7 (19) ноября 1859 в Гатчине, ум. 28 янв. 1935 в Москве. Композитор и дирижер. Нар. артист Республики (1922). В 1872—1875 учился в муз. кл. для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге. В 1882 окончил Петерб. конс., где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция и инструментовка), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас), К. Ю. Давыдова (дирижирование). В 1879 участник муз. собраний "Могучей кучки". В 1882—1893 в Тифлисе организатор отд. РМО, дирижер симф. оркестра и оперного т-ра, собиратель и исследователь груз. муз. фольклора. С 1893 проф. гармонии, инструментовки и свободного сочинения Моск. конс., в 1906—1922 директор конс., с 1922 также проф. оперного кл. В 1895—1901 дирижер Русского хорового общества, с 1899—Моск. частной оперы (рук. первыми исполнениями опер Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный"), с 1925—Большого т-ра (новая пост. оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского с восстановленной сценой у Василия Блаженного в собств. инструментовке).
Соч.: оперы — На венок Пушкину (дет., 1881), Руфь, библейские картины (по А. К. Толстому, Тифлис, 1887), Азра, лирические картины (по мавританскому сказанию, Тифлис, 1890), Ася, лирические картины (по И. С. Тургеневу, Москва, 1.900), Измена (1909), Оле из Нордланда (Москва, 1916), Последняя баррикада (1933), Женитьба (2—4-е действия к неоконч. опере Мусоргского, Москва, Радиотеатр, 1931); кантата — Памяти Пушкина (ок. 1885); для оpк. — симфония (1907), сюиты: Кавказские эскизы (1894), Иверия (1895), Тюркские фрагменты (1925), В степях Туркменистана (около 1932), Музыкальные картинки Узбекистана, Каталонская сюита (1934), симф. поэмы (1917 год, около 1919, Мцыри, 1924), Симфоническое скерцо (1881), Весенняя увертюра Яр-Хмель (1881), Армянская рапсодия (1895), Тюркский марш. Из песен Оссиана (1925), Эпизод из жизни Шуберта (1928); Юбилейный марш (1931); для балалайки с оpк. — Фантазия На посиделках (около 1931); кам.-инстр. ансамбли — ф-п. квартет (1893), струн. квартет (1896), 4 пьесы на арм. нар. темы для струн. квартета (1933), Вечер в Грузии (для арфы с квартетом дерев, дух. инстр., 1934); для ф-п. — 5 маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934); для скр. и ф-п. — соната (ок. 1880), Романтическая баллада; для влч. и ф-п. — Признание (ок. 1900); для хора и оpк. — 5 характерных картинок (около 1900), Гимн труду (с симф. и дух. орк., 1934); для голоса и ф-п. (свыше 100) — романсы на сл. К. Бальмонта, А. Голенищева-Кутузова, А. Кольцова, М. Лермонтова, А. Майкова, А. Пушкина, Д. Цертелева и др.; свыше 60 произв. для вок. ансамблей и хоров; музыка к пьесе "Ермак Тимофеевич" (около 1901), к фильму "Карабугаз" (1934).
Лит. соч.: Учение об аккордах, их построение и разрешение. М., 1897; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
(собственно Иванов; род. 19.XI.1859 в Гатчине, близ Петербурга, ум. 28.I.1935 в Москве) — композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—75), дальнейшее — в Петербургской консерватории (оконч. в 1882 кл. композиции Н. Римского-Корсакова). С 1882 по 1893 работал в Тифлисе в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижера и преподавателя муз. училища. Занимался изучением груз. муз. фольклора. С 1893 профессор (в 1906—22 также директор) Московской консерватории. В 1895—1901 дирижер Русского хорового общества и студенческого орк. Московского университета, с 1899 дирижер московских оперных театров Товарищества частной оперы (1899—1904), С. Зимина (1904—06), Большого театра СССР (с 1925). Заслуги И.-И. отмечены присвоением ему почетного звания нар. арт. республики (1922) и награждением орденом Трудового Красного Знамени. Творчество И.-И. развивалось в русле реалистических традиций рус. муз. классики. Музыка его дышит искренностью, непосредственностью; характерная ее особенность — светлый лиризм, сердечность ("музыку без сердца я не понимаю". — И.-И.). Преимущественное внимание композитор уделял жанру оперы, однако широкую известность ему принесла симф. сюита "Кавказские эскизы". Немалое значение имела его дирижерская (в т. ч. первые исполнения опер Н. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный") и педагогическая (в числе его учеников С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Ю. Сахновский, Ю. Энгель и др.) деятельность. Имя И.-И. присвоено муз. училищу в Москве, муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине Ленингр. обл.
Соч.: оперы "Руфь" (1887), "Азра" (1890), "Ася" по Тургеневу (1900), "Измена" (1910), "Оле из Нордланда" (1916), "Последняя баррикада" (соч. 1933); завершение (либр. и музыка II—IV актов) неоконч. оперы Мусоргского "Женитьба" (1931); кантаты "Гимн труду" для смеш. хора, симф. и дух. орк. (1934); "Памяти Пушкина" для хора и орк., "Памяти Жуковского" для хора с фп.; Симфония (1907), поэмы "Мцыри" (1924), "1917 год", сюиты "Кавказские эскизы" (1894), "Иверия" (1895), "Тюркские фрагменты" (1925), "Муз. картинки Узбекистана", "Каталонская сюита" (1934), увертюра "Яр-хмель" (1881), Юбилейный марш (1931) и др. произв.
для орк.; камерно-инструм. анс.; Квартет, Фп. квартет, Соната для скр. и фп.; пьесы для разл. инструм.; хоры, романсы; книги "Грузинская народная песня и ее современное состояние" (1895), "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (1897), "50 лет русской музыки в моих воспоминаниях" (1934).