Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иванов-Ипполитов, Михаил Михайлович

— русский композитор; род. в 1859 г.; окончил курс в СПб. консерватории, был директором музыкальной школы в Тифлисе, там же дирижировал оперой, теперь проф. в Московской консерватории. Сочинения И.: баллада "Лесной царь" для соло хора и оркестра, симфоническая картина "Яр-хмель", опера "Русь".


Н. С.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович

Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович - композитор. Родился в 1859 году. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории (1875 - 82); ученик Римского-Корсакова . Был профессором гармонии, инструментовки и свободного сочинения в Московской консерватории; ныне директор ее. Несколько лет провел в Тифлисе, где изучил музыку кавказских племен, особенно грузин, результатом чего явилась его брошюра ""Грузинская народная песня и ее современное состояние"" (М., 1895) и резко обозначившийся восточный колорит в его музыке. Написал оперы: ""Руфь"", ""Азра"", ""Ася"" - на сюжет И.С. Тургенева (М., 1900), ""Измена"", на либретто князя Сумбатова (М., 1892; СПб., 1914). Первые две и последняя имеют восточный колорит, довольно, впрочем, условный и не выдержанный. Отличительные черты опер Ипполитова: благородный вкус, здоровая уравновешенность, искренность выражения, отсутствие погони за внешними эффектами, вычурности, изысканности, надуманности. Ясные и несложные по фактуре, они хорошо звучат, но большого размаха, полета фантазии и глубины в них нет; заметны сильные посторонние влияния (Чайковский , Римский-Корсаков, Мусоргский , Бородин ). Другие сочинения его: I. Для оркестра: увертюра на русские темы ""Яр Хмель"", симфоническое скерцо, сюиты ""Кавказские эскизы"" и ""Иверия""; симфониетта (переделка для оркестра скрипичной сонаты); II. Для камерного ансамбля: фортепьянный и смычковый квартеты; III. Вокальная музыка с оркестром: ""Коронационная Кантата""; ""Пять характерных картинок"" для хора и оркестра; кантаты памяти Пушкина , Гоголя (""Песни Гусляра"") Жуковского ; IV. Хоры: ""Эльзасская баллада""; 10 двухголосных женских хоров с фортепьяно; пять четырехголосных смешанных хоров a capella; пять трехголосных женских хоров; ""Новгородская былина о лебеди белой"" для смешанного хора a capella; псалмы для смешанного хора; пять стихотворений для детского или женского трехголосного хора; ""Гимн пифагорайцев восходящему солнцу"" для смешанного хора с сопровождением 10 флейт, 2 арф и труб; 15 детских песен; V. 70 романсов и 9 дуэтов. VI. Музыка к исторической пьесе В. Гончарова ""Ермак Тимофеевич"". Как музыкальный теоретик, Ипполитов издал ""Учение об аккордах, их построение и разрешение"" (М., 1897).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ Михаил Михайлович
(19 XI 1859, Гатчина - 28 I 1935, Москва)
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он - создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также - автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он - директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова (оперы «Руфь, Азра; Кавказские эскизы») уже проявились черты, характерные для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883 г. народные мелодии, изучает их.
В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка, Мазепа, Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей бессмертный»).
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М. Мусоргского - инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»), заканчивает «Женитьбу»; сочиняет оперу «Последняя баррикада» (сюжет из времен Парижской коммуны).
Среди произведений последних лет - 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: «Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана, Музыкальные картинки Узбекистана». Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре. /Н. Соколов/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович

Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович


— см. Иванов-Ипполитов.


{Брокгауз}





Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович


(настоящая фамилия его Иванов; материнская же фамилия "Ипполитов" прибавлена им для отличия от М. М. Иванова [см.]) — композитор и дирижер; род. 7 ноября 1859 в Гатчине, сын придворного механика. Получив домашнее воспитание, поступил в 1875 в СПб. консерваторию, которую окончил в 1882 по классу композиции Римского-Корсакова. В том же году сделался директором музык. училища и дирижером симфонических концертов Тифлисского отделения И. Р. М. О., а с 1884 и дирижером казенного оперного театра в Тифлисе. Здесь И.-И. имел возможность ближе познакомиться с восточной и особенно грузинской музыкой, следы чего отразились отчасти на его сочинениях; им написано также небольшое исследование "О грузинской народной песне". В 1893 И.-И. переехал в Москву, где занял место профессора гармонии, инструментовки и свободного сочинения при консерватории; больше пяти лет стоял он также во главе московского Русского хорового общества. С осени 1899 И.-И. состоит дирижером московской Частной оперы, которая несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств, под его управлением успела утвердить свое видное значение в русской музыкальной жизни. Композиторский талант И.-И. характеризуется отсутствием изысканности, искренностью, склонностью к лиризму; меньшее значение имеет его педагогическая деятельность. Произведения И.-И. (почти все, кроме самых ранних, напечатаны): I. Для оркестра: увертюра на русские темы "Яр-Хмель" (op. 1); симфоническое скерцо (op. 2); сюита "Кавказские эскизы" (op. 10, 1895); симфониетта (первоначально соната для скрипки с фп., op. 8) op. 34 (1902); II. Камерная музыка: фортепианный квартет op. 9; струн. квартет А-moll, op. 13; III. Для пения с оркестром: коронационная кантата op. 12; "Пять характерных картинок" для хора и оркестра, op. 18; кантаты в память Пушкина (op. 26), Гоголя и Жуковского (op. 35). IV. Хоры: 10 двухголосных женских хоров с фп. op. 16; Пять 4-голосных смешанных хоров а capella ор, 17; 5 3-голосных женских хоров а capella; "Характерные картинки" с фп.; "Новгородская былина о лебеди белой" op. 24, Псалмы 132 и 133 для смеш. хора op. 29 и др.; V. Романсы и дуэты: op. 11 (сюита из 4 романсов), op. 14 (6 ром.), op. 15 (3), op. 21 (6), op. 22 (6), op. 23 (3 мавританские мелодии), op. 25 (5 дуэтов), op. 27 (2), op. 28 (5), op. 31 (4), op. 33(6). VI. Две оперы: "Руфь" (на библейский сюжет) и "Ася" (на сюжет Тургенева, по характеру музыки примыкает к "Евгению Онегину" Чайковского); "Руфь" шла впервые в, Тифлисе (1887), "Ася" — в Москве, на Частной сцене (1900). Кроме того, И.-И. издал "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (Москва, 1897).


{Риман}





Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович


(наст. фам. — Иванов), род. 7 (19) ноября 1859 в Гатчине, ум. 28 янв. 1935 в Москве. Композитор и дирижер. Нар. артист Республики (1922). В 1872—1875 учился в муз. кл. для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге. В 1882 окончил Петерб. конс., где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция и инструментовка), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас), К. Ю. Давыдова (дирижирование). В 1879 участник муз. собраний "Могучей кучки". В 1882—1893 в Тифлисе организатор отд. РМО, дирижер симф. оркестра и оперного т-ра, собиратель и исследователь груз. муз. фольклора. С 1893 проф. гармонии, инструментовки и свободного сочинения Моск. конс., в 1906—1922 директор конс., с 1922 также проф. оперного кл. В 1895—1901 дирижер Русского хорового общества, с 1899—Моск. частной оперы (рук. первыми исполнениями опер Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный"), с 1925—Большого т-ра (новая пост. оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского с восстановленной сценой у Василия Блаженного в собств. инструментовке).


Соч.: оперы — На венок Пушкину (дет., 1881), Руфь, библейские картины (по А. К. Толстому, Тифлис, 1887), Азра, лирические картины (по мавританскому сказанию, Тифлис, 1890), Ася, лирические картины (по И. С. Тургеневу, Москва, 1.900), Измена (1909), Оле из Нордланда (Москва, 1916), Последняя баррикада (1933), Женитьба (2—4-е действия к неоконч. опере Мусоргского, Москва, Радиотеатр, 1931); кантата — Памяти Пушкина (ок. 1885); для оpк. — симфония (1907), сюиты: Кавказские эскизы (1894), Иверия (1895), Тюркские фрагменты (1925), В степях Туркменистана (около 1932), Музыкальные картинки Узбекистана, Каталонская сюита (1934), симф. поэмы (1917 год, около 1919, Мцыри, 1924), Симфоническое скерцо (1881), Весенняя увертюра Яр-Хмель (1881), Армянская рапсодия (1895), Тюркский марш. Из песен Оссиана (1925), Эпизод из жизни Шуберта (1928); Юбилейный марш (1931); для балалайки с оpк. — Фантазия На посиделках (около 1931); кам.-инстр. ансамбли — ф-п. квартет (1893), струн. квартет (1896), 4 пьесы на арм. нар. темы для струн. квартета (1933), Вечер в Грузии (для арфы с квартетом дерев, дух. инстр., 1934); для ф-п. — 5 маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934); для скр. и ф-п. — соната (ок. 1880), Романтическая баллада; для влч. и ф-п. — Признание (ок. 1900); для хора и оpк. — 5 характерных картинок (около 1900), Гимн труду (с симф. и дух. орк., 1934); для голоса и ф-п. (свыше 100) — романсы на сл. К. Бальмонта, А. Голенищева-Кутузова, А. Кольцова, М. Лермонтова, А. Майкова, А. Пушкина, Д. Цертелева и др.; свыше 60 произв. для вок. ансамблей и хоров; музыка к пьесе "Ермак Тимофеевич" (около 1901), к фильму "Карабугаз" (1934).


Лит. соч.: Учение об аккордах, их построение и разрешение. М., 1897; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.






Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович


(собственно Иванов; род. 19.XI.1859 в Гатчине, близ Петербурга, ум. 28.I.1935 в Москве) — композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—75), дальнейшее — в Петербургской консерватории (оконч. в 1882 кл. композиции Н. Римского-Корсакова). С 1882 по 1893 работал в Тифлисе в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижера и преподавателя муз. училища. Занимался изучением груз. муз. фольклора. С 1893 профессор (в 1906—22 также директор) Московской консерватории. В 1895—1901 дирижер Русского хорового общества и студенческого орк. Московского университета, с 1899 дирижер московских оперных театров Товарищества частной оперы (1899—1904), С. Зимина (1904—06), Большого театра СССР (с 1925). Заслуги И.-И. отмечены присвоением ему почетного звания нар. арт. республики (1922) и награждением орденом Трудового Красного Знамени. Творчество И.-И. развивалось в русле реалистических традиций рус. муз. классики. Музыка его дышит искренностью, непосредственностью; характерная ее особенность — светлый лиризм, сердечность ("музыку без сердца я не понимаю". — И.-И.). Преимущественное внимание композитор уделял жанру оперы, однако широкую известность ему принесла симф. сюита "Кавказские эскизы". Немалое значение имела его дирижерская (в т. ч. первые исполнения опер Н. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный") и педагогическая (в числе его учеников С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Ю. Сахновский, Ю. Энгель и др.) деятельность. Имя И.-И. присвоено муз. училищу в Москве, муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине Ленингр. обл.


Соч.: оперы "Руфь" (1887), "Азра" (1890), "Ася" по Тургеневу (1900), "Измена" (1910), "Оле из Нордланда" (1916), "Последняя баррикада" (соч. 1933); завершение (либр. и музыка II—IV актов) неоконч. оперы Мусоргского "Женитьба" (1931); кантаты "Гимн труду" для смеш. хора, симф. и дух. орк. (1934); "Памяти Пушкина" для хора и орк., "Памяти Жуковского" для хора с фп.; Симфония (1907), поэмы "Мцыри" (1924), "1917 год", сюиты "Кавказские эскизы" (1894), "Иверия" (1895), "Тюркские фрагменты" (1925), "Муз. картинки Узбекистана", "Каталонская сюита" (1934), увертюра "Яр-хмель" (1881), Юбилейный марш (1931) и др. произв.


для орк.; камерно-инструм. анс.; Квартет, Фп. квартет, Соната для скр. и фп.; пьесы для разл. инструм.; хоры, романсы; книги "Грузинская народная песня и ее современное состояние" (1895), "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (1897), "50 лет русской музыки в моих воспоминаниях" (1934).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008