Иран

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИРАН
плоскогорье, окруж. отвесными скалами, с плодород. долинами на С. (близ Каспийск. м.) и на Ю.-З. Здесь уже к сер. 3-го тыс. до н.э. возникает госуд. Элам со столицей Сузы. В 639 до н.э. оно было уничтожено ассирийцами. На З. И. (вокруг Экбатаны) в 9 в. до н.э. жили мидийцы, южнее — персы. Киаксар (625 — 585 до н.э.) основал мидийскую державу, принял участие в разгроме Ассирии и распростр. свою власть вплоть до Галиса в М. Азии. Тем временем персы переселились в окрестности Суз. В 550 до н.э. Кир II (559 — 529) из династии Ахеменидов победил мидийск. правителя, завоевал Экбатану, затем направился на З. и подчинил Лидию, а в 539 взял Вавилон. Камбис II (529 — 522) присоед. к перс. державе Египет. После восстания мага Гауматы и смерти Камбиза царем стал Дарий I (522 — 486), происходивший из боковой ветви Ахеменидов. Он предпринял воен. походы до ниж. теч. Дуная (против скифов) и в долину Инда. Перс. царство делилось на 20 сатрапий (наместничеств), была реорганизована система налогов, введена единая валюта (золотой дарик), благодаря стр-ву дорог и каналов созданы условия для торговли. Дарий I учредил почт. и курьер. службу, покровительств. ремеслам и иск-вам, отстроил Сузы и Персеполь. Позднейшие правители Персии от Ксеркса I (486 — 465) до Дария III (336 — 33О) сумели сохранить единство державы, несмотря на пораж. в войне против греков, сепаратизм сатрапов, нар. восстания и т.п. В 334 до н.э. начинается победонос. поход Александра Македонского на Восток, приведший к полному краху перс. державы. В 331 Александр одержал победу при Гавгамелах, в 330 бежавший Дарий III был убит сатрапом Бессом. После смерти Александра И. вначале входит в госуд. Селевкидов, однако вскоре попадает под власть парфян (247, династия Аршакидов). В 140 Митридат I (174 — 136 до н.э.) завоевал Вавилонию, Мидию и Бактрию и принял титул «царя царей». В верх. теч. Евфрата на границе Парфии и Рим. империи происходили постоян. столкновения с римлянами, к-рые, несмотря на отдельные успехи, должны были удовольствов. евфратской границей. Центром Парфянск. царства были зап. обл., столицей стал вновь выстроен. Ктесифон (южнее Багдада). В 227 н.э. Ардашир сверг последн. Аршакида и основал династию Сасанидов. Управл. было централизовано, гос. религией стала религия Заратустры, древ. перс. традиции были восстановлены. После столкновений с Римом и Византией госуд. Сасанидов угрожал новый враг — арабы мусульмане. В 651 И. становится частью араб. халифата.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Иран
плоскогорье, окруж. отвесными скалами, с плодородными долинами на С. (близ Каспийского м.) и на Ю.-З. Здесь уже к сер. 3-го тыс. до н. э. возникает государство Элам со столицей Сузы. В 639 до н. э. оно было уничтожено ассирийцами. На западе И. (вокруг Экбатаны) в 9 в. до н. э. жили мидийцы, южнее — персы. Киаксар (625 — 585 до н. э.) основал мидийскую державу, принял участие в разгроме Ассирии и распространил свою власть вплоть до Галиса в М. Азии. Тем временем персы переселились в окрестности Суз. В 550 до н. э. Кир II (559 — 529) из династии Ахеменидов победил мидийского правителя, завоевал Экбатану, затем направился на З. и подчинил Лидию, а в 539 взял Вавилон. Камбис II (529 — 522) присоединил к перс, державе Египет. После восстания мага Гауматы и смерти Камбиза царем стал Дарий I (522 — 486), происходивший из боковой ветви Ахеменидов. Он предпринял военные походы до нижнего течения Дуная (против скифов) и в долину Инда. Перс, царство делилось на 20 сатрапий (наместничеств), была реорганизована система налогов, введена единая валюта (золотой дарик), благодаря строительству дорог и каналов созданы условия для торговли. Дарий I учредил почтовую и курьерскую службу, покровительствовал ремеслам и искусствам, отстроил Сузы и Персеполь. Позднейшие правители Персии от Ксеркса I (486 — 465) до Дария III (336 — 330) сумели сохранить единство державы, несмотря на поражение в войне против греков, сепаратизм сатрапов, народные восстания и т. п. В 334 до н. э. начинается победоносный поход Александра Македонского на Восток, приведший к полному краху перс, державы. В 331 Александр одержал победу при Гавгамелах, в 330 бежавший Дарий III был убит сатрапом Бессом. После смерти Александра И. вначале входит в государство Селевкидов, однако вскоре попадает под власть парфян (247, династия Аршакидов). В 140 Митридат I (174 — 136 до н. э.) завоевал Вавилонию, Мидию и Бактрию и принял титул «царя царей». В верхнем течении Евфрата на границе Парфии и Римской империи происходили постоянные столкновения с римлянами, которые, несмотря на отдельные успехи, должны были удовольствоваться евфратской границей. Центром Парфянского царства были зап. области, столицей стал вновь выстроенный Ктесифон (южнее Багдада). В 227 н. э. Ардашир сверг последнего Аршакида и основал династию Сасанидов. Управление было централизовано, государств, религией стала религия Заратустры, др. перс, традиции были восстановлены. После столкновений с Римом и Византией государству Сасанидов угрожал новый враг — арабы мусульмане. В 651 И. становится частью Арабского халифата.

Источник: Словарь античности. 1989

Иран
Иран (быв. Персия) (Iran, formerly Persia), гос-во в Юго-Зап. Азии. На протяжении 19 в. между мусульм. и европ. странами интенсивно развивалась торговля. В борьбе за рынки как Россия, так и Англия стремились усилить свое влияние на династию Каджаров в И. В 1906 г. Мозаффар-эд-Дин дал стране конституцию. Его преемник попытался распустить учрежденный, согласно ей, меджлис (парламент), однако сам был свергнут. В 1901 г. иностр. компании в И. получили в концессию нефтяные месторождения, запасы к-рых составляют, по оценкам, десятую часть всех нефтяных ресурсов мира. В 1909 г. была основана Англо-иранская нефтяная компания (позже - "Бритиш петролеум"), и Юж. И. оказался в сфере брит, влияния, тогда как Россия укрепилась в Сев, И. После Русской революции 1917 г. англ, войска вторглись в Россию через И. В ходе этой воен. интервенции удалось выдвинуться иранскому офицеру Реза-хану, к-рый в 1921 г. при поддержке англичан захватил власть. В 1924 г. он сверг династию Ка-джаров и провозгласил себя шахом под именем Реза-шах Пехлеви. В годы 2-й мировой войны Иран был оккупирован англ, и советскими войсками, через его терр. осуществлялись поставки в Советский Союз. В 1941 г. шах отрекся от престола в пользу своего сына Мохам-меда Реза-шаха Пехлеви, к-рому понадобилось 20 лет, чтобы укрепить свое полит, господство. Уже в 1951 г. один из его премьер-мин. Мосаддык национализировал Англо-иранскую нефтяную компанию, а в 1961 г. шах инициировал план зем. реформы и программу модернизации об-ва, т.н. "белую революцию" (1963-71). Секуляризация гос-ва привела к изгнанию из страны ислам, лидеров, в т.ч. Хомейни (1964), однако превращениеИ. под влиянием стран Запада, и особенно США, в светское гос-во вызывало все больший протест со стороны населения. Поначалу его удавалось приглушить, используя огромные доходы от продажи нефти, к-рые частично шли на индустриализацию страны, а порой и воен. репрессии. Беспорядки 1978 г., потребовавшие введения чрезвычайного положения, переросли в восстание, к-рым руководил Хомейни, находившийся в изгнании во Франции. За падением и бегством шаха в 1979 г. последовали возвращение Хомейни и провозглашение Исламской республики, к-рая оказалась достаточно сильной, чтобы преодолеть Иранский кризис с заложниками (1979-81) и вести затяжную и дорогостоящую ирано-иракскую войну (1980-88), унесшую жизни, по-видимому, целого миллиона молодых иранцев. После смерти Хомейни (1989) религ. лидером стал Али Хаманеи, а президентом был избран Хашими Рафсанджани, к-рый восстановил добрые отношения с зап. странами, не провоцируя понапрасну исламских фундаменталистов. После войны в Персидском заливе его пр-во сыграло ключевую роль в освобождении зап. заложников в 1991 г. При президенте Мохаммаде Хатами (1997) реформаторы в И. укрепляют свои позиции.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ИРАН
Поддержка международного терроризма осуществляетя Ираном, начиная с исламской революции 1979. Иранский исламский режим рассматривает терроризм как способ ведения войны за очищение ислама и законный способ борьбы с еретиками и неверующими. Терроризм применяется Ираном в целях свержения светских режимов в странах ислама и распространения исламской революции; активизации антиизраильской борьбы; уничтожения находящихся за границей оппозиционных политиков; защиты исламских святынь в Саудовской Аравии, на территории Израиля и других государств; противодействия атеистическим западным странам. Структура иранской террористической сети К поддержке терроризма причастны лидер иранской революции аятолла Хомейни и его последователи и руководители современного Ирана аятолла Хаменеи, президент Рафсанджани. В 1983 руководство Ирана решило поставить террористическую деятельность на прочную организационную основу. Для стратегического руководства террористической сетью создается Высший национальный совет защиты Ирана (ВНСЗИ) в составе аятоллы Хомейни, его сына Ахмада Хомейни, Хашеми Рафсанджани, аятоллы Хаменеи, Мухташеми Пура, Али Акбар Велаяти и других высокопоставленных деятелей революции. Ныне ВНСЗИ переименован в Высший совет национальной безопасности и возглавляется президентом Ирана Рафсанджани. ВНСЗИ/ВСНБ находится на вершине террористической пирамиды. Непосредственно подчиняются ВСНБ иранские государственные и революционные структуры: министерство информации, министерство иностранных дел, «Стражи исламской революции» и др. Высший совет национальной безопасности принимает решения относительно террористических нападений или ликвидации противников режима. После принятия решения, посредством вышеперечисленных министерств и организаций, одной из проиранских террористических структур отдается приказ об осуществлении террористической операции. В распоряжении Ирана находятся три исполнительных аппарата. «Кадс», являющийся подразделением «Стражей исламской революции». «Кадс» осуществляет координацию деятельности террористических шиитских организаций Хезболлах (Ливан), Хезболлах (Турция) и других. Руководит сетью Мушхен Рафик Дусет. Иранские службы безопасности Савама и Вак. Они возглавляются Али Фалахианом и осуществляют ликвидации иранских диссидентов за границей. Агенты этих спецслужб обеспечивали разведывательной информацией террористов, которые совершали нападения на еврейские учреждения и посольства в Аргентине, Лондоне, Бангкоке, Стамбуле. Террористическая структура, функционирующая под контролем «Министерства исламского лидерства», специализируется на «защите» исламских святынь в странах Ближнего Востока. Террористическое подполье формируется путем вербовки агентами иранской разведки местных исламских экстремистов в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Африки. Иранские активисты террористической деятельности вербуются в исламских духовных центрах, таких как Кум. Агенты иранских спецслужб и инструкторы террористической деятельности проникают на территорию третьих государств под видом дипломатов или сотрудников сети «Исламский культурный центр», имеющей филиалы по всему миру. В странах, где укоренен шиизм, иранские террористические структуры опираются на сеть мечетей, культурных и благотворительных организаций. Иран активно привлекает к террористической деятельности ветеранов афганской войны: эти профессиональные боевики, как правило, – фанатичные приверженцы ислама, стремящиеся к вооруженной борьбе с «атеистическими» режимами, «Афганцы» задействованы в антиправительственной борьбе в Алжире, Иордании, Саудовской Аравии. Большинство созданных таким образом групп исламистов находятся в «спящем» режиме, активизируясь по приказу из Тегерана. Направляемые Ираном террористические организации Основными агентами сети «Кадс» являются крупнейшие террористические организации исламских фундаменталистов ХАМАС, Палестинский исламский джихад, Хезболлах; Иран также опирается на многочисленные экстремистские организации в других исламских странах (турецкая Хезболлах, исламские фундаменталисты Йемена, Бахрейна и др.). Палестинский исламский джихад (ПИД) наиболее последовательно придерживается иранской революционной идеологии, несмотря на приверженность суннизму арабов Палестины. Особенно укрепились связи Ирана и ПИД после высылки Фатхи Шакаки из сектора Газы. ПИД со стороны Ирана предоставляется многогранная военная помощь: инструкторы «Стражей исламской революции» обучают террористов ПИД в собственных лагерях, а также в лагерях Хезболлах в Ливане и Иране. Иран обеспечивает террористов различными документами, а также способствовал созданию организационной сети ПИД для проведения террористических актов на территории третьих стран. С 1992 Иран действует вместе с ведущим исламским палестинским движением ХАМАС. Несмотря на религиозные разногласия, ХАМАС и Иран находят возможность сотрудничать на основе совпадения стратегической цели: подрыв влияния Организации освобождения Палестины и уничтожение Государства Израиль. Иран и ХАМАС поддерживают связи на высоком уровне: в окт. 1995 Иран посетила делегация, возглавляемая председателем внутреннего комитета ХАМАС Имадом Алами и представителем ХАМАС в Сирии Мустафой Кану. Делегация встретилась с высокопоставленными иранскими должностными лицами. Иран обеспечивает ХАМАС военной помощью, активисты движения проходят обучение в лагерях Хезболлах и «Стражей исламской революции» в Ливане и Иране (включает подготовку террористов–камикадзе, основы тактики партизанской войны, обращение с различными видами оружия, взрывчатки, современными средствами связи). Иран предоставляет ХАМАС ежегодную финансовую помощь в размере нескольких миллионов долларов через «Фонд шахидов» и другие финансовые институты. Хезболлах считается основной организацией, при посредстве которой осуществляется международный проиранский терроризм. Главным объектом нападений Хезболлах являются Израильские силы обороны (армия Израиля) и произраильская армия Южного Ливана. Боевиками Хезболлах осуществляются ракетные обстрелы территорий Северного Израиля, а также нападения на израильские и еврейские учреждения на территории третьих стран. На протяжении 1980–х – нач. 1990–х гг. Хезболлах осуществила несколько операций против подразделений вооруженных сил западных стран, а также более 100 западных граждан были захвачены в Ливане в качестве заложников. Организация начала активные террористические действия в 1982–83 диверсиями против американского и французского контингентов в Ливане. В некоторых случаях Хезболлах действует по прямому указанию Ирана, с целью получения экономических или политических уступок от западных правительств (освобождение арестованных в Европе иранских или ливанских террористов и т. п.). Генеральный секретарь Хезболлах Хассан Насрулла в интервью газете «Аль–Васт» (11.3.1996) заявил, что его организация получает финансовую и политическую помощь со стороны Ирана, чтобы продолжить «законную борьбу против Израиля». Иран обеспечивает финансовую помощь Хезболлах в размере нескольких миллионов долларов в год. Располагая собственными базами, а также опираясь на сеть организации «Стражи исламской революции» в Ливане, Хезболлах проводит вооруженные операции против Израиля. Иран оказывает всестороннее содействие Хезболлах. Иранская помощь включает поставки оружия и боеприпасов: минометов, противотанковых ракет, мин, взрывчатки, стрелкового оружия. Иранская помощь в обучении террористов состоит преимущественно в общем руководстве программами обучения, так как диверсионная квалификация членов организации достаточно высока и первоначальное обучение Хезболлах в состоянии организовать самостоятельно. На территории Ирана в лагерях «Стражей исламской революции» боевики Хезболлах повышают квалификацию, проходя курсы подготовки командных кадров, боевиков и специалистов связи. Основные направления проиранского терроризма Иранские агенты активно осуществляют, прежде всего, террористическую деятельность, направленную против Израиля и еврейских учреждений за его пределами. Второй по важности объект покушений – иранские диссиденты. Террор против представителей прозападных арабских государств, граждан США и стран Европы, активно осуществлявшийся в 1980–е гг., в последнее, десятилетие XX в. приостановлен. Иранский террор против Израиля является основным направлением диверсионной активности. Цели осуществления террористических операций против Израиля – срыв достигнутых палестино–израильских мирных соглашений и противодействие распространению влияния Израиля в Ливане. В антиизраильской деятельности Иран опирается на Палестинский исламский джихад, ХАМАС, НФОП–ГК и другие террористические организации. Иран стремится создать прочную коалицию из своих союзников с целью повышения эффективности вооруженной борьбы. Иран привлек большинство выступающих против существующего плана мирного урегулирования палестинских организаций к участию в проведенной в Тегеране 4–6.12.1990 и 19–22.10.1991 «Конференции поддержки восстания». Итогом конференции стало создание возглавленного иранским вице–президентом аятоллой Махарджани специального комитета, который оказывал поддержку палестинским организациям финансовыми, военными, политическими ресурсами. Иранский «Фонд шахидов» предоставляет финансовую и гуманитарную помощь палестинским террористам на суммы в десятки миллионов долларов в год. В февр. 1996 в Дамаске с лидерами отказавшихся принять участие в мирном урегулировании десяти палестинских экстремистских организаций встретился вице–президент Ирана Хабиби. В результате переговоров было выработано решение и в дальнейшем координировать борьбу против Израиля. Иран подтвердил правомерность проведенных 25.2.1996 террористических актов в Иерусалиме и Ашкелоне. Операции против диссидентов осуществляются спецслужбами государства с момента установления авторитарного исламского режима в результате революции 1979. Репрессивная политика режима аятолл заставила многочисленных противников фундаментализма эмигрировать из страны. Рассматривая диссидентов в качестве угрозы режиму, руководство страны стремится физически уничтожить лидеров оппозиции. Иранскими спецслужбами был убит экс–премьер–министр Ирана Шахпур Бахтиар 6.8.1991 (Франция). Расследование инцидента позволило доказать, что различные иранские ведомства: министерство связи, министерство иностранных дел, коммерческие организации, авиакомпания «Иран Эйр» причастны к проведению операции. В Германии в 17.9.1992 иранцами совершена ликвидация высокопоставленных деятелей Иранской демократической курдской партии – в ресторане «Миконос» в Берлине. Эта операция была выполнена командой, составленной из боевиков Хезболлах и агентов иранской разведки, и возглавлялась членом Исламской ассоциации студентов в Германии Хатемом Дараби. Со времени вступления Расфанджани в должность президента в 1989 были ликвидированы активисты оппозиционных организаций: Генеральный секретарь Курдской демократической партии Ирана Абдол Рахман Кассемло (13.7.1989); Казен Рахави (24.4.90, Швейцария); представитель Национального совета оппозиции в Италии Мухаммад Хуссейн Нагди (16.3.1993); в 1996 происходят убийства активистов Муджахеддин–э Халк (20.2.1996, Стамбул; 7.3.1996, Багдад). Иран стремится активизировать разведывательную деятельность в курдском районе Ирака, чтобы осуществить операции против находящихся там диссидентов. Защита исламских святынь. В 1980–х гг. иранские агенты попытались установить контроль над святыми местами в Саудовской Аравии. Публикация в 1989 Салманом Рушди «Сатанинских стихов» стала наиболее известным случаем преследования человека по религиозным мотивам. Мусульмане во многих странах рассматривают книгу как оскорбление ислама. Иран и многочисленные последователи хомейнизма преследуют Рушди и всех, кто связан с изданием и продажей книги. Только в Турции были убиты четыре журналиста и издателя, несколько человек были убиты или ранены в Европе и Японии. Террор против западных государств активно осуществлялся в 1983–92. В нач. 1980–х гг. иранские и проиранские организации совершили ряд нападений на граждан западных государств, преимущественно на территории Ливана. Наиболее кровавые операции: взрыв террористом–камикадзе американского посольства в Бейруте (18.4.1983), при котором убит 61 человек и более 120 ранены; взрыв террористом–камикадзе штаба американских морских пехотинцев в Бейруте (23.10.1983); убиты 39 и ранены 40 человек; взрыв террористом–камикадзе французских армейских казарм в Бейруте (23.10.1983), в результате чего убиты 74 и ранены 15 человек. Во 2–й пол. 1980–х гг. проиранскими организациями в Ливане активно осуществлялись похищения западных граждан. Как правило, за освобождение западных заложников требовалось выпустить того или иного арестованного в Европе террориста. В 1992 был освобожден последний западный заложник, и с тех пор Иран воздерживается от проведения подобных операций. Мирный палестино–израильский процесс, активизировавшийся в 1990–91, заставил Иран предпринять меры по сплочению палестинских террористов (конференция в Тегеране). Предполагается, что Иран организовал серию диверсий в различных точках Европы во время проведения Мадридской конференции 1991. Террористы осуществили несколько нападений на граждан и собственность стран, принимавших участие в конференции: 28.10.1991 взрывное устройство уничтожило автомобиль американского сержанта в Турции; Турецкий исламский джихад взял на себя ответственность за нападение; 29.10.1991 произведен ракетный обстрел американского посольства в Бейруте, чем причинен незначительный ущерб; Революционные арабские силы взяли на себя ответственность; 30.10.1991 ракетному обстрелу подверглось испанское консульство в Зидоне. 17.3.1992 заминированный автомобиль был обнаружен рядом с американским консульством в Стамбуле. В последнее время Иран стремится улучшить отношения с западными странами, поэтому воздерживается от нападений на граждан государств Европы и Северной Америки. Спецслужбы Ирана стремятся придерживаться прежней практики уничтожения диссидентов и нанесения ударов по интересам Израиля. Иран стремится опровергнуть обвинения в причастности к терроризму. Заявляя о приверженности хомейнизму и революционной идеологии, в то же время настаивает на исключительно культурной, гуманитарной поддержке радикальных исламистов, отвергая обвинения в военно–технической и финансовой помощи.

Источник: Терроризм и террористы. Исторический справочник. 2005

ИРАН
в Зап. Европе и Америке до сих пор употребляется также перешедшее от древних греков назв. Персия) - гос-во в Юго-Зап. Азии. Граничит на С. с СССР и омывается Каспийским м., на З. - с Тур цией и Ираком, на В. - с Афганистаном и Пакистаном, на Ю. омывается Персидским и Оманским заливами. Площ. 1,6 млн. км2. Нас. ок. 22 млн. чел. (1963, оценка); ок. 50% - персы, остальные - азербайджанцы (ок. 20%), курды, луры, бахтиары, белуджи, арабы, армяне и др. Столица - г. Тегеран. Гос. религия - ислам (шиизм). И. - конституц. монархия. Гос. флаг и герб см. в табл. к статьям Флаг государственный, Герб государственный.

Исторический очерк

В истории И. можно выделить следующие осн. периоды: 1) первобытнообщинный строй (до 8-7 вв. до н. э.; в Эламе и в р-нах, пограничных с Месопотамией, - до нач. 3-го тыс. до н. э.). Начало формирования рабо-владельч. общества на части терр. И. 2) Господство рабо-владельч. строя на терр. И. (7 в. до н. э. - 3 в. н. э.). 3) Разложение рабовладельч. строя, зарождение и формирование раннефеод. отношений (3-9 вв.). 4) Господство феод. строя: развитый феодализм (10-13 вв.); феод. раздробленность (14-15 вв.); централизованное феод. гос-во (16 - 1-я пол. 17 вв.); упадок феод. общества (2-я пол. 17-18 вв.). 5) И. в 19 в. - 1917: проникновение иностр. капитала в И.; превращение И. в полуколонию; зарождение бурж. отношений; Иранская революция 1905-11; И. во время 1-й мировой войны. 6) И. в период общего кризиса капитализма (с 1918): подъем нац.-освободит. движения в И. в 1918-1922; И. в годы помещичье-бурж. диктатуры Реза-шаха (до нач. 2-й мировой войны); И. во время 2-й мировой войны 1939-45; подъем демократич. движения после 2-й мировой войны и подавление его объединенными силами иран. реакции и англо-амер. империалистов; активизация экспансии США в И. (1945-49); всенародная борьба за национализацию нефтяной пром-сти(1950-53); И. с 1953.

Первобытнообщинный строй. Древнейшие следы заселения терр. совр. И. человеком относятся к концу ниж. палеолита (стоянка периода Мустье около Бехистуна, или Бисотуна). Стоянки мезолитич. и неолитич. охотников-собирателей известны у юго-вост. побережья Каспийского м. (Гари-Камарбанд, ок. 10-го - 2-я пол. 6-го тыс. до н. э.). В 5-м тыс. до н. э. начинается возделывание культурных злаков (ручьевые культуры). Для 4-3-го тыс. до н. э. характерны неолитич. поселения оседлых земледельцев-скотоводов. Получила развитие культура расписной керамики (Гей-Тепе, Гиссар, Сиалк и др.).

Начало формирования рабовла- дельческого общества на части территории И. В кон. 4 - нач. 3-го тыс. возникает клас. общество в Эламе (совр. Хузистан, на Ю.-З. Ирана, городище Сузы; раскопки франц. археологов Ж. де Моргана, Р. Гиршмана и др.); эламское общество находилось под Сильным влиянием шумеро-аккадской культуры, откуда заимствовало клинопись, вытеснившую с сер. 3-го тыс. местную иероглифику. Во 2-й пол. 3-го тыс. известно луллубейское гос-во (или союз племен во главе с царем аккадского происхождения) на зап. склонах иран. гор по соседству с Аккадом (Ирак). Ок. 2200 до н. э. горные племена Сев.-Зап. И. - гутеи (см. гутии) временно завоевали Шумер и Аккад; др. горные племена Зап. И. - касситы - завоевали Вавилонию в 18-16 вв. до н. э. и владели ею до конца 13 в. до н. э.

На 13-12 вв. до и. э. падает временный расцвет раннерабовладельч. Эламского гос-ва, простиравшегося в период наибольших воен. успехов от р. Евфрата до Центрального И. Население большей части И. находилось в то время еще на уровне поздней ступени первобытного общества.

Предположительно ок. 1000 до н. э. в И. проникают индо-европ. племена иран. группы (по мнению нем. ученого Э. Мейера, сов. ученого И. М. Дьяконова и др., - через Ср. Азию, по мнению франц. ученого Р. Гиршмана, сов. ученого Э. А. Грантовского и др., - через Закавказье). К 8-7 вв. до н. э. иран. языки становятся господствующими в И.

Ассирийские и урартские цари, совершавшие походы на Иран, нагорье в 9 в. и с сер. 8 по нач. 7 вв. до н. э., встретили на пространстве от зап. окраинных гор до центр. соляной пустыни племена мидян, организован ные в отд. общииы скотоводов и отчасти земледельцев с поселениями типа крепостей, в социальном отношении стоявшие на грани клас. общества. Более развитыми были неиран. гос-ва Манна у оз. Урмия (Резайе) и Элам на Ю.-З. И. Ряд р-нов И. был присоединен к Ассирии. В результате восстания группы индийских вождей, поддержанных правителями Маны и вторгшимися из Причерноморья скифами, ок. 672 до н. э. в северо-западной части Иранского нагорья и южной части Азербайджана возникло ираноязычное царство Мидия.

Господство рабовладельческого строя на территории И. (7 в. до н. э. - 3 в. н. э.). В течение 7-6 вв. до н. э. рабовладельч. отношения сложились в осн. земледельч. р-нах И. (Мидия, Персида и др.). В 616-605 до н. э. Мидия в коалиции с Вавилонией разрушила Ассирийскую державу и, завоевав также Ману, Урарту и б. ч. Иранского нагорья, превратилась в мировую державу. В 550, в результате войны (553-550) с подчиненным мидянам царством Персидой, власть в И. перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Основатель гос-ва Ахеменидов Кир II завоевал всю М. Азию, включая гос-во Лидию и малоазиатские греч. города, Вавилонию, Сирию и Палестину и часть Ср. Азии, сын его Камбис II завоевал также Египет. Завоевания были временно прерваны переворотом Гауматы (522). Покорение Лидии поставило в центр ахеменидской политики вопрос о господстве на торг. путях между Западом и Востоком и вовлекло Ахеменидскую державу в длит. войны с городами-гос-вами Греции (см. Греко-персидские войны).

Перс. держава Ахеменидов (см. Ахеменидов государство) была рыхлым рабовладельч. гос-вом, включавшим весьма разнородные и экономически слабо связанные между собой области; наиболее развитыми и доходными были ремесленно-земледельч. р-ны - Вавилония, Египет, Сирия - и торг.-ремесл. города М. Азии, Финикии и Вавилонии. Собственно И. и Ср. Азия были экономически более отсталыми р-нами с общинным бытом (в нек-рых, особенно кочевых, р-нах остатки первобытнообщинных отношении сохранялись еще в течение всего средневековья). В Ахеменидскои державе царь и крупные вельможи обладали большими х-вами, к-рые обслуживались рабами - гарда, или кур-таш, работавшими отрядами, получавшими довольствие и нередко зем. участки на отряд.

Положение гарда (курташ) вызвало дискуссию в науке: амер. ученый Дж. Камерон считает их наемниками, сов. ученый В. О. Тюрин - обедневшими общинниками на царских повинностях, нем. ученый В. Б. Хеннииг (работает в США), И. Гершевич (Англия), сов. ученые Ю. Б. Юсифов, И. М. Дьяконов, М. А. Дандамаев - рабами.

К концу правления Дария I перс. народность в значит. части была вовлечена в привилегированную часть войска и в его командный состав, а также в администра цию и (по данным греч. историка Геродота) была свободна от податей и повинностей. Гос. устройство (система наместничеств-сатрапий) было дальнейшим развитием ассирийского. В собственно И., наряду со старыми местными культами, господствующей была религия магов, возможно, одна из ранних разновидностей зороастризма, с поклонением верховному божеству Ахурамазде, а также Митре, Анахит и др. (вопрос о характере религии Древнего И. остается дискуссионным); за пределами И. Ахемениды покровительствовали местным культам. Культура Ахеменидского И. известна нам по памятникам дворцовой архитектуры (прежде всего по остаткам зданий Персеполя) и изделиям художеств. ремесла и являет черты синкретизма иранских, ассиро-вавилонских и даже египетских и греч. традиций.

В 330 до н. э. гос-во Ахеменидов было завоевано Александром Македонским. После смерти последнего и периода борьбы между его военачальниками И. вошел (после 312 до н. э.) в состав эллинистич. гос-ва Селевка I Никатора (см. Селевкидов государство). Для Селевкидского гос-ва была характерна система самоуправляющихся привилегированных рабовладельч. городов-полисов, во внутр. дела к-рых центр. власть почти не вмешивалась. Часть полисов возникла как греко-македонские колонии, часть - путем передачи полисных прав местным торгово-рабовладельч. городам. В большинстве из них (Селевкия на Тигре - б. Сузы - и др.) возобладали греч. полисные формы идеологии и культуры и греч. язык (бывший офиц. в гос-ве Селевкидов), но, как показали сов. исследователи И. Д. Амусин, Г. X. Саркисян, А. Г. Периханян и др., были и местные привилегиров. города, идеологич. обоснованием существования к-рых были вавилонские культы (Урук и др.), иудаизм (Иерусалим) и т. д. Полисная система позволяла интенсивно развивать частное рабовладельч. х-во, а монархия обеспечивала охрану торг. путей и снабжение рабами. За пределами полисов вся земля была царской, а сидевшие на ней общинники ("царские люди") были обложены податями и повинностями и, по-видимому, прикреплены к своим общинам.

В сер. 3 в. до н. э. в Парфиене, на границе совр. Туркмении и И., племя кочевников-парнов создало Парфянское царство, в состав к-рого к сер. 2 в. до н. э. вошла вся терр. И. и Ирака; столицей стал г. Ктесифон на р. Тигре. Внутр. устройство Парфянской державы было сходно со строем державы Селевкидов, но значение полисов уменьшилось. Наряду с царем важную роль играли совет знати и совет магов. До нас дошел (из древней Нисы, совр. Багир, ок. Ашхабада) архив парфянского царского х-ва. Господств. идеологией становится зороастризм. В гос. канцеляриях Парфии наряду с греч. официальным языком употреблялся один из среднеиранских - парфянский яз., для к-рого использовалась своеобразная письменность арамейского (семитского) происхождения.

Сохранились относительно немногочисл. памятники парфянской архитектуры p изобразит. иск-ва(напр., руины Кухе-Ходжа (с объединенным дворцом и храмом огня), очевидно, резиденция парфянского правителя - в Иранском Сейстане; храм и скульптура в Шами (Хузистан), рельефы на Бехистунской скале и др.), показывающие сохранение эллинистич. традиций в сочетании с местными (различными в разных областях); последние постепенно все более усиливались. От собственно парфянской лит-ры дошли только отд. произведения в более поздней (среднеперс.) переработке и отголоски парфянского эпоса в лит-ре ср.-век. И.

Начиная с 1 в. до н. э. Парфия была вовлечена в длит. борьбу с Римом; гл. местом столкновения их интересов была Армения. Ко 2 в. н. э. в Парфии усилились отд. наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению гос-ва. В 224 Ардашир, царек зависимой от Парфии Персиды (Фарса), нанес поражение последнему парфянскому царю и создал новое, Сасанидское государство.

Разложение рабовладельческого строя, зарождение и формиро- вание раннефеодальных отно- шений (3-9 вв.). В период сасанидского владычества рабовладельч. строй начинает изживать себя в И. Города теряют свои привилегии. Начинает применяться система частичного отпуска рабов на волю (напр., на 1/3, т. е. раб становился владельцем 1/3 производимого им продукта). В то же время происходило превращение не только крупной воен.-административной знати, но и общинной верхушки в феод. знать, от к-рой общинники находились в личной зависимости.

По мнению ряда авторов, осн. масса иран. крестьянства была феодально-закрепощенной или зависимой уже в парфянский период (сов. ученый Я. А. Манандян и др.) или на протяжении всего сасанидского периода, от его начала (дат. историк А. Кристенсен и др.), или попадало взависимость от крупных землевладельцев в первые века сасанидского периода (сов. историк Н. В. Пигулевская). В. В. Бартольд считал, что еще до 5 в. иран. крестьянство было свободным, а его зависимость от крупных землевладельцев началась лишь с 6 в. По мнению же большинства сов. историков (при расхождении в частных пунктах), в 3-5 вв. происходил переход от рабовладельч. отношений к феодальным, a 6-7 вв. являются временем раннефеод. отношений (А. Я. Борисов, Б. Н. Заходер, М. М. Дьяконов, Н. В. Пигулевская и др.).

В позднесасанидское время иран. общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, воен. знать, чиновничество, податное население. Предполагается, что это деление восходит к делению древнеиран. общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. В Сасанидском И. окончательно сложились канон Авесты и догмы зороастризма; зороастрийское духовенство стало могуществ. сословием. Социальный протест против гос-ва и церкви принимал характер религ. ересей: с сер. 3 в. появляется оппозиц. религ. учение - манихейство, в кон. 5 в.- революц. маздакизм.

Сасанидский период характеризуется сложной и богатой культурой. Сохранились нек-рые памятники лит-ры, иск-ва (дворцы - напр., дворец Ардашира I в Фирузабаде, 3 в., дворец Таки-кисра в Ктесифоне (на терр. Ирака; вероятно, 6 в.; по мнению нек-рых ученых - 3 в.), замок Касре-Ширин, 7 в.), монументальная скульптура, наскальные рельефы, стенная роспись, художеств. металлич. изделия, памятники мозаики, отражающие местные иранские, а также ср.-азиат. и за-кавк. традиции; высокого уровня достигло муз. иск-во. Сасанидские наука и культура сыграли большую роль в развитии арабоязыч. культуры раннего средневековья, в т. ч. и как проводник культурных достижений соседней Индии. Однако подлинных лит. и науч. памятников сасанидского И. до нас дошло очень мало, если не считать произведений гл. обр. религ. и дидактич. лит-ры.

Борясь со стремлением феодализирующейся знати к сепаратизму, сасанидский царь Кавад I (488-496; 499-531) временно блокировался с маздакитами. После разгрома маздакитского движения Хосров I Ануширван (531-579) провел реформы, ослабившие знать, пытался укрепить регулярную царскую армию за счет ополчений, зависевших от феодалов, и урегулировал сбор поземельного и подушного налога. С этого времени начинается последний кратковременный расцвет Сасанидского гос-ва, когда были завоеваны Сирия, Палестина, Юж. Аравия и Египет и персы угрожали существованию Византии. Однако феод. сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего Сасаниды не смогли противостоять араб. завоеванию И. (между 633 и 651) (см. Арабские завоевания). В результате араб. завоевания И. был включен в состав Халифата. Феодализация И., начавшаяся при Сасанидах, продолжала развиваться и после араб. завоевания, хотя оно вначале несколько замедлило этот процесс, продлив существование рабовладельч. уклада (войны сопровождались обращением в рабство большого количества местного населения, их труд применялся в с. х-ве, на оросит. работах, в ремесле, в гос. рудниках). Араб. завоевание сопровождалось перераспределением зем. фонда страны: зем. фонд превратился частью в гос. земли (см. Дивани), частью был захвачен араб. знатью на правах мулька; обширные терр. И. были переданы араб. племенам, много арабов поселилось также в городах. На первых порах Халифат сохранил в несколько измененном виде податную систему Сасанидов, в частности позем. подать (харадж), и перс. чиновников, но податные ставки были увеличены, а в канцеляриях (диванах) в кон. 7 в. делопроизводство было переведено на араб. яз., к-рый надолго стал не только гос. языком, но и языком лит-ры. В 8 в. мн. соч. были переведены со среднеперс. яз. на арабский; среди них офиц. летопись Сасанидов (дошла до нас в араб. переработке историка Табари, ум. 923). В И. начал широко распространяться ислам, но только к кон. 10 в. он стал религией подавляющего большинства населения И. и почти вытеснил зороастризм.

Владычество арабов в И. вызывало нар. недовольство, к-рое проявилось в крест. восстаниях уже в 80-х гг. 7 в. Идеологич. формой их были либо оппозиционные религ.-политич. течения ислама - шиизм и хариджизм, либо учение хуррамитов, продолжателей маздакитов, стремившихся к социальному равенству и к передаче земель свободным сел. общинам. Нар.-освободит. движение против халифата Омейядов (начавшееся в Мервском оазисе в 747) под предводительством Абу Муслима распространилось и на И.; хотя оно в осн. было крестьянским, но к нему примкнули и иран. землевладельцы-дегкакы, и гор. низы, и беглые рабы. Результатами победы Аббасидов, пришедших к власти после восстания Абу Муслима, воспользовались иран. дехканы, ранее находившиеся в оппозиции к Омейядам, а Аббасидами допущенные к власти. Разочарование крестьян, положение к-рых не улучшилось при Аббасидах, и тяжесть податного бремени послужили причинами ряда новых крест. восстаний: Сумбада-мага восстание (755), охватившее весь Вост. И., восстание Устада Сиса в Хорасане (767), "краснознаменных" восстание в Горгане (778/79). Секта хуррамитов играла руководящую роль в грандиозной крест. войне (816-837) под предводительством Бабека, охватившей Азербайджан и весь Зап. И.; хуррамит-скую оболочку носило и крест. восстание в Табаристане (совр. Мазандеран, 839). Нар. движения, а также усиление процесса феодализации (рост безусловной (мульк) и условной (икта) зем. собственности), рост сепаратизма местных феодалов расшатали власть арабов в И. и привели в 9-10 вв. к складыванию на его терр. наследств. наместничеств (эмиратов), лишь номинально зависевших от Халифата: Тахиридов (821-873) в Хорасане, Саффаридов (с 861) в Сейстане, затем в Хорасане (873-900) и др.; в 900 Хорасан и весь Вост. И. вошли в состав гос-ва Саманидов (9 в. - 999); в Зап. И. сложилось Буидов государство (935-1055).

Господство феодального строя. Развитый феодализм (10-13 вв.). Складывание в 10 в. развитого феод. общества и городов феод. типа (между 9 и 10 вв.), падение владычества арабов и создание местных гос-в - все это имело прогрессивное значение для экономики И.

По вопросу о сроках окончат, завершения феодализации И. в сов. ист. науке существовали различные точки зрения. Нек-рые сов. ученые (напр., А. Ю. Якубовский) считали, что феодализм в И. окончательно оформился только при Сельджуках (11-12 вв.).

В 10 - 1-й пол. 11 вв. И. переживал небывалый для феод. периода истории И. экономич. подъем. Проводились большие оросит. работы (грандиозная плотина Буида Азуд ад-доуле на р. Кур в Фарсе и др.), происходил рост земледелия, скотоводства, расширение шелководства. Особенно значительным был рост ремесла, гл. обр. текстильного (парча, узорные шелковые, льняные, хлопчатые и шерстяные ткани, шерстяные и шелковые ковры). Развивалось произ-во изделий из керамики (глазурованная и неглазурованная посуда, плитки для отделки зданий - фаянсовые и т. д.), металлич. изделий, а также парфюмерии (цветочные масла и эссенции из розы и др. цветов вывозились морем в Индию и Китай). Высшим достижением иран. керамики было применение люстра (сложного состава, золотистого с металлич. отблеском разных цветов).

Расцвет переживала персидская поэзия. В этот период творили Фирдоуси (ум. ок. 1020), Фаррохи, Гургани (11 в.), Омар Хайям(1048-1131), Санаи, Фарид-ад-дин Аттар (12 в.), из историков выделялся Абу-ль-Фазль Бейхаки (11 в.).

Отделение ремесла от с. х-ва и рост тов. произ-ва и караванной торговли, мор. внеш. и транзитной торговли способствовали развитию городов. Наиболее важными были Исфахан, Шираз, Рей (близ совр. Тегерана), Нишапур. Во всех значит городах И. в 10 в. возникли мусульм. школы (медресе). Нишапур, Рей, Исфахан, Шираз славились своими библиотеками. Преобладающее значение в городах И. имели местные феодалы, раньше жившие в замках, а теперь чаще в городе; они были связаны не только с землевладением, но и с крупными купеч. компаниями, державшими в своих руках караванную и морскую (порт Сираф на Перс. зал.) торговлю. Здесь, в отличие от ср.-век. Запада, крупное купечество не противопоставляло себя феодалам, а, напротив, вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и гор. бедноты. Поэтому в го родах И. не сложилось общегор. самоуправления, хотя существовали ремесл. корпорации и квартальное самоуправление.

После распада гос-ва Саманидов (кон. 10 в.) Вост. И. вместе с частью Ср. Азии и совр. Афганистаном вошел в состав Газневидского государства. С нач. 11 в. начались вторжения тюрок-огузов в И. Одна из их орд, сельджуки, разгромив газневидское войско при Данденакане (1040), завоевала весь И. (между 1040-1050) и сопредельные страны; возникло гос-во Сельджуков. Иранская чиновная и духовная знать быстро примирилась с завоевателями.

При Сельджуках, особенно При Мелик-шахе (1072-92), значительно расширился фонд земель, к-рыми владела огузская воен. знать, а, т. к. последняя стремилась к феод. независимости, сельджукские султаны стали опираться на иран. чиновную знать, связанную с гос. аппаратом и заинтересованную в сильной централизов. власти. Проводником политики централизов. феод. гос-ва был везир Мелик-шаха Низам-аль-Мульк. Однако централизаторская политика султанов потерпела неудачу. Рост феод. раздробленности привел в нач. 12 в. к распаду Сельджукского гос-ва на ряд султанатов, управлявшихся ветвями этой династии: султанат Великих Сельджуков (Хорасан, до 1157), Иракский (1118-94), Керманский (1041-1187), внутри к-рых сложились княжества сильных вассалов - атабеков. В горах Эльбурса и Кухистана образовалось исмаилитов государство с центром в крепости Аламут.

В 11-12 вв. обострилась клас. борьба в городах между феодалами и купечеством с одной стороны и ремесленниками и окрестными крестьянами - с другой под религ. оболочкой борьбы между суннитами (феод. знать и купечество) и шиитами (гор. низы и крестьяне), а также между отдельными суннитскими толками, представлявшими разные слои горожан. Весь 12 в. был заполнен династич. междоусобицами, феод. мятежами. Опустошит. вторжение балхских огузов в Хорасан (в 1153 и в последующие годы) положило конец султанату Великих Сельджуков. К кон. 12 в. весь И., кроме Хузистана и Азербайджана, был захвачен хорезмщахом Текешом.

Разрушение монголами гос-ва хорезмшахов и завоевание ими И. (1220-56) сопровождалось уничтоже нием ряда городов, опустошением целых р-нов, гибелью массы людей. Эти опустошения и затем хищнич. система налогов и повинностей, введенная завоевателями, вызвали упадок производит. сил, к-рый стал одной из причин экономич. и культурного отставания И. и сопредельных стран. Упадок земледелия, непосильные поборы с крестьян и обнищание их, прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода вызвали массовое бегство крестьян в горы, леса и степи, создание крест. повстанч. отрядов, деятельность к-рых ярко описана перс. историком Рашидаддином (1247-1318); по его словам, во мн. областях И. в конце 13 в. возделывалась только 1/10 часть пригодных к обработке земель. Десятки городов исчезли или превратились в селения.

В сер. 13-14 вв. И. входил в состав монг. улуса ильханов Хулагуидов. Седьмой ильхан Газан-хан (1295-1304)принял ислам, сблизился с иран. чиновной знатью и при помощи своего везира Рашидаддина провел ряд реформ, вызвавших нек-рый хоз. подъем; но экономика И. далеко не достигла уровня нач. 13 века. Широкое распространение икты, фактически превратившейся в наследств. владение, упадок городов и товарного произ-ва, сопровождавшийся ослаблением экономич. связей между областями, приводили к росту феод. раздробленности.

Феод. раздробленность (14-15 вв.). С 30-х гг. 14 в. гос-во Хулагуидов стало ареной междоусобных войн, приведших к распаду гос-ва и образованию на его терр. неск. феод. гос-в, крупнейшими из которых были: гос-во Джалаиридов (1336-1411) и гос-во Мозафферидов (1313-93).

В 14 в. в И. получил распространение вид феода - союргаль, явившийся новой стадией развития икта, а также институт тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Процесс феодализации и господство монг. завоевателей сопровождались усилением повинностей, ростом налогов и податей, что вызывало многочисл. антифеод. и антимонг. восстания, проходившие под идеологич. оболочкой мусульм. сектантства (Сербедаров восстание в Хорасане, приведшее к образованию гос-ва Сербедаров (1337-81), восстание в Мазандеране в 1350, в ходе к-рого было создано т. н. гос-во Сеидов (1350-93) (см. Сеидов движение)). Подобные же движения происходили в 60-70-х гг. 14 в. в Гиляне и в Кермане (1373). Между 1380-93 И. был завоеван войсками Тимура; завоевание сопровождалось разрушением гос-ва Сербедаров, подавлением нар. движений в Мазандеране, Гиляне и сильными опустошениями. После смерти Тимура И. входил в состав владений Тимуридов.

В 1-й пол. 15 в. по И. прокатилась новая волна нар. восстаний, особенностью к-рых было то, что крестьяне и ремесленники в ряде случаев выступали не в союзе с мелкими иран. феодалами, а самостоятельно; эти восстания проходили не под оболочкой умеренного шиизма, как в 14 в., а возглавлялись "крайними" шиитскими сектами; таковы были восстания в Себзеваре (1405), Мазандеране (1406), восстание крестьян и ремесленников в Хузистане (1441-42) под предводительством Мушаша, сопровождавшееся истреблением феод. знати и разделом ее земель и имущества. Между 1453-57 Зап. И. (до пустыни Деште-Кевир) был завоеван тюрк, племенным союзом Кара-Коюнлу, а затем, в 1468, войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу; Вост. И. остался под властью Тимуридов. К кон. 15 в. И. переживал экономич. упадок. По свидетельству венец. посланника Барбаро, население Исфахана уменьшилось до 50 тыс. чел., Сольтание - до 7-8 тыс., Лар насчитывал всего 2 тыс. домов, Наин - 500, Саве - 1000; тот же автор писал об упадке земледелия и запустении страны.

Монг. завоевание вызвало упадок культуры в И., к-рая, однако, вскоре стала возрождаться. Уже ок. 1260 знаменитый математик и астроном Насирэддин Туси основал обсерваторию с большой библиотекой в М-раге (Иранский Азербайджан). Помимо труда Рашидаддина, значение важных ист. источников приобрели труды Джувейни (13 в.),. Хамдаллаха Каавини и Вассафа (14 в.), Хафизи Абру, Абд-ар-Раззака Самарканди Мирхонда (15 в.). К этому периоду относится творчество великих поэтов: Саади (13 в.), Хафиза (14 в.), сербедарского поэта Ибн Ямина (14 в.), поэта-сатирика Обейда Закани (14 в.), бичевавшего феод. знать и духовенство. Были созданы мн. памятники архитектуры - постройки Газан-хана и Рашидаддина в пригородах Тебриза - мавзолей Газан-хана с высоким куполом, обсерватория, госпиталь, б-ка и др. (разрушены во время ирано-турецких войн 16-17 вв.), мечеть-мавзолей в Сольтание (нач. 14 в.), мечеть в Верамине (14 в.), Голубая мечеть в Тебризе, мечеть Гаухар-шад в Мешхеде (обе 15 в.). Особого совершенства достигло иск-во миниатюры, каллиграфии, художеств. керамики и ковроткачества.

В 15 в. в И. наблюдался рост крупного землевладения и феод. раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов семьи Сефевидов - наследств. шейхов дервишского ордена Сефевие. В 15 в. гл. опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена, преим. из М. Азии, получившие назв. кызылбашей ("красноголовых"). Под идеологич. оболочкой шиизма Сефевиды не раз выступали против Ак-Коюнлу. Воспользовавшись общим недовольством нар. масс и междоусобицами в гос-ве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом I Сефевидом восстали в 1499 и, разгромив гос-во Ак-Коюнлу и завладев всем И. (между 1501 и 1510), положили основание Сефевид-скому гос-ву (1502-1736).

Централизованное феод. гос-во (16 - 1-я пол. 17 вв.). В Сефевидском гос-ве, созданном под знаменем шиизма, объявленного в 1502 гос. религией, и при поддержке мелких феодалов, к-рые были не в состоянии самостоятельно противостоять крупным феодалам, произошло значит. укрепление центральной власти. После подавления вызванных феод. эксплуатацией нар. восстаний 1570-71 в Гиляне (см. в ст. Гилянские восстания 16-17 вв.), восстания ремесленников и гор. бедноты в Тебризе в 1571-73 и др. нар. выступлений, а также внутр. смут и междоусобиц (1576-87) в кон. 16 - нач. 17 вв. шаху Аббасу I (1587-1629) при помощи адм. реформ удалось укрепить центральную власть Сефевидов. Отмечался рост гос. земель - дивани, а также шахских - хассе; Сефевиды раздавали знати и служилым людям земли не в виде союргаля, а гл. обр. в виде тиула - персонального, пожизненного, но не наследственного пожалования без права адм. иммунитета.

Св. 100 лет (с перерывами вплоть до 1639) Сефевиды вели войны с Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном и Закавказьем (см. в ст. Ирано-турецкие войны 16-18 вв.).

Политич. объединение И. в рамках феод. гос-ва Сефевидов. было не нац. гос-вом, как это утверждали нем. автор В. Хинц (W. Hinz, Iran. Politik und Kultur von Kyros bis Rez? Schah, Lpz., 1938) и нек-рые др. бурж. историки, а воен.-политич. объединением отд. областей, все еще слабо экономически связанных между собой. Тем не менее в 17 в. в экономике И., особенно в центр., зап. и сев. р-нах, наблюдался известный подъем с. х-ва, строительство дорог и оросит. сооружений, рост товарного произ-ва, развитие торговли, в особенности внешней, и ремесла, товарно-ден. отношений, нек-рое расширение внутр. рынка, развитие городов как центров торговли и ремесл. произ-ва.

В 16-17 вв. в И. продолжали сохраняться культурные традиции предшествующих периодов. Придворная историография была развита довольно высоко, но лит-ра и поэзия не дали чего-либо нового и оригинального. Философия была представлена вольнодумцем Садром Ширази (ум. 1640). Для архитектуры этого периода характерен ряд высокохудожеств. памятников, особенно в столице И. - Исфахане (Шахская мечеть, мечеть шейха Лотфолла, дворцовые павильоны Али-Капу и Чехель-Сотун (Сорокаколонный), мосты Аллаверди-хана и Поле-Хаджу). Высоко развито было также иск-во миниатюры (Исфаханская школа миниатюры, выдающиеся мастера Ага Реза, Реза Аббаси и др.) и каллиграфии, а также произ-во ковров и художеств. тканей.

Упадок феод. общества (2-я пол. 17 - 18 вв.). Со 2-й пол. 17 в. И. вступает в период экономич. и политич. упадка. В этот период происходит дальнейший рост феод. ренты, повинностей и налогов, разорение иран. деревни, резкое сужение внутр. рынка, сокращение тов. произ-ва и торговли, упадок экономики и обострение клас. противоречий. В кон. 17 в. и в течение 18 в. в различных областях И. происходили вос стания крестьян и гор. населения против усилившегося феод. гнета. Развернулось также освободит, движение покоренных народов - афганцев, туркмен, курдов, армян, грузин, азербайджанцев - против власти Сефевидских шахов и их наместников (см. ниже - раздел Хронология). Обострились противоречия и борьба за власть, за перераспределение земель и доходов между отд. группировками феод. знати, светскими феодалами и влиятельным шиитским духовенством. Восстание афганцев-гильзаев и вторжение их в 1722 в И. положили конец гос-ву Сефевидов. Кратковременное грабительское господство афг. ханов в И., к-рым воспользовались турки, вторгшиеся в 1723 в сев.-зап. и центр. области И., вызвало широкое нар. антиафг. движение. Антиафг. борьбу (1726-1730) и изгнание турок из пределов И. (1730-36) возглавил Надир-хан Афшар, к-рый захватил в 1736 шахский трон. В результате многочисл. завое-ват. походов и войн была образована огромная феод. империя, распавшаяся, однако, сразу же после убийства в 1747 заговорщиками-ханами Надир-шаха. Вслед за этим последовали феод. усобицы, продолжавшиеся до кон. 18 в. Исключение представлял период правления Керим-хана Зенда (1760-79), когда И. несколько оправился от беспрерывных разорительных феод. распрей. В кон. 18 в., после длит. борьбы между зендами и каджарскими ханами, в И. утвердилась Каджарская династия (1796-1925). Непрерывные междоусобицы еще больше углубили экономич. и политич. упадок страны. К нач. 19 в. И. был страной отсталой по сравнению с передовыми европ. странами. Культура И. также находилась в глубоком упадке.

Иран в 19 в. - 1917. Проникновение иностранного капитала в И. и превращение его в полуколонию. Зарождение буржуазных отно- шений в И. Иранская революция 1905-11. И. во время 1-й мировой войны. С кон. 18 в. феодальный И., ослабленный в экономич. и политич. отношениях, становится объектом колониальной экспансии европ. капиталистич. держав, в особенности Англии и Франции, а также царской России. Стремление Англии и Франции превратить И. в орудие и объект своей колониальной политики, а также рус.-иран. войны нач. 19 в. привели к установлению в И. режима капитуляций и к подписанию И. неравноправных договоров с Англией, Францией, Россией и др. европ. державами, а также в 1856 с США (см. в ст. Американо-иранские договоры и соглашения). И. превращался в рынок сбыта европ. пром. товаров. Росли тов.-ден. отношения, обострялся кризис ленного землевладения, увеличивались размеры частновладельч. зем. собственности. Возрастало недовольство крестьян, разорявшихся ремесленников, гор. бедноты, а также купечества, терпевшего убытки в результате иностр. конкуренции. Обострение социальных противоречий и рост нар. недовольства проявились в антифеодальных, объективно направленных также против закабаления И. иностр. капиталом бабидских восстаниях 1848-52. Часть господств. класса - мулькадары (помещики, владевшие землей на основе частной собственности и связанные с рынком и торг. земледелием) - искала выхода из создавшегося кризиса и пыталась ограничить влияние иностр. держав и укрепить центр. власть, нац. независимость, финанс. и экономич. положение страны. Эти цели преследовали реформы Мирзы Таги-хана Эмир Незама (Эмире Кебира), к-рые, однако, были приостановлены в результате Противодействия внутр. реакции и иностр. держав, гл. обр. Англии. Тем не менее в сер. 19 в., в связи с реформами Эмир Незама, наметились нек-рые сдвиги в экономике и культуре И. (строительство сах. з-дов в Сари и Барфоруше, з-дов по произ-ву изделий из фарфора и хрусталя в Тегеране, Куме и Исфахане, фабрик по произ-ву ниток и коленкора в Тегеране, бум. ф-ки в Исфахане; было организовано произ-во чугуна в Сари и др.; была осн. поли-технич. высшая школа - Дар-оль-фонун; осуществлялись переводы научной и др. лит-ры с европ. на перс. яз.; начала выходить первая в И. газета; на учебу за границу посылались молодые иранцы, в И. приглашались иностр. преподаватели и т. д.).

В последней трети 19 - нач. 20 вв., когда развитые капиталистические страны вступили в период перерастания капитализма в империализм, происходило дальнейшее закабаление И. Англией и царской Россией. Англия и Россия получили ряд телеграфных, дорожных и др. концессий. В И. были осн. англ. Шахиншахский (1889) и русский Учетно-ссудный (1890) банки. В 1901 англичане получили концессию на эксплуатацию иранской нефти (см. Бритиш петролеум компани). На кабальных условиях были получены англ. (1892) и рус. (1900 и 1902) займы. В несколько раз возрос ввоз иностр. товаров. Над таможнями финансами, важнейшими воинскими частями (казачья бригада и др.) И. был установлен контроль иностр. советников. На севере И. хозяйничали представители царской России, на юге - Англии. К нач. 20 в. сложился реакц. союз иран. правящей феод. верхушки с иностр. империалистами. И. превратился в полуколонию. Происходила консервация отсталых феод. отношений, которые наряду с засильем империалистов были гл. препятствием на пути прогресса страны. Конкуренция иностр. товаров душила зачатки нац. пром-сти, к-рые начали зарождаться с сер. 19 в., подрывала ремесло и разоряла часть купечества. В то же время с. х-во в И. постепенно приспосабливалось к потребностям внеш. рынка. Создавались различные торг., дорожные и пром. иран. компании и предприятия. В конце 19 в. началось формирование персов, а также азербайджанцев в нации. Росло нац. самосознание, зарождались идеи бурж. национализма, видными представителями к-рого были Мальком-хан, Талибов и Мерагеи. Возникали различные антиправительств. тайные об-ва, выдвигавшие бурж. требования. Развивалось антиимпе-риалистич. движение под нац. лозунгами, возглавлявшееся представителями нарождавшейся буржуазии и бурж. интеллигенции.

Усиление империалистич. гнета и обострение социальных противоречий подготовили почву для антифеод. и антиимпериалистич. революции в И. Тесная связь И. с Россией и рус. революц. движением через иранских отходников в Закавказье и Закаспии обусловила то, что поражение царизма в войне с Японией и начавшаяся в 1905 рус. революция оказали на И. самое непосредств. воздействие. В стране развернулась антиимпе-риалистич. и антифеод. бурж. революция, в результате к-рой была провозглашена конституция, созван меджлис, отменены тиули и проведены нек-рые другие прогрессивные преобразования (см. Иранская революция 1905-11). В ходе революции выделились два течения: демократическое (крестьяне, ремесленники, рабочие, служащие, гор. мелкая и ср. буржуазия) и либеральное (крупная торг. буржуазия, связанная с помещичьим землевладением, либеральные помещики, часть духовенства). Демократич. силы создали энджомены, федайские отряды (см. Федаи) и муджахидские орг-ции, находившиеся под сильным влиянием социал-демократич. групп, образовавшихся в Тебризе, Реште и др. городах. В ряде р-нов И. широко развернулось антифеод. крест. движение, происходили забастовки рабочих и служащих, создавались первые рабочие союзы. Наиболее высокого уровня демократич. движение в И. достигло во время Тебризского восстания 1908-09; выдающуюся роль в нем играл Саттар-хан. Большую помощь восставшим тебризцам оказали рус. рев

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Создание Надир-шахом укрепленного лагеря «Иран-Хараб» на территории Южного Дагестана (первая половин

Магомедов Гусейн Анверович
Исследуется роль народов Южного Дагестана в окончательном разгроме Надир-шаха в Дагестане.
Читать PDF
0.00 байт

Иран и государства Южного Кавказа

Наджафов Гусейн Низами Оглы
С ликвидацией Варшавского договора и распадом Советского Союза изменилась геополитическая обстановка, перестала существовать биполярная модель миропорядка и США оказались единственной сверхдержавой.
Читать PDF
0.00 байт

Усилия, прилагаемые Надир-шахом для завоевания Дагестана: укрепление в местности «Иран-Хараб»

Магомедов Гусейн Анверович
В статье рассматривается заключительный и решающий этап борьбы дагестанских народов с иранскими полчищами.
Читать PDF
0.00 байт

СССР и Иран во время и после Второй мировой войны

Махдиян Мохаммад Хасан
В статье раскрывается роль Ирана во Второй мировой войне и, в частности, в победе над гитлеровской Германией. Анализируются отношения Ирана с российской стороной до распада СССР и впоследствии – с Российской Федерацией.
Читать PDF
0.00 байт

Борьба горцев Дагестана с иранскими полчищами и разгром войск Надир-шаха в лагере «Иран-Хараб»

Магомедов Гусейн Анверович
Читать PDF
0.00 байт

Иран в период свержения власти и распада державы Сефевидов (1722-1727)

Гамзатова Диана Пахрутдиновна
В статье освещается последняя стадия системного кризиса региона Сефевидов в Иране в период правления шаха Султан-Хусейна, завоевание Ирана афганцами, борьба между Россией, Персией и афганскими правителями Мир Махмудом и Мир Ашрафо
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 007. Медведская И. Н. Древний Иран накануне империй, (IX-VI вв. До Н. Э. ): история Мидийс

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 019. Брэндс Х. Почему Саддам Хусейн напал на Иран? Новые данные о мотивации, взаимосвязи м

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 012. Никонов О. А. Иран и Центрально-Азиатский регион во внешнеполитических планах российс

Тупов Б. С.
Читать PDF
0.00 байт

Иран: взгляд без предубеждения

Лукоянов Александр
«Россия в глобальной политике», М., 2008 г., № 1, с. 120-130.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Иран: из истории взаимоотношений

Гайказов Михаил
Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".
Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 037. Сайкал А. Подъем и падения шаха: Иран от автократии до религиозного правления. Saikal

Тупов Б. С.
Читать PDF
0.00 байт

Иран в геостратегии и геоэкономике зоны Персидского залива

Тангиров Иргаш
"Обозреватель-Observer", М., 2004 г., № 5, с.3638.
Читать PDF
0.00 байт

96. 01. 013. Хьюм K. p. ООН, Иран и Ирак: эволюция миротворчества. Hume C. R. The United Nations, Ir

Тупов Б. С.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 04. 029. Сухоруков С. А. Иран: между Британией и Россией. От политики до экономики. - СПб. : А

Бабенко О. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: