Ириней, Клементьевский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ириней, Клементьевский

(Иван Андреевич) — архиепископ псковский, сын священника, род. в феврале 1753 г., в с. Клементьеве Ковровского уезда, умер 24 апреля 1818 г.; обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии, затем был в этой же Академии учителем греческого и еврейского языков и проповедником. В 1774 г. постригся в монашество и в 1776 г. был игуменом московского Знаменского монастыря и префектом Перервинской семинарии. 25 декабря 1784 г. произведен во архимандрита ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской семинарии. В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди и с 1788 г. по 1814 г. состоял членом св. Синода. 26 мая 1792 г. хиротонисан во епископа тверского, 24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа и 13 октября 1798 г. перемещен во Псков, где и занимал кафедру 16 лет; 30 августа 1814 г. он уволен на покой и жил до кончины в Александро-Невской лавре. Он состоял членом Российской Академии и сделал много переводов отцов церкви с греческого языка. От него осталось несколько проповедей, отличающихся простотою слога и ясным изложением основной мысли. Кроме того, преосвященному Иринею принадлежат: "Толкования на священное писание", в 6 частях, вышедшие в 1787—1814 гг.; "Собрание поучительных слов", 1791 г. и 1794 г.; "Богословский трактат о смерти, о суде, о муках и вечном блаженстве", 1795.


"Русский Архив", 1869 г., №№ 7 и 8, статья Н. И. Григоровича; Филарет, "Обзор русской духовной литературы", 422; Геннади, "Словарь"; Чередеев, "Биографии тверских иерархов".


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ириней Клементьевский

(1751—1818) — духовный писатель и проповедник. Сын священника, учился в московской Славяно-греко-латинской академии, был там же учителем и проповедником, позже игуменом в разных монастырях, проповедовал в придворной церкви в присутствии имп. Екатерины; с 1792 г. еписков тверской, с 1796 г. архиепископ псковской. Существует предание (встречаемое и в печатных рассказах о И.), будто имп. Павел сделал И. своим генерал-адъютантом, пожаловав ему и аксельбанты (что-то подобное изображается на его портретах поверх мантии), но документальными данными об И. это отнюдь не подтверждается. Проповеди И., изданные в 1791 и 1794 гг., отличаются некоторым пристрастием к иностранным словам и примерам из языческой истории, а также тонким психологическим анализом. И. изданы еще: в переводе с греческого — избранные беседы Златоуста (М., 1784), его же "Беседы на послания к коринфянам" (М., 1806) и "Беседы на послания к римлянам" (М., 1806); "Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином" (СПб., 1787), "Слова" Григория Богослова (М., 1798), Василия Селевкийского (М., 1802) и Петра Хризолога (М., 1794); собственные толкования на Послание к римлянам (М., 1787), на Послание к евреям (М., 1787), на псалмы (перед. толкований Беллярмина, М., 1791, 1807 и 1814 г.), на двенадцать малых пророков (СПб., 1804 и 1809), на пророка Даниила (СПб., 1816). Богословские трактаты: "О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях" (СПб., 1795); "О семи изречениях И. Христа со креста" (СПб., 1795), "Воздыхание голубицы, или о пользе слез" (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.), "Руководство к благочестивому житию" или, по др. заглавию, "О внутреннем доме, т. е. устроении своей совести" (СПб., 1796 и 1809). И. состоял членом росс. акд. и принимал деятельное участие в издании 5-й и составлении 6-й части акд. Словаря. См. Чередеев, "Списки твер. иерархов" (1859); Н. И. Григорович, "И., архиеп. Псковский" ("Русск. архив", 1869); М. И. Сухомлинов, "История Росс. акд." (т. I).


Н. Б.


{Брокгауз}





Ириней Клементьевский


(Иван Андреевич) — архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский.


Родился в феврале 1753 года в селе Клементьевка Ковровского уезда в семье священника.


Обучался во Владимирской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем и проповедником.


В 1774 году пострижен в монашество.


С 12 сентября 1776 года — игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской духовной семинарии.


В сентябре 1782 года перемещен в Московский Крестовоздвиженский монастырь, 9 декабря 1783 года—в Московский Знаменский монастырь, в ноябре 1784 года переведен в Ростовский Борисоглебский монастырь.


25 декабря 1784 года возведен в сан архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской духовной семинарии.


В 1787 году вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди.


С 30 июня 1788 года — член Святейшего Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря.


6 июня 1792 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского.


24 октября 1796 года возведен в сан архиепископа.


17 октября 1798 года перемещен в Псков.


30 августа 1814 года уволен на покой.


Скончался 24 апреля 1818 года. Погребен в Александро-Невской лавре.


Н. С. Маевский в своих "Семейных воспоминаниях" описал внешний облик преосвященного Иринея по его портрету. Величавый красавец-старец, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного, чисто родственного привета. Он был известной в свое время личностью, человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей был подан к столу на блюде поросенок. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом и сказал: "Сие порося да обратится в карася", — и сам первый начал с аппетитом вкушать.


Будучи человеком ученым, преосвященный Ириней состоял членом Российской Академии наук, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов Церкви с греческого языка.


После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением мысли.


Труды:


Толкование на послание к Римлянам. — М., 1787.


Толкование на послание к Евреям. — М., 1787. Толкование на псалмы. — М., 1791,1807 и 1814. Толкование на двенадцать малых пророков. — СПб., 1804 и 1809.


Толкование на пророка Даниила. — СПб., 1816. Богословские трактаты:


О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях. — СПб., 1795;


О семи изречениях Иисуса Христа со креста. — СПб., 1795.


Руководство к благочестивому житию, или о внутреннем доме, то есть устроении своей совести. — СПб., 1796 и 1809. Проповеди. — 1791 (1794). Воздыхание голубицы или о пользе слез (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.). Переводы с греческого: Избранные беседы Златоуста. — М., 1784; Иоанн Златоуст. Беседы на послание коринфянам. — М., 1806.


Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином. — СПб., 1787. Слова Григория Богослова. — М., 1798. Слова Селевкийского. — М., 1802. Слова Петра Хризолога. — М., 1794.


Литература:


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 161. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 161. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 47,193, 213, 343, 381, 445. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 434, 570.


Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 131. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. — Тверь, 1859.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1410, 1414.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 422. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 53, 54. Петербургский некрополь: в 4 т. // Сост. Сайтов В. И. — СПб., 1912—1913. — Т. 2, с. 275. Никифор (Бажанов), игумен. Сборник для любителей духовного чтения. — М., 1888, с. 336. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX вв. — М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913, с. 215.


Известия по Казанской епархии. — 1883, № 7, с. 225.


Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1873, апрель, с. 498. — 1874, март, с. 526. — 1904, сентябрь, с. 692. Исторический вестник. — СПб., 1881, октябрь, с. 330—332. — 1890, август, с. 404. Церковный вестник. — СПб., 1895, № 35, с. 1118.


Григорович Н. И. // Русский архив. — М., 1869, № 7, 8.


Русский архив. — М., 1870, № 4 и 5, с. 772. — 1899. — Кн. 3, № 11, с. 409. — 1904. — Кн. 1, № 2, с. 210, 226. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 3, с. 72.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 954; т. 2, с. 1936, 2149.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1024. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 133—134. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 318—319.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 42, 51.





Ириней Клементьевский


— Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский и Кавалер Ордена Св. Александра Невского, Член Святейшего Синода и Императорской Российской Академии, родился Февраля 1753 года Владимирской Губернии в Селе Клементьеве и сперва обучался во Владимирской Семинарии, а оканчивал науки в Московской Академии, где проходил потом и Учительские звания в классах Греческом, Еврейском и других; в 1774 году пострижен в Монашество и до 1784 года исправлял Проповедническую должность при Академии, будучи с 1776 года Игуменом Московского Знаменского Монастыря и других. В 1784 году произведен в Ростовский Борисо-Глебский Монастырь Архимандритом и определен Ростовской Семинарии Ректором, Богословии Учителем и Консистории Присутствующим. В 1787 году вызван в С.-Петербург для чреды Священнослужения и Проповеди Слова Божия. В следующем 1788 году Мая 10 Высочайше повелено ему присутствовать в Св. Синоде, а Июня 30 переименован Новгородского Юрьева Монастыря Архимандритом. В 1792 году Июня 6 в С.-Петербурге по Имянному Указу хиротонисан во Епископа Тверской Епархии; в 1796 году Октября 24 пожалован Архиепископом, а 1797 года Марта — 13 Орденом Св. Александра Невского; в 1798 году Октября 17 переведен на Псковскую Епархию, коею и Управлял около 16 лет, пребывая с 1788 года в С.-Петербурге для присутствования в Св. Синоде; а в 1814 году Августа 30 уволен по болезням на покой с полным по последнему месту окладом в пенсион и, пребывая в Александро-Невской Лавре, скончался 1818 года Апреля 24 и там погребен 26 числа.


Сочинения его суть: 1) Толкование на Послание Св. Апостола Павла к Римлянам, напечатано 1787 г. в Москве в 8 долю листа Гражданскими буквами; 2) Толкование на Послание Св. Апостола Павла ко Евреям, напечатано 1787 г. там же в 8 долю листа Гражданскими буквами; оба сии толкования всенародно преподаваемы были им по Воскресным дням в Спасо-Ярославском Монастыре; 3) Собрание Поучительных Слов, говоренных им при Высочайшем Дворе и в других местах с 1788 по 1791 год. Некоторые из них сперва печатаны были порознь в 4 долю листа, а в 1791 г. совокупно изданы в С.-Петербурге в 8 долю листа Гражданскими буквами. Есть и после того некоторые особо напечатанные в 1794 г. там же; 4) Толкование по Греческому и Еврейскому тексту на 12 малых Пророков Ветхого Завета, в 6 частях в 4 долю листа Славянскими буквами, напечатано в С.-Петербурге при Св. Синоде. 1-я часть на Пророка Осию в 1804 г., 2-я на Июля, 3-я на Пророка Амоса, обе в 1805 г., 4-я на Пророков Авдия, Иону и Михея в 1806 г., 5-я на Пророков Наума, Аввакума и Аггея в 1807 г., 6-я на Захарию и Малахию, в 1809 г. В 1816 г. вышла еще и 7-я часть его Толкования на Пророка Даниила также в 4 долю листа.


Переводы его с Еллино-Греческого: 1) Избранные Беседы Св. Иоанна Златоустого, в двух частях, напечатано 1784 г. в Москве Гражданскими буквами; второе издание там же 1819 г.; 2) Того же Златоустого Беседы на Евангелиста Иоанна, поправленные прежде Ростовским Яковлевским Архимандритом Авраамием, вновь пересмотрены, исправлены и изданы Преосвященным сим 1793 г. в Москве Славянскими буквами в лист; 3) Разговор Свят. Мученика Иустина с Трифоном Иудеанином о Истинне Христианского Закона, напечатано в С.-Петербурге 1797 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа; 4) Поучительные Слова Св. Григория Назианзина в 2-х частях, напечатано 1798 г. в Москве Славянскими буквами в лист; 5) Св. Василия Селевскии Исаврийские Поучительные Слова, напечатано в С.-Петербурге при Св. Синоде 1802 г. Славянскими буквами в лист. Переводы его с Латинского: 6) Толкование на Псалтирь, избранное и переведенное из Белларминова толкования оной, напечатано в 3-х частях 1791 г. в Москве Славянскими буквами в лист; но вторично сокращено и переправлено с Еврейского текста (изданного с приложением Латинского Парафраза, переводов 70 Толковников и Вулгаты и с примечаниями, от Австрийских Пиастских школ в Вене 1757 г.) Сие новое толкование напечатано в Москве 1807 г. в 2-х частях Славянскими буквами в 4 долю листа; 7) Торжество нашей Веры над неверующими и вольнодумцами, напечатано в С.-Петербурге 1792 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа; 8) Блаженного Петра Хрисолога, Архиепископа Града Равенны Поучительные Слова, в двух частях напечатано 1794 года в Москве Славянскими буквами в лист; 9) О седми изречениях от Христа на Кресте провещанных, напечатано в С.-Петербурге 1795 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа; 10) Богословский Трактат или Христианское рассуждение о четырех последних человека, т.е. о Смерти, Суде, Муках и Радостях вечных, с присовокуплением Надгробного Слова, сочиненного Св. Григорием Назианзином на кончину Св. Василия Великого, напечатано в С.-Петербурге в Типографии Св. Синода 1795 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа; 11) О воздыхании Голубицы, или о пользе слез, напечатано в С.-Петербурге 1795 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа; 12) Руководство к Святому и Благочестивому житию, или Спасительные правила, как угождать Богу, описанные некоторым отцом к единородной дщери, посвятившей себя на служение Богу, напечатано в С.-Петербурге 1796 г. Гражданскими буквами в 8 долю листа.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008