(Иван Гаврилович) — архиепископ иркутский, нерчинский и якутский. Сын священника, род. 25 января 1783 г. в с. Старых Дмитрушках Уманского уезда, умер 18 мая 1864 г. По окончании в 1805 г. курса в Киевской духовной академии был оставлен в ней учителем математики, латинского и немецкого языков. В 1810 г. откомандирован в Яссы учителем русской словесности и греческого языка в главном Молдовлахийском училище, а в 1812 г. перемещен в Кишинев, где принял деятельное участие в устройстве семинарии и при ней пансиона для благородного молдаванского юношества. В 1813 г. 11 ноября постригся в монашество с именем Иринея и рукоположен в иеромонаха, а в 1815 г. в игумена Городищенского монастыря в Бессарабии. 25 мая 1817 г. произведен в архимандрита курковского Рождественско-Богородицкого монастыря кишиневской епархии и назначен ректором Кишиневской семинарии и членом консистории. Граф Воронцов поручил ему заведование новозаведенными ланкастерскими школами взаимного обучения. В 1824 г. он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди, занял место законоучителя в 1-м кадетском корпусе и обращал на себя общее внимание как проповедник. 31 января 1826 г. хиротонисан во епископа пензенского и саратовского. Он был один из первых архипастырей, которые начали вводить после воскресной литургии обучение прихожан молитвам, Символу веры и заповедям, но встретил противодействие со стороны гражданской власти. 26 июля 1830 г. преосвященный Ириней возведен был в сан архиепископа иркутского, нерчинского и якутского. Громадное пространство епархии и инородческий состав паствы требовали усиленных забот; увеличить число священнослужителей и поднять уровень их образования — было первым делом архиепископа. Вместе с тем он следил за их нравственностию, и побуждал к более энергичной и широкой деятельности. Здесь, как и в Пензе, он заявил себя горячим защитником церковной независимости, но борьба с гражданскими властями окончилась не в его пользу: 28 июля 1831 г. состоялся указ св. Синода об удалении его от управления епархиею и о назначении ему местопребывания в Спасо-прилуцком монастыре вологодской епархии. Преосвященный Ириней не хотел верить полученному указу и послал его к Государю, как подложный, а свою особу поручил охранению и защите военного караула, но в конце концов пришлось подчиниться состоявшемуся решению. Печальна и скучна была в первое время его жизнь в монастыре, но когда в 1837—1840 гг., по определению Синода, стали присылать к нему раскольников для увещания, когда в 1838 г. ему разрешено священнослужение, назначена пенсия и дозволен выезд из монастыря, преосвященный ожил духом и стал принимать деятельное участие в делах монастыря и занялся широкой благотворительностию. 17 апреля 1848 г. он перемещен в Толгский ярославский монастырь настоятелем; с большею ревностью начал он управлять монастырем, произносил поучения, строго следил за жизнью иноков. После его смерти в бумагах его нашлось много заметок, неоконченных статей, проповедей и даже целых сочинений ("о происхождении и употреблении двуперстного, троеперстного и именословного крестного сложения"), — небольшая часть их напечатана в "Ярославских епархиальных ведомостях" 1869 г., №№ 50—52 и в "Пензенских епархиальных ведомостях" 1870 г., № 2.
"Яросл. епарх. вед." 1869, №№ 29—52; "Пенз. епарх. вед." 1869, №№ 20—23 и 1870 г. № 2.
{Половцов}
Ириней Несторович
(или Нестерович Иван Гаврилович) — архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский.
Родился 25 января 1783 года в селе Старые Дмитрушки Уманского уезда в семье священника.
В 1805 году окончил курс Киевской духовной академии и оставлен в ней учителем.
В 1810 году командирован в Яссы учителем в Главное Молдовлахийское духовное училище.
В 1812 году перемещен в Кишинев.
11 ноября 1813 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха.
С 25 мая 1817 года — архимандрит Курковского Рождество-Богородицкого монастыря в Бессарабии.
С 1820 года — ректор Кишиневской духовной семинарии и член консистории.
В 1824 году вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. Законоучитель Первого кадетского корпуса.
31 января 1826 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.
3 ноября 1828 года переименован Пензенским и Саранским.
26 июля 1830 года переведен в Иркутск с возведением в сан архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского.
28 июня 1831 года указом Святейшего Синода удален от управления епархией и послан в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.
В 1837—1840 годах определением Святейшего Синода принимал присылаемых ему раскольников для увещания.
С 1838 года разрешено священнослужение, дозволен выезд из монастыря, назначена пенсия.
17 апреля 1848 года получил в управление Толгский монастырь Ярославской епархии.
Скончался 18 мая 1864 года. Погребен в выкопанной им самим могиле около Спасской церкви в Толгском монастыре.
Архиепископ Ириней — горячий сторонник независимости Церкви от гражданской власти, но борьба с представителями этой власти окончилась не в его пользу. За сухими строками его короткого послужного списка кроется трагедия человеческой души, человека ревностного и горячего, пытавшегося за славу и авторитет Церкви повести борьбу сразу на два фронта: против власть имущих, злоупотреблявших своим положением, и против распущенности подчиненного ему духовенства — и смятого в этой борьбе.
По воспоминаниям современников можно проследить, как из молоденького, выдержанного, хотя по-южному пылкого архимандрита он за несколько лет превратился в желчного, издерганного, подчас не знающего меры в выражении своих чувств епископа, больного человека, выходки которого при желании можно было приписать сумасшествию. Можно проследить, как его провоцировали на эти выходки, как их подхватывали, раздували и в десятикратном преувеличенном виде доносили о них обер-прокурору, а то и прямо царю. Как добились наконец того, что объявили его сумасшедшим и надолго лишили дорогого ему права священнослужеия.
Внешность архиепископа Иринея производила сильное впечатление. "Ему было около 45 лет, — описывал один из знавших его уже в Иркутске, — среднего роста, сложен очень правильно, не худощав и не расположен к толстоте; движения очень грациозные и выражали физическую силу и энергию; лицо мужественное, принадлежит к типу южных славян; густой брюнет, глаза большие, полные блеска, взгляд быстрый, проницательный, волосы черные, без седого волоса, густые, длинные, но крупно-волнистые, чем скрадывали большую длину; волосы казались тонкими и блестящими, борода черная, небольшая; голос самый чистый — грудной мягкий тенор. Владел интонацией голоса так гибко, так верно и так хорошо, что я другого такого послушного голоса не слыхал! Подражать владыке Иринею невозможно".
Первые печатные воспоминания об Иринее (Нестеровиче) относятся к тому времени, когда он был архимандритом и преподавал Закон Божий в Первом кадетском корпусе. Н. С. Лесков почти дословно передает стенографически записанные воспоминания бывшего кадета (впоследствии основателя издательства "Общественная польза") Г. Д. Похитонова.
"Он был очень уважаем Перским (директором корпуса) и всеми офицерами, а кадетами любим удивительно, — сообщает Похитонов, — он навеки меня облагодетельствовал, образовав мое религиозное чувство. Да и для многих он был таким благодетелем. Он учил в классе и проповедовал в церкви, но мы никогда не могли его вволю наслушаться. Когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда с нами разговаривать... и он ходил, окруженный целой толпой кадет, которые теснились вокруг него... Каждое слово его ловили... Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести.
Проповеди его были неподготовленные, очень простые и теплые, всегда направленные к подъему наших чувств в христианском духе, и он произносил их прекрасным звучным голосом, который долетал во все углы церкви. Уроки же его или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь, высказывать ему наши сомнения и беседовать".
Здесь в кадетском корпусе у него произошло столкновение с директором пажеского и сухопутного корпусов и членом совета о военных училищах генерал-адъютантом Н. И. Демидовым. В результате этого столкновения архимандрита Иринея убрали из корпуса и назначили епископом Пензенским. В то время это представляло почетную ссылку.
В Пензе епископ Ириней, как впоследствии и в Иркутске, лично наставлял прихожан в истинах веры и заботился о просвещении инородцев. Объезжая епархию, высылал в Пензу безграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения. Его требовательность и строгость многим не нравились. Пошли разговоры о его строгости и чудачествах. Некоторые "смельчаки" дерзали даже публично посмеяться над преосвященным. Он, конечно, с достоинством отвечал таким "смельчакам", но нервная система его постепенно расшатывалась. В конечном итоге преосвященный стал раздражительным. Поэтому ничего нет удивительного, что через несколько лет, когда епископ Ириней только что приехал в Иркутск, случайно присутствовавший при первом служении медик сказал, что у него разлита желчь и он никогда не может быть спокоен. Сам владыка, уже будучи в монастыре, не раз говорил: "Хотя имя мое — Ириней — значит "мир", но я ни с кем не мог быть в мире".
Положение архиепископа Иринея в Иркутске оказалось очень сложным, тем более что до него в течение почти 16 лет епархией управлял архиепископ Михаил (Бурдуков), человек в высшей степени добрый и смиренный, любимый своей паствой. По своей доброте он распустил епархию; в столице об этом знали, но терпели из уважения к старцу. Когда же он умер, последовала резолюция назначить на его место человека строгого и надежного, так что строгость архиепископу Иринею как бы предписывалась свыше.
Сразу же по приезде архиепископ Ириней принялся подтягивать духовенство: то он переведет провинившегося священника на должность диакона, то пошлет месяца на три в монастырь топить печи... Такие действия преосвященного сразу встревожили всех. Не оставлял преосвященный в покое и местное светское общество, открыто обличая все пороки его. Он не смог найти общего языка и с генерал-губернатором города. Все это привело к тому, что на архиепископа Иринея посыпались жалобы обер-прокурору и в Святейший Синод. В конце концов он был объявлен умалишенным и отправлен в Спасо-Прилуцкий монастырь с запрещением в священнослужении. В Спасо-Прилуцком монастыре архиепископ Ириней вел жизнь не просто иноческую, но строго подвижническую. Писал много статей для духовных журналов и отдельные сочинения. Молчаливый, строгий, задумчивый, изможденный от постоянного поста, он казался живым мертвецом, но сохранял прежнюю приятную благородную осанку. Определением Святейшего Синода к нему стали присылать раскольников для увещания.
Некоторое время правящим епископом в Вологде был Иннокентий (Борисов, † 1857), который с любовью относился к ссыльному архиерею, а последний, в свою очередь, питал к преосвященному Иннокентию чувство глубокой благодарности за его участливое внимание. Епископ Иннокентий был для преосвященного Иринея вестником радостного сообщения о разрешении в священнослужении. Это известие преосвященный встретил с такой радостью, какую трудно передать словами. Он залился слезами и потом долго не мог успокоиться.
Теперь, когда преосвященному Иринею было разрешено архиерейское служение и выход из обители, он перезнакомился чуть ли не со всеми жителями Вологды, много помогал бедным. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым.
Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз. В Толгском монастыре архиепископ Ириней вел тот же суровый образ жизни.
Труды:
Инструкция миссионеру среди бурят. О происхождении двуперстного, троеперстного и имясловного крестного сложения. Письма к Иннокентию Херсонскому // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия. См. также: Киевские и Вологодские епархиальные ведомости. — 1861. Статьи и проповеди // Ярославские епархиальные ведомости. — 1869, № 29—52. Пензенские епархиальные ведомости. — 1869, № 20—23; 1870, № 2.
Русская старина. — СПб., 1872. — Т. 5; 1878. — Т. 23; 1879. — Т. 24, где напечатано также подлинное судное дело о нем.
Литература:
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 2, с. 632.
Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. — М., 1889, с. 58—64 (и прим.), 95—96.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 252. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1408.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 556, 953.
Лесков Н. С. Собрание сочинений. — М., Гослитиздат, 1956—1958. — Т. 6, с. 342—344, 346—347, 350, 657 (прим. к с. 342).
Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Никольского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 98, 345.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 252. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 121. Юродивый Иван Яковлевич Корейша. — М., 1898, с. 79—80.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 344. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 10, с. 58, 59, 60; т. 11, с. 299.
Ярославский первоклассный Толгский монастырь. — 2-е изд. — Ярославль, 1888, с. 20. Ярославские епархиальные ведомости. — 1869, № 29—52.
Пензенские епархиальные ведомости. — 1869, № 20—23. — 1870, №2.
Душеполезные размышления. — М., 1878—1887; 1885, с. 324.
Русский паломник. — 1900, № 50, с. 853. Исторический вестник. — СПб., 1885, январь, с. 85.
— 1894, апрель, с. 226—227. — 1911, ноябрь, с. 530—535. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1872, март, с. 376; апрель, с. 683—684; май, с. 477—478.
— 1878, сентябрь, с. 102—113. — 1879, январь, с. 159—163; февраль, с. 361—370; август, с. 729—730; декабрь, с. 562, 714.
— 1880, ноябрь, с. 746. — 1881, июнь, с. 318. — 1882, июнь, с. 372; сентябрь, с. 561—586; октябрь, с. 116—118. — 1883, январь, с. 175—176; июль, с. 141; сентябрь, с. 559—583. — 1886, июнь, с. 710. — 1888, январь, с. 55. — 1907, июнь, с. 640. Письма А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 136, 137, 141—142,147.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1025—1026,1029.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 954—955; т. 2, с. 1734, 1790, 2133.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 319.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 134—135.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 63, 70.