лат. irrationalis – неразумный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Иррационализм
Иррационализм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
(от лат. irrationalis - неразумный) - историософская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т. п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным. И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей историософии, то в более узком смысле термин «иррационализм» относят к тем течениям мысли, которые складывались в противопоставлении себя рационализму Нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристическая концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической историософии, в частности, панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями иррационализма в середине XIX в. были Ницше, родоначальник «философии жизни», и Э. Гартман с его «философией бессознательного». Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в конце XIX-XX в. И. особенно проявляется в таких течениях, как «философия жизни» (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной историософии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма).
Современный иррационализм представлен крайне радикальными версиями психоистории и постмодернизмом, критикующим разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его неповторимого своеобразия. Безусловно, истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов историософского познания - природы, сознания, бессознательного. Критикуя скудость рационализма, И. способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание». Указывая на пределы рационализма и ограничивая чрезмерные притязания рационалистического подхода к истории, иррационализм способствовал развитию и совершенствованию познавательных способностей историка.
Лит.: Американская буржуазная «психоистория» (критический очерк) /
Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985; Коломийцев В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001; Философский энциклопедический словарь. 2010. И. Ю. НИКОЛАЕВА
Современный иррационализм представлен крайне радикальными версиями психоистории и постмодернизмом, критикующим разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его неповторимого своеобразия. Безусловно, истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов историософского познания - природы, сознания, бессознательного. Критикуя скудость рационализма, И. способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание». Указывая на пределы рационализма и ограничивая чрезмерные притязания рационалистического подхода к истории, иррационализм способствовал развитию и совершенствованию познавательных способностей историка.
Лит.: Американская буржуазная «психоистория» (критический очерк) /
Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985; Коломийцев В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001; Философский энциклопедический словарь. 2010. И. Ю. НИКОЛАЕВА
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - одно из течений филос. идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их науч. познания. Крупнейшими представителями филос. И. в новое время были Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В бурж. философии эпохи империализма И. особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия жизни" (В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель и др.) и экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.). И. в различной степени пропитывает и др. течения совр. филос. идеализма. В области социологии и социальной психологии И. особенно полно выражен во фрейдизме. В бурж. историографии И. проявляется как в интерпретации ист. процесса, так и в трактовке самого ист. познания. И. в интерпретации ист. процесса, уходящий своими корнями в нем. романтич. историографию (см. Романтизм), категорически отрицает наличие в истории объективной закономерности. Абсолютизируя роль случайности в обществ. развитии, И. утверждает абс. индивидуальность, неповторимость актов ист. творчества. Специфической формой И. в истолковании обществ. жизни является фрейдизм. Принижая роль и значение сознат. деятельности людей, фрейдисты объясняют социальное поведение человека влиянием прирожденных бессознат. инстинктов и импульсов, имеющих биол. природу. Массовые нар. движения, особенно революц. движения, они изображают как проявление диких инстинктивных сил "массовой истерии", войны рассматриваются как проявления якобы присущего человеку "инстинкта разрушения" и т. д. Наиболее заметно влияние фрейдизма проявляется в ист. биографиях, в к-рых нередко вся деятельность ист. личности "объясняется" ее детскими сексуальными переживаниями. Продолжая традиции Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, совр. философы и историки-иррационалисты (нем. - Т. Литт, Г. Риттер, Э. Ротаккер, Ф. Хайек, франц. - А. Марру и др.) отрицают возможность широких ист.-социологич. обобщений и основывают ист. знание гл. обр. на интуиции. Подчеркивая, что в создании любых ист. концепций громадное значение имеет мировоззрение историка, они изображают это мировоззрение как нечто по самой своей природе донауч., иррациональное. Ист. познание ставится, т. о., в зависимость от субъективных душевных качеств историка и трактуется как разновидность художеств., творчества. Лит.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, М., 1959, в. 15; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Бурж. философия истории в тупике, "ВИ", 1960, No 12; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Кроссер П., Заметки об иррациональности в совр. амер. мысли, "ВФ", 1960, No 8; Гайденко П. П., Философия истории М. Хейдеггера и судьбы бурж. романтизма, там же, 1962, No 4; Ойзерман Т., Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Hayek F. A., The counterrevolution of science, Glencoe, 1952; Hughes H. S., Consciousness and society, N. Y., 1959; Luk?cs G., Die Zerst?rung der Vernunft, В., 1955; Marrou H.-J., De la connaissance historique, 4 ?d., P., 1962; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956; его же, Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, 2 Aufl., Bonn, 1948. И. C. Кон. Ленинград.