Иррационализм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иррационализм
лат. irrationalis – неразумный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИРРАЦИОНАЛИЗМ
(от лат. irrationalis - неразумный) - историософская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т. п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным. И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей историософии, то в более узком смысле термин «иррационализм» относят к тем течениям мысли, которые складывались в противопоставлении себя рационализму Нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристическая концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической историософии, в частности, панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями иррационализма в середине XIX в. были Ницше, родоначальник «философии жизни», и Э. Гартман с его «философией бессознательного». Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в конце XIX-XX в. И. особенно проявляется в таких течениях, как «философия жизни» (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной историософии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма).
Современный иррационализм представлен крайне радикальными версиями психоистории и постмодернизмом, критикующим разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его неповторимого своеобразия. Безусловно, истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов историософского познания - природы, сознания, бессознательного. Критикуя скудость рационализма, И. способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание». Указывая на пределы рационализма и ограничивая чрезмерные притязания рационалистического подхода к истории, иррационализм способствовал развитию и совершенствованию познавательных способностей историка.
Лит.: Американская буржуазная «психоистория» (критический очерк) /
Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985; Коломийцев В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001; Философский энциклопедический словарь. 2010. И. Ю. НИКОЛАЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ
от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - одно из течений филос. идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их науч. познания. Крупнейшими представителями филос. И. в новое время были Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В бурж. философии эпохи империализма И. особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия жизни" (В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель и др.) и экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.). И. в различной степени пропитывает и др. течения совр. филос. идеализма. В области социологии и социальной психологии И. особенно полно выражен во фрейдизме.

В бурж. историографии И. проявляется как в интерпретации ист. процесса, так и в трактовке самого ист. познания. И. в интерпретации ист. процесса, уходящий своими корнями в нем. романтич. историографию (см. Романтизм), категорически отрицает наличие в истории объективной закономерности. Абсолютизируя роль случайности в обществ. развитии, И. утверждает абс. индивидуальность, неповторимость актов ист. творчества. Специфической формой И. в истолковании обществ. жизни является фрейдизм. Принижая роль и значение сознат. деятельности людей, фрейдисты объясняют социальное поведение человека влиянием прирожденных бессознат. инстинктов и импульсов, имеющих биол. природу. Массовые нар. движения, особенно революц. движения, они изображают как проявление диких инстинктивных сил "массовой истерии", войны рассматриваются как проявления якобы присущего человеку "инстинкта разрушения" и т. д. Наиболее заметно влияние фрейдизма проявляется в ист. биографиях, в к-рых нередко вся деятельность ист. личности "объясняется" ее детскими сексуальными переживаниями.

Продолжая традиции Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, совр. философы и историки-иррационалисты (нем. - Т. Литт, Г. Риттер, Э. Ротаккер, Ф. Хайек, франц. - А. Марру и др.) отрицают возможность широких ист.-социологич. обобщений и основывают ист. знание гл. обр. на интуиции. Подчеркивая, что в создании любых ист. концепций громадное значение имеет мировоззрение историка, они изображают это мировоззрение как нечто по самой своей природе донауч., иррациональное. Ист. познание ставится, т. о., в зависимость от субъективных душевных качеств историка и трактуется как разновидность художеств., творчества.

Лит.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, М., 1959, в. 15; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Бурж. философия истории в тупике, "ВИ", 1960, No 12; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Кроссер П., Заметки об иррациональности в совр. амер. мысли, "ВФ", 1960, No 8; Гайденко П. П., Философия истории М. Хейдеггера и судьбы бурж. романтизма, там же, 1962, No 4; Ойзерман Т., Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Hayek F. A., The counterrevolution of science, Glencoe, 1952; Hughes H. S., Consciousness and society, N. Y., 1959; Luk?cs G., Die Zerst?rung der Vernunft, В., 1955; Marrou H.-J., De la connaissance historique, 4 ?d., P., 1962; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956; его же, Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, 2 Aufl., Bonn, 1948.

И. C. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иррационализм шейха Джамалутдина Гази-Кумухского

Мусаев С. А.
В статье освещено: появление в Дагестане в 20-х годах ХIХ в. мистического учения накшбандийского тариката; дана характеристика этого суфийского учения; отмечено его место в народно-освободительном движении 20-50-х гг. ХIХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Рационализм и иррационализм в исследовании вооруженных конфликтов

Баликоев Асламбек Владимирович
Исследуются движущие силы вооруженных конфликтов, сочетание рационального и иррационального начал этого феномена.
Читать PDF
0.00 байт

«Онтологизм и иррационализм» философии права И. Г. Фихте в интерпретации Б. П. Вышеславцева

Асессорова А. В.
Статья посвящена анализу интерпретации философии права Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), данной русским философом и правоведом Борисом Петровичем Вышеславцевым (1877-1954).
Читать PDF
0.00 байт

Влияние иррациональных основ в тоталитарной политической власти на медийные каналы

Васильева Людмила Алексеевна
n the article "The influence of irrational foundations of totalitarian power to mass media" the author examines the press like a reflection of myth's symbols in the first years during the building of totalitarian power in the Sovi
Читать PDF
0.00 байт

Иррациональность и власть в политической культуре России

Бочаров В.
«Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии», СПб., 2007, с. 203-218.
Читать PDF
0.00 байт

О положительных экстерналиях иррациональных проектов: дворцы и замки короля Людвига II баварского

Плещенко Вячеслав Игоревич
Баварский король Людвиг II стал широко известен в мире, в первую очередь, благодаря своим роскошным замкам и дворцам. Он был поклонником культуры средневековья и эпохи французского короля Людовика XIV.
Читать PDF
0.00 байт

Иррациональное в культуре России: к постановке проблемы

Хмелевская Елена Николаевн
Рассматривается проблема соотношения рационального и иррационального начал в русской культуре. Анализ основных культурологических концепций выявляет предпосылки популярности иррациональных идей в культуре России.
Читать PDF
0.00 байт

Музыка: диалектический сплав иррационального содержания и рационализированной формы

Шиповская Л. П.
Культура проявляет свою подлинную сущность именно в области духа и, прежде всего, в совершенствовании самого человека, а не в окружающем его материальном богатстве, хотя одно не отрицает другого, и одно невозможно без другого.
Читать PDF
0.00 байт

Представление о бессмертии души в культе Диониса: взаимодействие рационального и иррационального

Обидина Юлия Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Политический миф: рациональная видимость и иррациональная суть

Стрельник Ольга Николаевна
В статье определяется место и роль мифа в современной политической реальности, проясняются некоторые механизмы современного политического и социокультурного мифотворчества.
Читать PDF
0.00 байт

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
0.00 байт

О рациональном и иррациональном как взаимодополнительных сторонах доклассической, классической и пос

Булычев Игорь Ильич
The article looks at rationalism and irrationalism as the two methodological orientations of the epistemological paradigm. The content of the rational and that of the irrational change from one period to another.
Читать PDF
0.00 байт

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен гениальности: иррациональный аспект

Хомченкова Елена Александровна
Исследование феномена гениальности возможно с позиции различных контекстов. Настоящая статья посвящена исследованию гениальности в иррациональном контексте.
Читать PDF
0.00 байт

Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези

Толстиков Д. А.
В статье говорится о трансформации человека массовой культуры в «сверхчеловека». Выделяются основные аспекты, выявляющие данный процесс.

Похожие термины:

  • Иррациональность

    математик. теория взаимно несоизмеримых величин. В значительной мере идентична совр. теории иррациональных чисел, однако в античности не было понятия иррационального числа.