Иррационализм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иррационализм
лат. irrationalis – неразумный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИРРАЦИОНАЛИЗМ
(от лат. irrationalis - неразумный) - историософская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т. п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным. И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей историософии, то в более узком смысле термин «иррационализм» относят к тем течениям мысли, которые складывались в противопоставлении себя рационализму Нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристическая концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической историософии, в частности, панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями иррационализма в середине XIX в. были Ницше, родоначальник «философии жизни», и Э. Гартман с его «философией бессознательного». Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в конце XIX-XX в. И. особенно проявляется в таких течениях, как «философия жизни» (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной историософии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма).
Современный иррационализм представлен крайне радикальными версиями психоистории и постмодернизмом, критикующим разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его неповторимого своеобразия. Безусловно, истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов историософского познания - природы, сознания, бессознательного. Критикуя скудость рационализма, И. способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание». Указывая на пределы рационализма и ограничивая чрезмерные притязания рационалистического подхода к истории, иррационализм способствовал развитию и совершенствованию познавательных способностей историка.
Лит.: Американская буржуазная «психоистория» (критический очерк) /
Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985; Коломийцев В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001; Философский энциклопедический словарь. 2010. И. Ю. НИКОЛАЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ
от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - одно из течений филос. идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их науч. познания. Крупнейшими представителями филос. И. в новое время были Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В бурж. философии эпохи империализма И. особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия жизни" (В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель и др.) и экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.). И. в различной степени пропитывает и др. течения совр. филос. идеализма. В области социологии и социальной психологии И. особенно полно выражен во фрейдизме.

В бурж. историографии И. проявляется как в интерпретации ист. процесса, так и в трактовке самого ист. познания. И. в интерпретации ист. процесса, уходящий своими корнями в нем. романтич. историографию (см. Романтизм), категорически отрицает наличие в истории объективной закономерности. Абсолютизируя роль случайности в обществ. развитии, И. утверждает абс. индивидуальность, неповторимость актов ист. творчества. Специфической формой И. в истолковании обществ. жизни является фрейдизм. Принижая роль и значение сознат. деятельности людей, фрейдисты объясняют социальное поведение человека влиянием прирожденных бессознат. инстинктов и импульсов, имеющих биол. природу. Массовые нар. движения, особенно революц. движения, они изображают как проявление диких инстинктивных сил "массовой истерии", войны рассматриваются как проявления якобы присущего человеку "инстинкта разрушения" и т. д. Наиболее заметно влияние фрейдизма проявляется в ист. биографиях, в к-рых нередко вся деятельность ист. личности "объясняется" ее детскими сексуальными переживаниями.

Продолжая традиции Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, совр. философы и историки-иррационалисты (нем. - Т. Литт, Г. Риттер, Э. Ротаккер, Ф. Хайек, франц. - А. Марру и др.) отрицают возможность широких ист.-социологич. обобщений и основывают ист. знание гл. обр. на интуиции. Подчеркивая, что в создании любых ист. концепций громадное значение имеет мировоззрение историка, они изображают это мировоззрение как нечто по самой своей природе донауч., иррациональное. Ист. познание ставится, т. о., в зависимость от субъективных душевных качеств историка и трактуется как разновидность художеств., творчества.

Лит.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, М., 1959, в. 15; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Бурж. философия истории в тупике, "ВИ", 1960, No 12; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Кроссер П., Заметки об иррациональности в совр. амер. мысли, "ВФ", 1960, No 8; Гайденко П. П., Философия истории М. Хейдеггера и судьбы бурж. романтизма, там же, 1962, No 4; Ойзерман Т., Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, No 14; Hayek F. A., The counterrevolution of science, Glencoe, 1952; Hughes H. S., Consciousness and society, N. Y., 1959; Luk?cs G., Die Zerst?rung der Vernunft, В., 1955; Marrou H.-J., De la connaissance historique, 4 ?d., P., 1962; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956; его же, Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, 2 Aufl., Bonn, 1948.

И. C. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иррационализм шейха Джамалутдина Гази-Кумухского

Мусаев С. А.
В статье освещено: появление в Дагестане в 20-х годах ХIХ в. мистического учения накшбандийского тариката; дана характеристика этого суфийского учения; отмечено его место в народно-освободительном движении 20-50-х гг. ХIХ в.
Читать PDF
264.00 кб

Рационализм и иррационализм в исследовании вооруженных конфликтов

Баликоев Асламбек Владимирович
Исследуются движущие силы вооруженных конфликтов, сочетание рационального и иррационального начал этого феномена.
Читать PDF
352.03 кб

«Онтологизм и иррационализм» философии права И. Г. Фихте в интерпретации Б. П. Вышеславцева

Асессорова А. В.
Статья посвящена анализу интерпретации философии права Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), данной русским философом и правоведом Борисом Петровичем Вышеславцевым (1877-1954).
Читать PDF
94.28 кб

Трансформация социокультурных ценностей в России вследствие иррационализации общественного сознания

Гладков О. Б.
В статье анализируется трансформация социокультурных ценностей в России, возникшая в результате низложения советских нравственных императивов.
Читать PDF
0.00 байт

Иррационализация и интенсификация признака в немецком литературном экспрессионизме

Тимралиева Юлия Геннадьевна
Статья посвящена немецкому литературному экспрессионизму. На основе анализа лирических и малоформатных прозаических текстов в статье рассматривается признак как значимый элемент языковой картины мира экспрессионизма.
Читать PDF
4.60 мб

Социология рационализма и иррационализма в произведениях Ф. М. Достоевского

Савинов Л. И.
Читать PDF
121.36 кб

Иррационально ли поведение человека?

Бутолин Сергей Григорьевич
Читать PDF
199.12 кб

Представление о бессмертии души в культе Диониса: взаимодействие рационального и иррационального

Обидина Юлия Сергеевна
Читать PDF
108.98 кб

Понятие музыки в философии иррационализма и его переосмысление в современную эпоху

Лосева Ирина Николаевна
Статья раскрывает определение феномена музыкального искусства в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Проведены интересные параллели с мыслями о музыке Платона и Аристотеля, выявлены общие моменты и различия.
Читать PDF
309.25 кб

Философия литературного иррационализма

Пугацкий М. В.
В работе дается философско-семиотический анализ произведений В. Нижинского и С. Беккета в модусах онтологии человеческого сознания и традиционных интеллектуальных форм вещей.
Читать PDF
638.06 кб

Вклад философии иррационализма в становление философской антропологии в Германии

Скоробогатов В.А., Шатова Е.Н.
Авторы выявляют преемственно-инновационный характер становления философской антропологии в Германии, анализируя вклад философии иррационализма в осмысление проблемы человека.
Читать PDF
177.97 кб

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
177.97 кб

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
320.83 кб

Системогенез художественного образа как выразителя рационального и иррационального в поэзии Серебрян

Постнов Вячеслав Александрович
Читать PDF
113.09 кб

Лукреций Кар: и рационалистический детерминизм, и иррационалистический индетерминизм

Горан Василий Павлович
Соотнесены друг с другом декларация Лукрецием Каром приверженности, с одной стороны, рационалистическому детерминизму и, с другой, иррационалистическому индетерминизму.

Похожие термины:

  • Иррациональность

    математик. теория взаимно несоизмеримых величин. В значительной мере идентична совр. теории иррациональных чисел, однако в античности не было понятия иррационального числа.