ИСААКИЙ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исаакий (Положенский, Иоанн)

еписк. астраханский, † 11 мая 1894.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Исаакий

духовн. писатель 1640 гг., строит. костр. Спасогенад. пуст.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИСААКИЙ
св. мученик, празднуется 3/17 августа. Крестьяне называли его Малинником, так как к этому времени созревало много малины.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Исаакий (Степанов, Ив. Федор., в схиме — Иоанн)

миссионер, иеросхимон., основ. Саров. пуст., р. 1670 в с. Красном, Арзамасск. у., с. дьячка, † 4 июля 1737.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Исаакий (иконописец)

Исаакий - грек, в 1338 г., по поручению новгородского владыки Василия, ""с другы"" писал иконы для Входоиерусалимской церкви, сооруженной в 1337 г. в 9 недель.

Источник: Биографический словарь. 2008

Исаак

Исаак - патриарх (католикос) Армении, жил около середины XII века. Воспитанный в духе армянской церкви, Исаак убедился в правоте православия и написал два слова (""Logoi steliteuticoi"" (греч.)) против заблуждений армян; впервые их издал по парижской рукописи Fr. Combefis, в 1648 г.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИСААК
в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Яхве; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых. Первонач., вероятно, счит. «богом-предком» одного из израил. племен. Согл. преданию, бог потребовал от отца И. — Авраама принести И. в жертву, однако в последнюю минуту И. был заменен ягненком.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Исаакий (преподобный)

Исаакий - преподобный, затворник киево-печерский, был в миру богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память Исаакия празднуется 14 февраля (служба с полуелеем). Житие - в Ипатьевской летописи под 6582 (1074). - Ср. архиепископ Леонид ""Святая Русь"" (1891, стр. 18, № 88); Н. Барсуков ""Источники русской агиографии"" (1882, стр. 226).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИСААК
библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа. Первоначально, вероятно, считался "богом-предком" одного из израильских племен. Согласно преданию, бог потребовал от отца И. - Авраама принести И. в жертву, однако в последнюю минуту И. был заменен ягненком. В этом рассказе отражены свойственные первобытным религ. культам представления о жертве старшего сына как о наиболее угодной божеству.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Исаакий (епископ черниговский)

Исаакий - епископ черниговский, в 1389 г. пришел из Константинополя на епархию черниговскую и брянскую. Он несколько раз выступал посредником между Московской и Литовской Русью; в 1397 г. сопровождал митрополита Киприана из Киева в Москву, а в 1408 г. находился в многочисленной свите Свидригайлы Ольгердовича князя литовского, приехавшего на службу к великому князю Василию Димитриевичу . В 1415 г. Исаакий участвовал в соборе святителей, созванных великим князем Витовтом для избрания Григория Цамблака в киевские митрополиты.

Источник: Биографический словарь. 2008

Исаак
который будет смеяться, он смеется)-сын Авраама и Сарры, сын обетования Божия (Быт 17.19), родившийся, когда Аврааму было 100, а Сарре-90 лет (Быт 17.17; 21.1-5), в Вирсавии (Быт 21.14,31). Это имя (см.) Исааку было дано, бесспорно, в связи с тем, что обетование о нем не раз вызывало смех у его родителей и близких (Быт 17.17; 18.12-13,15; 21.6). Но хорошо смеется последний. Когда Исааку было около 20 лет, Аврааму было повелено принести его в жертву Богу, чем была испытана вера Авраама. В 40 лет Исаак женился на Ревекке, дочери Вафуила, сына Нахора, брата Авраама (Быт 25.20). От Ревекки родились Исав и Иаков, когда Исааку исполнилось 60 лет (Быт 25.26). Умер Исаак в возрасте 180 лет в Хевроне (Быт 35.27-29).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Исаак
до пострижения Мокринский Иван Дмитриевич) (? - ум. 1724)    архимандрит Далматовского Успенского мон., автор "Известия об основании Далматовского мон." (написано между 1708 и 1711) и неск. челобитных. Ок.1650 И., овдовев, оставил гос. службу в Тобольске и постригся в мон., основанном его отцом. В 1667 стал игуменом этого мон. В 1668-1685 дважды попадал в опалу и отстранялся от рук. мон., очевидно за связь с раскольниками. В 1695 участвовал в освидетельствовании мощей св. праведного Симеона Верхотурского. В 1702 И. был поставлен в архимандриты. При И. Далматовский мон. стал одним из крупнейших в крае и мощной каменной крепостью, игравшей важную роль в обороне юж. рубежей гос-ва.    Лит.: Манькова И.Л., Шашков А.Т. Исаак // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990; Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII - начало XVIII в.). Сб. документов / Сост. Манькова И.Л. Свердловск, 1992.    Манькова И.Л.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Исаак
в Ветхом Завете второй из патриархов Израиля, рожденный Авраамом (в возрасте 100 лет) и Саррой (в возрасте 90 лет). Отец Иакова и через него - прародитель двенадцати колен (племен) Израилевых. Исаак был наследником завета (договора) Авраама с Богом Яхве. Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести Исаака в жертву. Когда связанный Исаак уже лежит на жертвеннике, а над ним занесен нож отца, ангел останавливает жертвоприношение (в жертву идет баран, запутавшийся рогами в ветвях, поблизости от жертвенника). В 37-летнем возрасте Исаак переживает смерть матери, а еще через три года женится на Ревекке, внучатой племяннице Авраама. Брак в течение первых двадцати лет был бесплодным. Наконец, после молитв Исаака, родились близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю еще во чреве матери. Под старость Исаак слепнет. Предчувствуя свою кончину, он решил благословить как наследника старшего сына Исава, но Ревекка подсылает к Исааку Иакова, который обманом получает благословение Исаака. Обиженный Исав угрожает тотчас после смерти отца убить брата, поэтому Исаак отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, Исаак дождался возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и был похоронен обоими сыновьями в пещере Махпела рядом с женой Ревеккой и своими родителями.

Источник: Исторический словарь

Исаак
один из патриархов, родившийся от Авраама и Сарры, когда ему было 100 лет, а ей – 90. На восьмой день младенец был обрезан, а через три года его отняли от груди. По этому случаю Авраам устроил пиршество, на котором сын Авраама от Агари, Измаил, потешался над ребенком. Это послужило причиной изгнания Агари и Измаила из дома Авраама (Бытие, 21, 913). Апостол Павел назвал эту ситуацию гонением рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и усмотрел в этом прообраз гонений на христиан (Послание к Галатам, 4, 29). Помимо всего прочего, Господь засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака произойдет будущий Спаситель мира (Бытие, 21, 12). Когда Исааку было уже 25 лет, Господь испытал веру его отца, повелев принести сына в жертву. Это испытание веры Авраам выдержал с честью, так как уже тогда верил, что Господь способен воскресить его сына. К сорока годам Исаак женился на Ревекке, которая по прошествии многих лет родила ему близнецов: Исава и Иакова. Исава больше любил отец, а Иакова – мать. Когда Исаак состарился, а зрение его ослабело, он велел своему сыну Исаву прийти к нему, чтобы получить благословение. Но Иаков, подученный матерью, опередил брата. После этого мать решила отправить Иакова подальше от гнева его брата, поэтому тот отправился к Лавану и взял себе в жены его дочь. Иаков вернулся в отчий дом много лет спустя, ведя огромные стада, своих жен и детей. Вместе с братом Исавом он похоронил отца, как некогда хоронили Авраама оба его сына, Исаак и Измаил. У иудеев существует несколько преданий относительно Исаака. Например, они верят в то, что Исаак был одним из трех людей, не вкусивших греха, один из шести, над которыми смерть не имела власти, а также в то, что он получил Божественное откровение от Сима, ввел в употребление утренние молитвы и т. д.

Источник: Православная энциклопедия.

Исаак
Ицхак, т. е. «он засмеется») родился по обещанию Божию (Быт 17:19) от Сарры и Авраама, когда последнему было 100 лет В детстве он был предметом насмешек для Измаила. Когда Исаак стал юношей, он вместе со своим отцом Авраамом отправился на г Мория, где Авраам, по указанию Божию, намерен был принести его в жертву Богу По дороге на гору Исаак нес дрова для огня Но в тот момент, когда Авраам поднял нож над сыном, который связанный лежал на жертвеннике, ангел Господень с неба остановил его, ибо Авраам выдержал испытание Оглянувшись, Авраам увидел овна, запутавшегося в чаще рогами своими, и принес его во всесожжение вместо сына, который, таким образом, стал прообразом смерти и воскресения Христа (Быт. 22; Евр 11:19). Когда Исааку было 40 лет, он женился на Ревекке, дочери своего двоюродного брата Лавана (Быт. 24), от которой родились Исав и Иаков (Бытие 25) Голод в Южном Ханаане принудил его идти оттуда в Герар. Но Бог явился ему и повелел не продолжать путешествия в Египет и, затем, Он повторил ему обетования, данные прежде Аврааму. Точно также, как раньше Авраам, Исаак заслужил справедливый упрек филистимского царя Авимелеха за ложь относительно своей жены Быт. 20:2; 26). Он приобрел себе большое богатство, но потерпел также немалое притеснение от филистимлян. В Вирсавии Бог явился ему ночью; там он построил жертвенник Господу, там же принял он посетившего его Авимелеха и заключил с ним союз (26). После обмана Иаковом своего брата, Исаак послал его в Месопотамию искать себе жену (28). После этого мы знаем об Исааке только то, что он увидел Иакова приходящего к нему в Хеврон богатым и с большим семейством. Исаак дожил до 180 лет. Он был похоронен своими двумя сыновьями в Махпельской пещере (Быт. 35: 27 и дал.; 49:31). Он, который умер и «приложился к народу своему», живет все-таки у Бога (по свидетельству Иисуса: ибо у Него все живы; Лук. 20:38) гостем в Царстве Небесном (Мат. 8:11). Он — прообраз Христа и муж веры (Евр 11:19).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИСААКИЙ (в миру Иван Николаевич Бобриков)
1865 - 26.12.1937/8.01.1938), преподобный оптинский старец, священномученик. Родился в с. Остров Малоархангельского у. Орловской губ. в крестьянской семье.
О появлении в Оптиной пустыни Ивана рассказывал прп. Нектарий: "Блж. Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: "Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит". А юноше он сказал: "Тебя казнят". По дороге в трапезную блж. Василий призвал богомольцев: "Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту".
Прп. Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет и пребывал в обители четыре десятилетия.
30 августа 1913, после кончины архим. Ксенофонта, старшая братия избрала прп. Исаакия настоятелем монастыря.
Прп. Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келье, как правило, угасал только под утро. Мир душевный источала вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.
23 января 1918 декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом "сельскохозяйственной артели". Весной 1923 закрыли и сельхозартель, обитель перешла в ведение "Главнауки" и как исторический памятник была названа "Музей Оптина пустынь". Настоятеля прп. Исаакия власти отстранили от дел и поручили прп. Никону передачу имущества монастыря музею.
Прп. Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.
В 1929 по всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с прп. Исаакием. В январе 1930, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Прп. Исаакий переехал в г. Белев Тульской области.
В 1932 прп. Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя прп. Исаакий сподобился от Господа мученического венца. Сщмч. Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского еп. Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, "являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Свт. Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста".
Сначала было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Прп. Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: "В состав подпольного монастыря я не входил". Не сумев сломить преподобного, еврейские большевики злодейски убили его и тайно захоронили в лесу. Празднуется 11/24 октября.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИСААКИЙ
в миру Иван Иванович Антимонов), преподобный оптинский старец (31.05.1810 - 22.08.1894). Родился в патриархальной купеческой семье.
Будущий великий оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, остроумен и прост в общении.
Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.
В 1847, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен оптинскому старцу прп. Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, певчим на клиросе. Келейно, по благословению старца Макария, брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 и пострижении в мантию в 1854, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к "умному деланию", посещению монастырских богослужений, ограничивал себя в еде и отдыхе.
В 1860, уже тяжело больной, прп. старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну прп. Исаакию перейти под руководство великого оптинского старца Амвросия, ученика блж. старца Макария. А еще через два года, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, прп. Исаакий становится его преемником.
Уже будучи игуменом, а позже, в 1885, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. "Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести", - часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, прп. старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. "Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями", - говорил он.
Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец прп. Амвросий, и на настоятеля прп. Исаакия последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: "Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои".
Празднуется 11/24 октября.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИСААК
смех; Быт 21:1-7) — дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее Сыном из дома Авраама (Быт 21:9-13). Ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти, и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих Христиан миром (Гал 4:29). Кроме сего. Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исаак наречется Аврааму семя (Быт 21:12, Евр 11:18), т.е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира. При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил поведение от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт 22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр 11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности. На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт 23:1-2). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругою Исаака, с величественною простотою, рисующею нам обычаи и нравы Востока, — передано в 24 гл. книги Бытия (см Ревекка). Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй — матери (Быт 25:21-24). Наступил голод, и Исаак отправился в Филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт 26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в Филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь Герарский, и заключил с ним дружеский союз (26:23-31). Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28-29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания. После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь не задолго до смерти своего отца; и как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт 25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпеле (Быт 35:29). У Иудеев и Магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести; над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву и т.п.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Альбомы Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России: Исаакиевский собор»

Сназина Валерия Борисовна
Статья посвящена Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге, каким его видел французский писатель Теофиль Готье (1811-1872). В результате его поездок в 1858-1859-х гг. и в 1861 г.
Читать PDF

Сетевые сообщества в борьбе вокруг Решения передать Исаакиевский собор Русской православной церкви (

Сибирев Владимир Анатольевич, Головин Николай Александрович, Клебанов Андрей Александрович
В статье на примере политической борьбы вокруг официального решения о передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (в здании которого работает музей) Русской православной церкви исследуются особенности культурно-политических о
Читать PDF

Лазуритовые колонны Исаакиевского собора: проблемы реставрации

Голованова Анна Викторовна
Правильное определение атрибуции и бытования музейного объекта во многом способствует выбору наиболее эффективной методики его реставрации. Не менее важным при этом является местоположение объекта в музейном пространстве.
Читать PDF

Предпосылки музеефикации Исаакиевского собора, 1917-1928 годы

Голованова Анна Викторовна
Впервые проанализированы неудачи двойного управления Исаакиевским собором в 1917-1928 гг.
Читать PDF

Музеефикация Исаакиевского собора в 1928-1931 годах

Голованова Анна Викторовна
Массовая музеефикация исторических объектов началась в стране сразу после Октябрьской революции 1917 г. Наибольшие трудности представляло создание музеев в культовых зданиях.
Читать PDF

Модели Исаакиевского собора из фонда Научно-исследовательского музея РАХ

Савинова Екатерина Андреевна
Статья посвящена выдающимся фактам о всех моделях проекта Исаакиевского собора, построенного по проектам А. Ринальди и О. Монферрана.
Читать PDF

Ветхий Завет в живописи Исаакиевского собора: на примере «Синайского законодательства» Ф. С. Завьяло

Бондарчук Вера Гавриилова, Доминов Мансур Шакирович, Квятковский Александр Викторович
Исаакиевский собор является не только одним из крупнейших православных храмов, но и одним из наиболее интересных памятников русского культового зодчества. В настоящее время собор входит в состав государственного музея.
Читать PDF

Жанр повести в прозе А. И. Куприна периода эмиграции (на материале повести «Купол Св. Исаакия Далмат

Иконникова Яна Владимировна
В статье анализируется жанр повести в прозе А.И. Куприна периода эмиграции. Особое внимание уделяется жанровым границам повести, а также чертам мемуарной литературы.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Исаакий, архиепископ черниговский

    — архиепископ черниговский, посвящен из русских митрополитом Пименом до 1389 г.; в 1401 г. участвовал в Москве на соборе святителей; в 1409 г. был на Москве у кн. Василия Дмитриевича, в 1415 г. участвовал в по
  • Исаакий, архимандрит Богородичного монастыря

    — архимандрит нижеломовского Богородичного монастыря, умер после 1774 г., сын священника г. Шацка, Тамбовской губернии; принял монашество в Саровской пустыни. Впоследствии определен игуменом в Наро
  • Исаакий Белобаев

    — старец, еретик XVI в., сторонник Матвея Башкина. Он был приведен на собор 1553 г. из дальней пустыни Соловецких островов; его на соборе стал защищать епископ Кассиан рязанский, и за это, как тогда гово
  • Исаакий Борискович-Чернчицкий

    Исаакий (Борискович-Чернчицкий) - православный епископ луцкий и острожский. В 1602 г. устроил Острожский Дерманский монастырь, где при помощи священника Димиана издал несколько книг (Октоих, Диалог о
  • Исаакий Борискович

    епископ луцкий, 1612—29 г. {Половцов}
  • Исаакий Чернь

    — преподобный, затворник печерский, умер в XII в.; родом купец из Торопца. Раздав все свое имущество бедным и монастырям, он отправился в Киев к Антонию Великому и у него постригся, облекся во власяни
  • Исаакий, епископ черниговский

    — епископ черниговский, в 1389 г. пришел из Константинополя на епархию черниговскую и брянскую. Он несколько раз выступал посредником между Московской и Литовской Русью; в 1397 г. сопровождал митропол
  • ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ

    игумен, исповедник (ск. 383), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных имп. Валент, придерживавшийся ариа
  • Исаакий, епископ пермский

    — второй епископ пермский, непосредственный преемник св. Стефана; хиротонисан 20 января 1397 года, правил до 22 марта 1416 года; никаких подробностей его деятельности не сохранилось; умер в Москве. Е. Поп
  • Исаакий, иконописец

    — грек, в 1338 г., по поручению новгородского владыки Василия, "с другы" писал иконы для Входоиерусалимской церкви, сооруженной в 1337 г. в 9 недель. {Брокгауз}
  • Исаакий, преп., затворник Киево-Печерск

    из купцов г. Торопца, р. XI века, † в начале XII в., пам. 14 февр. {Половцов}
  • Исаакий, затворник киево-печерский

    — преподобный, затворник киево-печерский, был в миру богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память И. празднуется 14 февраля (служба с полуелеем). Жит
  • Исаакий Мокринский

    (Иван Дмитриевич) — архимандрит, сын тобольского дворянина, впоследствии старца Далмата, основателя Далматовского монастыря, умер 11 декабря 1724 г. Под влиянием отца он принял монашество, в 1651 г. пос
  • Мордвинов, Исаакий Петр

    тихвинск. археол., авт. нравоуч. рассказов и брошюр, р. 5 июня 1871 в д. Жилая Глина, Тихв. у., Новг. г., в крестьянск. семье. {Венгеров}
  • Исаакий Степанов

    (в схиме Иоанн; в миру Иван Федорович) — иеросхимонах, основатель Саровской пустыни; сын дьячка, род. в с. Красном Арзамасского уезда в 1670 г., умер 4 июля 1737 г. Уже в детстве он любил церковное чтение и
  • Брун Михаил Исаакиевич

    — юрист. Род. в 1860 г. Окончил курс по историческому отделению историко-филологического факультета в Одесском унив. в 1883 г. В 1885 г. выдержал в Моск. унив. экзамен на степень кандидата прав; в том же год
  • БЫКАДОРОВ Владимир Исаакиевич

    (род. 4 марта 1923, Белград, Кор. СХС) — общественно-полит. деятель, инж. Род. в каз. семье. Сын ген.-майора И. Ф. Быкадорова (1882-1957). Оконч. в Белграде рус. гимназию и Технич. уч-ще. По гражданской специальнос
  • ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

    в Ленинграде - монументальное архит. сооружение, памятник рус. классицизма, до Окт. революции - гл. храм Петербурга. Построен в 1818-58 по проекту арх. А. А. Монферрана, доработанному при участии арх. А. А.