Исаченко, Константин Степанович

Найдено 1 определение
Исаченко, Константин Степанович

[5(17). 3.1882, с. Ломаковка Стародубского у. Черниговской губ., ныне Брян. обл. — 12.3.1959, Ленинград] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог. Род. в крестьянской семье. С семи лет пел в хоре. В Стародубской гимназии учился игре на флейте, играл в оркестре, был регентом гимназического церковного хора. В 1900, познакомившись с жившим в это время в Стародубе проф. Петерб. конс. А. Рубцом, брал у него уроки пения и теории музыки; одновременно учился игре на скрипке у Каца. Вскоре начал выступать с концертами (аккомпанировал Рубец). В 1902—08 продолжил вокальное образование в Петерб. конс. (кл. С. Габеля). В эти годы пел в хоре дворцовой церкви великого кн. Александра Михайловича. В одном из студенческих концертов (Малый зал конс.) исп. романсы А. Глазунова и Ц. Кюи под аккомпанемент авторов. В 1908—11 выступал в петерб. Нар. доме (дебютировал в партии Ленского), в 1911 — в Киев. опере, в 1912—18 — в петерб. Т-ре муз. драмы, в 1918—23 солист петрогр. Большого оперного т-ра Нар. дома. В 1911 по приглашению С. Дягилева участвовал в "Рус. сезонах" в Монте-Карло, Риме, Милане, Париже, Лондоне. Обладал небольшим по звучанию, но красивым и мягким по тембру голосом, чистейшей интонацией, легко преодолевал технические трудности. Выступал в лирич. и характерных партиях.


1-й исп. партии Молодого цыгана ("Цыганы" К. Галкаускаса, в Петербурге и Вильно). Лучшие партии: Ленский, Шуйский, Берендей, Давид, Альфред ("Травиата"). Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Дон Жуан ("Каменный гость"), Голицын ("Хованщина"), Подьячий, Самозванец, Владимир Игоревич, Синодал, Владимир Дубровский, Индийский гость, Лыков, Моцарт, Княжой дурак, Эрекле; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст"), Герцог ("Риголетто"), Фентон ("Виндзорские кумушки"), Рудольф ("Богема"), Вальтер ("Тангейзер"), Джеральд, Леопольд. Партнеры: М. Бриан, М. Долина, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, Ф. Литвин, А. Мозжухин, И. Тартаков, П. Цесевич, М. Фигнер, Ф. Шаляпин (с ним готовил многие партии). Сотрудничал с режиссером А. Дидуром (в 1910), И. Лапицким, С. Масловской, О. Палечеком, А. Петровским. Пел п/у К. Галкаускаса, М. Голинкина, Н. Малько, С. Самосуда, И. Труффи, Н. Черепнина, Л. Штейнберга.


В 1908 по приглашению М. Долиной и виолончелиста А. Вержбиловича принимал участие в конц. турне по Крыму и Кавказу. Выступал в симф. концертах п/у А. Шереметева, в к-рых исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена, арии и романсы. Камерный репертуар включал романсы Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова (в 1911 пел в Париже под аккомпанемент автора). Особенным мастерством отличалось исп. рус. и укр. нар. песен.


Талант И. высоко ценили Н. Лысенко (познакомился с ним в 1912), М. Ипполитов-Иванов, М. Горький, И. Репин (в 1915—17 певец бывал в "Пенатах"), В. и К. Маковские, И. Бродский.


Занимался пед. деят-стью. В 1918—29, 1938— 53 проф. сольного пения и камерного ансамбля Петрогр. (Ленингр.) конс. Ученики — А. Батурин, М. Воскресенский, Б. Гефт, Р. Изгур, А. Разварин, В. Райков, В. Ф. Тихий.


В 1933—35 директор муз. вещания Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР, в 1941—45 рук. Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота.


Записывался на грампластинки в Петербурге ("Зонофон", 1908) и Берлине (1911); Архив. записи И. — в ГЦММК.


Соч.: Воспоминания (машинопись). — РО НИО ЛГИТМиК, ф. 1, оп. 2, ед. хр. 113.


Лит.: Ольховский Е. Большой путь: Юбилей профессора К. С. Исаченко // Муз. кадры (Л.). 1952. № 6; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 93, 236—237.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008