Исаев, Сергей Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСАЕВ Сергей Александрович
Род. 25.08.1961, г. Москва. Окончил ИФ ЛГУ (1983). Учителя: Б.Н. Комиссаров, А.А. Фурсенко. В 1997 г. выполнил программу магистерского уровня по истории Церкви в семинарии «Конкордия» Лютеранской церкви МиссуриСинод, Сент-Луис, штат Миссури, США (магистр искусств по богословию — Magister of Arts in Theology (1998). Канд. дисс. (1990). Санкт-Петербургский Институт истории РАН, Отдел всеобщей истории. История США XVII–XIX вв., Португалии XIX в., славянских и балканских стран XVIII–XX вв. Соч.: Дебаты Уэбстера — Хейна //Американский ежегодник 1990. М., 1991; Становление Американского государства. СПб., 1992. (в соавт.); Алексис Токвиль и его Америка. СПб., 1993; Словарь Американской истории с колониальных времён до первой мировой войны. /Под ред. акад. А.А. Фурсенко. СПб., 1997. (в соавт.); Ереси и расколы в раннем лютеранстве. СПб., 2001. Лит.: Международные исследования в России и СНГ. Справочник. М., 1999.

Источник: Историки России. Кто есть кто в изучении зарубежной истории. Биобиблиографический словарь. Ставрополь. 2004

Исаев, Сергей Александрович

(23.07.1951—29.07.2000) — спец. в обл. филос. культуры, эстетики, истории филос.; переводчик; д-р филос. наук, проф. В 1976 закончил филос. ф-т МГУ (специальность — история филос), в 1979 — асп. (там же). С 1980 преподавал историю филос. и религии, а также историю театральной эстетики в Росс. Академии театрального искусства (ГИТИС). В 1986 стажировался в Сорбонне (Парижский ун-т 3) по специальности "Театральная семиология". В 1981 защитил канд. дисс. на тему "Проблема косвенной коммуникации в теологии Серена Кьерке-гора". В 1991 защитил докт. дисс. на тему "Проблемы коммуникации религиозной истины в современной западной культуре (Протестантская теология и художественное творчество)". В 1992 избран почетным проф. Гилхоллской школы музыки и драмы (Лондон). С 1988 по 2000 — ректор Росс. Академии театрального искусства (ГИТИС). И. разработал собственную авт. методику анализа театрального текста, основанную на метонимическом наложении разл. смысловых и визуальных картинок в рамках единого театрального представления. Вел семинарские занятия с актерами и режиссерами в театральных школах Италии, Великобритании, Франции и др. стран. Начиная с 1980 вел пед. работу в ун-тах Берлина, Парижа и Лондона. И. специализировался по двум осн. филос. направлениям: теологии лютеранства (с преимущественным вниманием к Сере-ну Кьеркегору и Карлу Барту) и истории франц. филос. и эстетики (прежде всего по постструктурализму и семиологии). Он также занимался историей франц. лит. и театрального авангарда. В работах, посвященных Кьеркегору, он разрабатывал проблему "косвенной коммуникации", то есть непрямого, метафорического способа сообщения религ. истины. С т. зр. лютеранской теологии, самостоятельное (без посредников) усвоение адептом Новозаветных текстов предполагает особое внимание к обереганию апофатической непроницаемости Божественной сущности, равно как и сохранение свободной воли самого верующего. Именно поэтому сами тексты Откровения и облечены в символическую, квази-художеств. оболочку: только такая форма позволяет сохранить их особое содержание и обеспечить необходимый механизм функционирования. По мысли И., здесь как раз и наблюдаются типологические соответствия между базовыми положениями христ. модернизма и новейшим контекстом модернистской и постмодернистской художеств. культурой Запада. Даже в чисто секулярных, вне- и антихрист. течениях совр. искусства сохраняется представление о некоем запредельном Бытии, Тексте, Сверхдраме, сказывающемся через личность художника-творца и воплощаемом в художеств. произведении. Смыслов и интерпретаций этого произведения м.б. сколь угодно много,— и все же передача сообщения здесь также происходит по законам "косвенной коммуникации". При возможности множественных интерпретаций самого произведения есть единая точка схода в запредельной, внеопытной реальности, — и такая же единая точка схода в момент радикальной трансформации сознания адресата. Иными словами, по мнению И., мы имеем здесь дело не с единым смыслом, но, скорее, с единым по силе и направленности воздействием, к-рое сохраняет внутр. свободу адресата, его способность к сотворчеству и право на риск. И. перевел с датского (совм. с Н.В.Исаевой) кн. Серена Кьеркегора "Страх и трепет" (издана в России в 1993 г., 2-е изд. — 1998), а также ряд работ с франц. яз. И. — заслуженный деятель искусств России. Трагически погиб.



Соч.: Эстетическое учение С.Кьеркегора // История эстетической мысли. Т.3. М., 1988; Разделы "Экзистенциалистские эстетические концепции: Германия" и "Эстетика экзистенциализма: Франция" // История эстетической мысли. Т.5. М., 1990; Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Как всегда — об авангарде. Антология французского театрального авангарда. Составление, вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1992; Антонен Арто. Театр и его двойник. Театр Серафима. Перевод с французского, вступит, статья и комментарии. М., 1993; Серен Кьеркегор. Страх и трепет [трактаты ´Frygt og Baeven´ ("Страх и трепет"), ´Begrebet Angest´ ("Понятие страха"), ´Sygdommen til Doeden´ ("Болезнь к смерти")]. Предисловие. Комментарии совм. с Н.В.Исаевой. М., 1993 (2-е изд. — 1998); Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Составление, вступительная статья, переводы с французского (Совм. с Е.Д.Гальцовой). М., 1994; Бернар-Мари Кольтес. Западная пристань. Составление, перевод с французского, введение. М., 1995; Сэмюэлъ Беккет. В ожидании Годо. С приложением текста Жиля Делеза "Опустошенный". Составление, перевод с французского, введение. (Совм. с А.Наумовым). М., 1998; Жан Жене. Строгий надзор. Составление, перевод с франц., введение. М., 2000; Длинные вещи жизни (философские статьи и эссе). М., 2001.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008