(р. 17.09.1954) — спец. по истории филос., истории религии, инд. культуре и эстетике; переводчик; д-р филос. наук, вед. н. с. Род. в Кишиневе. В 1976 закончила филос. ф-т МГУ, в 1979 — асп. Ин-та востоковедения РАН. В 1981 защитила канд. дисс. на тему "Концепция индивидуальной души (джива) в Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" Бадараяны", в 1998 — докт. дисс: "От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхарт-рихари, Абхинавагупта". С 1980 работала в Отделе истории и культуры Древнего Востока Ин-та Востоковедения РАН; в наст. вр. — вед. н. с. Помимо преподавания в Москве, выступала с лекциями по инд. филос. (в основном, по традиции веданты) в ун-тах США, Великобритании, Канады и др. стран. Обл. науч. интересов: история инд. филос. и эстетики (преимущественно в рамках системы веданта); инд. филос. языка; теология веданты; теология С.Кьеркегора. В работах по истории инд. филос. и религии И. занималась прежде всего адвайта-ведантой Шанкары. В центре внимания здесь оказалась проблема чистого сознания (Атмана), причем иссл. возможность приближения к этой основе мышления и опыта как с т. зр. апофатической теологии, так и путем описательных средств теологии ка-тафатической. Тем самым вопрос об абсолютном Атма-не в адвайте вводится в круг общефилос. традиции рассмотрения чистого сознания (от Майстера Экхар-та до Гуссерля). В дальнейшем И. рассматривает эволюцию ведантистского представления об Атмане в более широком контексте: от идей ранней веданты до эс-тетич. концепций кашмирского шиваизма. Здесь представление об основе бытия и мышления трансформируется в образ Божественного начала, тождественного Речи. По мнению И., подобный подход находит себе параллели в восточно-христ. идеях о божественных "энергиях" или "именах" (см. прямые параллели с теологией исихастов, а в дальнейшем и с учением православных "имяславцев"). Наконец, образ божественных "энергий", создающих онтол. и смысловую "сетку" мира, прямо подводит к представлению о Божественной любви, что косвенно подтверждается, мистико-эротическими построениями кашмирцев (Утпаладева, Абхинавагупта). Тогда и чисто эстетич. идеи кашмирского шиваизма уже не оказываются на периферии их творч., но получают себе онтол. и даже теологич. обоснование. В отличие от др. исследователей, И., напр., рассматривает понятие "раса" в инд. эстетике не просто как "вкус" или "эстетич. наслаждение", но как онтол. страсть, находящую себе выражение в любом акте творчества (от творения мира до создания произведения искусства) и — соответственно — акте творч. восприятия (будь то обретение единства с Божественным началом или момент катарсиса, превращающий зрителя в "со-сердечного", равноправного участника зрелища). И. показывает, что в учениях кашмирского шиваизма момент "узнавания" себя Богом равнозначен катарсической вспышке, соединяющей художника и зрителя, творение же мира по существу равнозначно внезапному проявлению смысла художеств. произведения. В 1993—1994 — н. с. (Spal-ding Visiting Fellow), Вульфсон Колледж, Оксфорд, Великобритания. И. перевела с датского (совм. с С.А.Исаевым) кн. Серена Кьеркегора "Страх и трепет" (издана в России в 1993 г., 2-е изд. — 1998).
Соч.
: Шанкара и индийская философия. М., 1991; С.Кьеркегор. "Страх и трепет" [трактаты ´Frygt og Baeven´ ("Страх и трепет"), ´Begrebet Angest´ ("Понятие страха"), ´Sygdommen til Doeden´ ("Болезнь к смерти")] Комментарии совм. с С .А.Исаевым. М., 1993 (2-е изд. 1998); Sankara and Indian Philosophy ("Шанкара и индийская философия"). New York, 1993; 2-е изд. — 1997; From Early Vedanta to Kashmir Shaivism (Gaudapada, Bhartrhari, and Abhinavagupta) ("От ранней веданты к кашмирскому шиваизму"). New York, 1995. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. (С приложением переводов "Мандукья-карик" Гаудапады и "Брах-ма-канды" Бхартрихари). М., 1997; Кроме того, И. написала более 50 энциклопедических статей по философии и теологии веданты в "Философскую энциклопедию", "Православную энциклопедию", а также в Encyclopaedia of Hinduism, Columbia.