ИСАКОВ Иван Степанович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исаков Иван Степанович
(1894—1967) советский военачальник. С 1938 г. заместитель, первый заместитель наркома ВМФ СССР, в 1941—1943 гг. одновременно начальник Главного морского штаба ВМФ, Адмирал флота Советского Союза. Герой Советского Союза.

Источник: Краткий словарь по истории.

ИСАКОВ Иван Степанович
1894-1967), военачальник, Адмирал Флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1965), член-корреспондент АН СССР (1958). В 1937-38 начальник штаба и командующий Балтийским флотом. В 1941-1943 начальник Главного морского штаба, в 1946-50 - Главного штаба ВМФ.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Исаков, Иван Степанович

[р. 10 (22) авг. 1894] — сов. военный деятель и ученый, адмирал флота Сов. Союза, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Чл. КПСС с 1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Окончил (в 1929) Военно-морскую академию. В 1933 — 1938 — нач. штаба, затем командующий Балт. флотом и одновременно нач. Военно-морской академии. Во время Великой Отечеств. войны был нач. Гл. штаба ВМС. С 1947 — зам. главнокомандующего ВМС. В 1947—55 И. был ответств. редактором "Морского атласа", за издание 1-го тома к-рого удостоен Сталинской премии (1951). В 1950—54 — чл. редколлегии "Атласа мира". И. является консультантом ряда научных учреждений. Автор работ по вопросам военной географии.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИСАКОВ Иван Степанович
(1894—1967), Адмирал Флота Сов. Союза (1955), Герой Сов. Союза (1965), член-корреспондент АН СССР (1958). Член КПСС с 1939. В ВМФ с 1918. Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии (1928). Участник гражданской войны, командир эсминца и тральщика. После войны начальник оперативного отдела, зам. начальника штаба Черноморского флота, пом. начальника отдела оперативного управления Генштаба, старший преподаватель Военно-морской академии, начальник штаба, командующий Балтийским флотом. В 1938—46 зам. и первый зам. наркома ВМФ, одновременно в 1941—42 начальник Главного морского штаба. Координировал действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской флотилий с сухопутными войсками при обороне Ленинграда, участвовал в подготовке и проведении десантной операции на Керченский п-ов, руководил снабжением Севастополя, участвовал в руководстве Черноморским флотом и Каспийской флотилией в битве за Кавказ. С 1946 начальник Главного штаба, с 1947 зам. главкома ВМФ. В 1956—58 — в центральном аппарате МО СССР, с 1958 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Государственная премия СССР (1951).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ИСАКОВ Иван Степанович
(1894–1967). На 22.VI.1941 – адмирал. Последнее звание: Адмирал Флота Советского Союза (1955). Герой Советского Союза (1965). Член КПСС с 1939. В ВМФ с 1918. Участник Гражданской войны. Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава (1928). С августа 1937 командующий Балтийским флотом. С января 1938 заместитель, в 1939‑46 1‑й заместитель наркома ВМФ, одновременно в 1938‑39 начальник Военно‑морской академи и в 1941‑43 начальник Главного морского штаба.
В ходе войны координировал боевые действия морских сил (Балтийского и Черноморского флотов, Ладожской, Чудской и Каспийской военных флотилий) с Сухопутных войсками.
После войны начальник Главного штаба ВМФ (с 1946), заместитель главнокомандующего ВМФ (с 1947), в 1950‑56 заместитель министра морского флота СССР, в 1956‑58 на ответственных должностях в центральном аппарате Министерства обороны СССР. С 1958 в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Депутат ВС СССР в 1937‑46. Государственная премия СССР (1951). Член‑корреспондент АН СССР (1958).
Награжден 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1‑й степени, орденами Отечественной войны 1‑й степени, Красной Звезды.
Лит.: Адмирал Флота Советского Союза И.С. Исаков. Сб. док‑тов и мат‑лов. Ереван, 1975; Арзуманян А.М. Адмирал. М., 1976; Рудный В.А. Долгое‑долгое плавание. М., 1974; И.С. Исаков. М., 1972.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

ИСАКОВ Иван Степанович
(10.8.1894–11.10.1967), воен. – мор. деятель, Адм. Флота Сов. Союза (3.3.1955), Герой Сов. Союза (7.5.1965), чл. – корр. АН СССР (с 20.6.1958), лауреат Сталинской премии (1951). Сын железнодорожного служащего?арцхаца. Окончил гардемаринский класс (1917). В 1917 служил на флоте, ревизор на эскадренном миноносце «Изяслав»; мичман. Осенью 1917 избран ст. офицером эсминца. В 1918 вступил в РККФ. Окончил курсы командиров траления и заграждения (1919), курсы усовершенствования высш. начсостава при Воен. – мор. академии (1928). Во время Ледяного похода Балтийского флота пом. ком. линкора «Изяслав». В Гражд. войну – на Балтийском флоте. С июля 1919 ст. пом. ком. сторожевого корабля «Кобчик». С марта 1920 флагманский специалист по тралению и заграждению и ком. эсминца «Деятельный» Каспийской воен. флотилии. С июня 1920 ком. тральщика «Якорь» на Балтийском море. С нояб. 1922 служил в штабе Черномор. флота, затем ком. эсминца. В 1926–28 пом. нач. штаба, нач. опер. отдела, зам. нач. штаба Мор. сил Черного моря. С 1930 пом. нач. опер. отдела Генштаба. С 1933 нач. штаба Мор. сил Балтийского моря. С 1935 ст. преподаватель Воен. – мор. академии. В янв. 1937 нач. штаба, с авг. 1937 команд. Балтийским флотом. С янв. 1938 зам., с апр. 1939 по апр. 1946 1?й зам. наркома ВМФ. С 1939 чл. ВКП(б). Одноврем. с июня 1938 по авг. 1939 нач. Воен. – мор. академии, в 1941–43 нач. Гл. мор. штаба. В нач. Вел. Отеч. войны, имея штаб?квартиру в Ленинграде, координировал совместные действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской воен. флотилий и сухопутных войск. В окт. 1941 участвовал в разработке плана и проведении Керченской десантной операции. С апр. 1942 зам. главнокоманд. и чл. Воен. совета Сев. – Кавк. направления, затем Сев. – Кавк. фронта. Осуществлял общее рук?во снабжением Севастополя. С авг. 1942 зам. команд. и чл. Воен. совета Закавк. фронта. 4.10.1942 тяжело ранен при бомбардировке, в результате операции ему была ампутирована нога и до 1945 И. находился на лечении; с сент. 1943 чл. Комиссии по вопросам перемирия. С февр. 1946 по февр. 1947 нач. Гл. штаба ВМФ, с апр. 1946 зам. главнокоманд. ВМФ. В марте 1950 уволен из ВМФ и назначен зам. мин. мор. флота СССР. В февр. 1956 вновь зачислен на воен. службу, служил в центр. аппарате Мин?ва обороны СССР. С апр. 1958 ген. инспектор Группы ген. инспекторов Мин?ва обороны СССР. Автор восп. «Воен. – мор. флот СССР в Отеч. войне» (1944) и «Мор. истории» (1970).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ИСАКОВ Иван Степанович
(1894–1967), Адмирал Флота Советского Союза (1955).
В Военно‑Морском Флоте с 1918. В 1938–1946 заместитель наркома ВМФ, в 1946–1950 начальник Главного штаба и заместитель Главнокомандующего ВМФ. Лауреат Сталинской премии (1951).
Вспоминая строительство одного крупного военного объекта, важного предприятия на Севере, И.С. Исаков говорил, что «дорога к этому объекту никуда не годилась. Сначала там через болото провели шоссе, которое было, как подушка, и все шевелилось, когда проезжали машины, а потому, чтобы ускорить дело, не закончив строительство железной дороги, просто положили на это шоссе сверху железнодорожное полотно. Часть пути приходилось ехать на машинах, часть – на дрезинах или в железнодорожном составе, который состоял всего из двух грузовых вагонов. В общем, ерунда, так дело не делается.
Руководитель комиссии не имел касательства к Наркомату путей сообщения, поэтому не был заинтересован в дороге. Несмотря на мои, члена комиссии, возражения, докладывая Сталину, он сказал, что все хорошо, все в порядке, и формально был прав, потому что по линии объекта, находившегося непосредственно в его подчинении, все действительно было в порядке, а о дороге он даже не заикнулся. Тогда я попросил слова и, горячась, сказал об этой железнодорожной ветке, о том, что это не лезет ни в какие ворота, что так мы предприятия не построим и что вообще эта накладка железнодорожных путей на шоссе, причем единственное, – не что иное, как вредительство. Тогда «вредительство» относилось к терминологии, можно сказать, модной, бывшей в ходу, и я употребил именно это выражение.
Сталин дослушал до конца, потом сказал спокойно: «Вы довольно убедительно, товарищ (он назвал мою фамилию), проанализировали состояние дела. Действительно, объективно говоря, эта дорога в таком виде, в каком она сейчас есть, не что иное, как вредительство. Но прежде всего тут надо выяснить, кто вредитель? Я – вредитель. Я дал указание построить эту дорогу. Доложили мне, что другого выхода нет, что это ускорит темпы, подробностей не доложили, доложили в общих чертах. Я согласился для ускорения темпов. Так что вредитель в данном случае я. Восстановим истину. А теперь давайте принимать решение, как быть в дальнейшем».
Это был один из многих случаев, когда он демонстрировал и чувство юмора, в высшей степени ему свойственное, очень своеобразного юмора, и в общем‑то способность сказать о своей ошибке или заблуждении, сказать самому.
Надо сказать, что он вел заседания по принципу классических военных советов. Очень внимательно, неторопливо, не прерывая, не сбивая, выслушивал всех. Причем старался дать слово примерно в порядке старшинства, так, чтобы высказанное предыдущим не сдерживало последующего. И только в конце, выловив все существенное из того, что говорилось, отметя крайности, взяв полезное из разных точек зрения, делал резюме, подводил итоги. Так было в тех случаях, когда он не становился на совершенно определенную точку зрения с самого начала. Ну, речь идет в данном случае, разумеется, о вопросах технических и военных, а не общеполитических. На них я, к сожалению, не присутствовал.
Когда же у него было ощущение предварительное, что вопрос в генеральном направлении нужно решить таким, а не иным образом, – это называлось «подготовить вопрос», так, кстати, и до сих пор называется, – он вызывал двух‑трех человек и рекомендовал им выступить в определенном направлении. И людям, которые уже не по первому разу присутствовали на таких заседаниях, было по выступлениям этих людей ясно, куда клонится дело. Но и при таких обсуждениях, тем не менее, он не торопился, не обрывал и не мешал высказать иные точки зрения, которые иногда какими‑то своими частностями, сторонами попадали в орбиту его зрения и входили в последующие его резюме и выработанные на их основе резолюции, то есть учитывалось тоже, несмотря на предрешенность, – в какой‑то мере, конечно.
Сталин в гневе был страшен, вернее, опасен, трудно было на него смотреть в это время и трудно было присутствовать при таких сценах. Я присутствовал при нескольких таких сильных вспышках гнева, но все происходило не так, как можно себе представить, не зная этого. Вот один такой случай.
…Это происходило на Военном совете, незадолго до войны, совсем незадолго, перед самой войной. Речь шла об аварийности в авиации, аварийность была большая. Сталин по своей привычке, как обычно на таких заседаниях, курил трубку и ходил вдоль стола, приглядываясь к присутствующим, иногда глядя в глаза, иногда в спины.
Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока не дошла очередь до командовавшего тогда военно‑воздушными силами Рычагова. Он был, кажется, генерал‑лейтенантом, вообще был молод, а уж выглядел совершенным мальчишкой по внешности. И вот когда до него дошла очередь, он вдруг говорит:
– Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах.
Это было совершенно неожиданно, он покраснел, сорвался, наступила абсолютная гробовая тишина. Стоял только Рычагов, еще не отошедший после своего выкрика, багровый, взволнованный, и в нескольких шагах от него стоял Сталин. Вообще‑то он ходил, но когда Рычагов сказал это, Сталин остановился.
Скажу свое мнение. Говорить это в такой форме на Военном совете не следовало. Сталин много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с нею вопросах довольно основательно, во всяком случае, куда более основательно, чем большинство людей, возглавлявших в то время Наркомат обороны. Он гораздо лучше знал авиацию. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали.
Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет. Он постоял, потом пошел мимо стола, в том же направлении, в каком и шел. Дошел до конца, повернулся, прошел всю комнату назад в полной тишине, снова повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно, тихо, не повышая голоса:
– Вы не должны были так сказать!
И пошел опять. Опять дошел до конца, повернулся снова, прошел всю комнату, опять повернулся и остановился почти на том же самом месте, что и в первый раз, снова сказал тем же низким спокойным голосом:
– Вы не должны были так сказать… – И, сделав крошечную паузу, добавил: – Заседание закрывается.
И первым вышел из комнаты.
Вот так это происходило. Вот так выглядела вспышка гнева у Сталина».
Адмирал Иван Степанович Исаков получил тяжелое ранение во время Туапсинской операции 1942. Долго лечился. В 1946 нарком обороны И.В. Сталин предложил Исакову занять должность начальника Главного штаба Военно‑морского флота СССР. Адмирал стал отказываться и в качестве убедительного довода сказал: «Товарищ Сталин, но у меня нет ноги». На это Сталин ответил:
«У наших адмиралов есть ноги, но не всегда присутствуют головы».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.