ИСАКОВ Иван Степанович
Источник: Краткий словарь по истории.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
[р. 10 (22) авг. 1894] — сов. военный деятель и ученый, адмирал флота Сов. Союза, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Чл. КПСС с 1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Окончил (в 1929) Военно-морскую академию. В 1933 — 1938 — нач. штаба, затем командующий Балт. флотом и одновременно нач. Военно-морской академии. Во время Великой Отечеств. войны был нач. Гл. штаба ВМС. С 1947 — зам. главнокомандующего ВМС. В 1947—55 И. был ответств. редактором "Морского атласа", за издание 1-го тома к-рого удостоен Сталинской премии (1951). В 1950—54 — чл. редколлегии "Атласа мира". И. является консультантом ряда научных учреждений. Автор работ по вопросам военной географии.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
В ходе войны координировал боевые действия морских сил (Балтийского и Черноморского флотов, Ладожской, Чудской и Каспийской военных флотилий) с Сухопутных войсками.
После войны начальник Главного штаба ВМФ (с 1946), заместитель главнокомандующего ВМФ (с 1947), в 1950‑56 заместитель министра морского флота СССР, в 1956‑58 на ответственных должностях в центральном аппарате Министерства обороны СССР. С 1958 в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Депутат ВС СССР в 1937‑46. Государственная премия СССР (1951). Член‑корреспондент АН СССР (1958).
Награжден 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1‑й степени, орденами Отечественной войны 1‑й степени, Красной Звезды.
Лит.: Адмирал Флота Советского Союза И.С. Исаков. Сб. док‑тов и мат‑лов. Ереван, 1975; Арзуманян А.М. Адмирал. М., 1976; Рудный В.А. Долгое‑долгое плавание. М., 1974; И.С. Исаков. М., 1972.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
В Военно‑Морском Флоте с 1918. В 1938–1946 заместитель наркома ВМФ, в 1946–1950 начальник Главного штаба и заместитель Главнокомандующего ВМФ. Лауреат Сталинской премии (1951).
Вспоминая строительство одного крупного военного объекта, важного предприятия на Севере, И.С. Исаков говорил, что «дорога к этому объекту никуда не годилась. Сначала там через болото провели шоссе, которое было, как подушка, и все шевелилось, когда проезжали машины, а потому, чтобы ускорить дело, не закончив строительство железной дороги, просто положили на это шоссе сверху железнодорожное полотно. Часть пути приходилось ехать на машинах, часть – на дрезинах или в железнодорожном составе, который состоял всего из двух грузовых вагонов. В общем, ерунда, так дело не делается.
Руководитель комиссии не имел касательства к Наркомату путей сообщения, поэтому не был заинтересован в дороге. Несмотря на мои, члена комиссии, возражения, докладывая Сталину, он сказал, что все хорошо, все в порядке, и формально был прав, потому что по линии объекта, находившегося непосредственно в его подчинении, все действительно было в порядке, а о дороге он даже не заикнулся. Тогда я попросил слова и, горячась, сказал об этой железнодорожной ветке, о том, что это не лезет ни в какие ворота, что так мы предприятия не построим и что вообще эта накладка железнодорожных путей на шоссе, причем единственное, – не что иное, как вредительство. Тогда «вредительство» относилось к терминологии, можно сказать, модной, бывшей в ходу, и я употребил именно это выражение.
Сталин дослушал до конца, потом сказал спокойно: «Вы довольно убедительно, товарищ (он назвал мою фамилию), проанализировали состояние дела. Действительно, объективно говоря, эта дорога в таком виде, в каком она сейчас есть, не что иное, как вредительство. Но прежде всего тут надо выяснить, кто вредитель? Я – вредитель. Я дал указание построить эту дорогу. Доложили мне, что другого выхода нет, что это ускорит темпы, подробностей не доложили, доложили в общих чертах. Я согласился для ускорения темпов. Так что вредитель в данном случае я. Восстановим истину. А теперь давайте принимать решение, как быть в дальнейшем».
Это был один из многих случаев, когда он демонстрировал и чувство юмора, в высшей степени ему свойственное, очень своеобразного юмора, и в общем‑то способность сказать о своей ошибке или заблуждении, сказать самому.
Надо сказать, что он вел заседания по принципу классических военных советов. Очень внимательно, неторопливо, не прерывая, не сбивая, выслушивал всех. Причем старался дать слово примерно в порядке старшинства, так, чтобы высказанное предыдущим не сдерживало последующего. И только в конце, выловив все существенное из того, что говорилось, отметя крайности, взяв полезное из разных точек зрения, делал резюме, подводил итоги. Так было в тех случаях, когда он не становился на совершенно определенную точку зрения с самого начала. Ну, речь идет в данном случае, разумеется, о вопросах технических и военных, а не общеполитических. На них я, к сожалению, не присутствовал.
Когда же у него было ощущение предварительное, что вопрос в генеральном направлении нужно решить таким, а не иным образом, – это называлось «подготовить вопрос», так, кстати, и до сих пор называется, – он вызывал двух‑трех человек и рекомендовал им выступить в определенном направлении. И людям, которые уже не по первому разу присутствовали на таких заседаниях, было по выступлениям этих людей ясно, куда клонится дело. Но и при таких обсуждениях, тем не менее, он не торопился, не обрывал и не мешал высказать иные точки зрения, которые иногда какими‑то своими частностями, сторонами попадали в орбиту его зрения и входили в последующие его резюме и выработанные на их основе резолюции, то есть учитывалось тоже, несмотря на предрешенность, – в какой‑то мере, конечно.
Сталин в гневе был страшен, вернее, опасен, трудно было на него смотреть в это время и трудно было присутствовать при таких сценах. Я присутствовал при нескольких таких сильных вспышках гнева, но все происходило не так, как можно себе представить, не зная этого. Вот один такой случай.
…Это происходило на Военном совете, незадолго до войны, совсем незадолго, перед самой войной. Речь шла об аварийности в авиации, аварийность была большая. Сталин по своей привычке, как обычно на таких заседаниях, курил трубку и ходил вдоль стола, приглядываясь к присутствующим, иногда глядя в глаза, иногда в спины.
Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока не дошла очередь до командовавшего тогда военно‑воздушными силами Рычагова. Он был, кажется, генерал‑лейтенантом, вообще был молод, а уж выглядел совершенным мальчишкой по внешности. И вот когда до него дошла очередь, он вдруг говорит:
– Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах.
Это было совершенно неожиданно, он покраснел, сорвался, наступила абсолютная гробовая тишина. Стоял только Рычагов, еще не отошедший после своего выкрика, багровый, взволнованный, и в нескольких шагах от него стоял Сталин. Вообще‑то он ходил, но когда Рычагов сказал это, Сталин остановился.
Скажу свое мнение. Говорить это в такой форме на Военном совете не следовало. Сталин много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с нею вопросах довольно основательно, во всяком случае, куда более основательно, чем большинство людей, возглавлявших в то время Наркомат обороны. Он гораздо лучше знал авиацию. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали.
Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет. Он постоял, потом пошел мимо стола, в том же направлении, в каком и шел. Дошел до конца, повернулся, прошел всю комнату назад в полной тишине, снова повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно, тихо, не повышая голоса:
– Вы не должны были так сказать!
И пошел опять. Опять дошел до конца, повернулся снова, прошел всю комнату, опять повернулся и остановился почти на том же самом месте, что и в первый раз, снова сказал тем же низким спокойным голосом:
– Вы не должны были так сказать… – И, сделав крошечную паузу, добавил: – Заседание закрывается.
И первым вышел из комнаты.
Вот так это происходило. Вот так выглядела вспышка гнева у Сталина».
Адмирал Иван Степанович Исаков получил тяжелое ранение во время Туапсинской операции 1942. Долго лечился. В 1946 нарком обороны И.В. Сталин предложил Исакову занять должность начальника Главного штаба Военно‑морского флота СССР. Адмирал стал отказываться и в качестве убедительного довода сказал: «Товарищ Сталин, но у меня нет ноги». На это Сталин ответил:
«У наших адмиралов есть ноги, но не всегда присутствуют головы».