ИСАКОВ Николай Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИСАКОВ Николай Васильевич
1821-91), военный деятель, генерал от инфантерии (1878). В 1863-81 главный начальник военно-учебных заведений. В ходе военных реформ 1860-70-х гг. преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Исаков Николай Васильевич

Исаков, Николай Васильевич - генерал-адъютант (1821 - 1891). Высшее образование получил в академии генерального штаба; в 1846 - 1848 годах принимал участие в экспедициях на Кавказе, в 1849 г. - в венгерском походе 1849 г., о котором составил записки, напечатанные в ""Историческом Вестнике"" и ""Русской Старине"" за 1913 - 14 гг. Во время Восточной войны Исаков участвовал в обороне Севастополя. По поручению министерства внутренних дел исследовал в 1858 г. причины крестьянских волнений и положение крестьян в Остзейском крае. Занимая в 1859 - 1863 годах пост попечителя московского учебного округа, Исаков открыл в университете кафедры всеобщей географии и государственного права европейских держав, учредил в округе педагогические курсы и выхлопотал перевод в Москву Румянцевского музея, расширив его организацией библиотеки и коллекций. Военный министр Д.А. Милютин назначил его главным начальником военно-учебных заведений, подвергавшихся в то время коренной реформе. Он принял ряд мер для лучшей подготовки будущих офицеров, привлекал на службу лучшие силы, учредил педагогические курсы, основал ""Педагогический сборник"", в неофициальной части которого разрабатывались вопросы обучения и воспитания, создал педагогическую библиотеку и Педагогический Музей. С уходом Милютина покинул свой пост и Исаков; он был назначен членом Государственного совета. - Ср. Лалаев ""Исторические очерки военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению""; его же ""К юбилею генерал-адъютанта Исакова"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Исаков, Николай Васильевич

— генерал-адъютант, генерал от инфантерии, член Государственного Совета, род. 10 февраля 1821 г., умер 25 февраля 1891 г. Получил воспитание в Московском кадетском корпусе, откуда выпущен в 1839 г. Через три года Н. В. Исаков поступил в Императорскую военную академию (ныне Николаевская академия генерального штаба), с отличием окончил в ней курс, был причислен к генеральному штабу и служил сперва при департаменте Генерального Штаба, а потом при 3-м корпусе и уже в 1845 г. исправлял должность дивизионного квартирмейстера 3-й легкой конной дивизии. С 1846 года началась на Кавказе боевая служба H. B. Исакова. В продолжение двух лет он принимал здесь участие в целом ряде блестящих дел в Чечне и Дагестане, под начальством кн. Аргутинского и за храбрость и распорядительность, получил пять награждений, в том числе чин капитана с назначением во флигель-адъютанты. В 1849 г. Η. Β. Исаков состоял при генерале графе Граббе, посланном в Константинополь для переговоров по поводу предполагавшихся действий против венгров, а во время войны находился при отряде у того же графа Граббе, с успехом исполнял все возлагавшиеся на него важные поручения и был посылаем с театра войны в Варшаву для доклада Государю. В 1854 г., уже в чине полковника, был командирован с особым поручением Государя к королям баварскому, виртембергскому и саксонскому; затем ему был поручен осмотр резервных войск, парков и транспортов, назначенных для отправления в Дунайскую армию. При начале Восточной войны Н. В. Исаков был назначен начальником штаба кронштатдского гарнизона, но вскоре перешел в действующую армию, участвовал в сражении при Альме и в защите Севастополя. За отличие он был произведен в генерал-майоры и назначен в свиту Его Величества.


С окончанием Крымской войны оканчивается и боевая служба Н. В. Исакова. В 1858 г. он был командирован от Министерства Внутренних Дел в эстляндскую губернию для исследования причин крестьянских волнений и представил обстоятельный отчет о положении земледельческого класса в Остзейском крае. В том же году был назначен членом присутствия Земского отдела, учрежденного для рассмотрения поступавших из губернских комитетов проектов по новому устройству быта крестьян. С 1859 года по 1863 г. Н. В. Исаков занимал пост попечителя Московского учебного округа. В его управление округом в Московском университете было восстановлено преподавание всеобщей географии и учреждена кафедра государственного права европейских держав. По его ходатайству устроены в Московском округе педагогические курсы для приготовления преподавателей в средние учебные заведения, а впоследствии ассигнована сумма и на приготовление учителей для народных училищ. В 1862 г. он ездил за границу, чтобы лично ознакомиться с существовавшими там училищными системами и со вспомогательными учреждениями по народному образованию. По его представлению переведен был в Москву Румянцевский музей и устроены в нем университетские коллекции и кабинеты, публичная библиотека и музей. В это же время Н. В. Исаков состоял членом Московского отдела Главного совета женских учебных заведений, председателем в Императорском обществе испытателей природы и вице-председателем в Обществе истории и древностей российских. По оставлении же должности попечителя был избран почетным членом названных обществ и учреждений и Московского университета. В 1863 г. Н. В. Исаков был назначен главным начальником военно-учебных заведений. При его деятельном участии, под руководством военного министра генерал-адъютанта графа Д. А. Милютина состоялась реформа военно-учебных заведений. Основная мысль ее заключалась в отделении специально-военных классов от общеобразовательных в особые заведения. Таким образом установлены два главных типа военно-учебных заведений: военные и юнкерские училища, с двухгодичным военно-специальным курсом и общеобразовательные военные гимназии с семилетним курсом реального характера; для менее способных учащихся учреждены военные прогимназии с четырехгодичным элементарным курсом; из них одна (Вольская) была приспособлена для нравственного исправления малолетних. Для привлечения на службу в преобразованные заведения возможно лучших сил испрошены, были для всех служащих по этой части новые служебные преимущества и учреждены педагогические курсы, давшие более 80 преподавателей с высшим образованием, и учительская семинария в Москве, откуда выпущено более 400 учителей и воспитателей для военных прогимназий и военно-фельдшерских школ. Лучшие преподаватели командировались за границу с педагогическою целью, при Главном управлении военно-учебных заведений издавался журнал, "Педагогический Сборник", неофициальная часть которого была посвящена разработке вопросов теории и практики воспитания и обучения; учреждена центральная педагогическая библиотека, в которой было собрано до 13000 томов и Педагогический музей, коллекции которого стоимостью превышают 100000 р. В 1881 г. военные и юнкерские училища могли уже замещать своими выпусками до 80% ежегодной убыли офицеров в войсках всех родов оружия, тогда как до 1863 г. из военно-учебных заведений пополнялось не более 30% всего числа офицерских ваканций, остальные же ваканции замещались производством из нижних чинов. Во время управления военно-учебными заведениями Н. В. Исаков был произведен в генералы от инфантерии, назначен генерал-адъютантом, получил орден Александра Невского и был избран почетным членом Академии Художест. Общества распространения полезных книг, обществ Технического, Русского музыкального и др. В 1881 г. он оставил должность начальника военно-учебных заведений и назначен членом Государственного Совета. В 1889 г., в день пятидесятилетнего юбилея службы в офицерских чинах, Н. В. Исаков был награжден орденом Андрея Первозванного при милостивом Высочайшем рескрипте.


Лалаев, "К юбилею бывшего Глав. нач. воен.-учебн. заведений генерал-адъют. Исакова"; "Постановления о воен.-уч. заведениях"; "Исторический очерк воен.-учеб. заведений, подведомственных главному их управлению".


{Половцов}





Исаков, Николай Васильевич


— генерал от инфантерии, генерал-адъютант (1821—1891), из дворян Московской губернии, учился в 1-м московском кадетском корпусе и военной акд., участвовал в нескольких экспедициях на Кавказ, в венгерской кампании и в обороне Севастополя. По окончании Крымской войны, состоя при министерстве внутр. дел, И. исполнял важные поручения по исследованию положения земледельческого сословия в балтийских губерниях и участвовал в подготовительных работах по крестьянской реформе. В 1859 г. И. был назначен попечителем Московского учебного округа, в 1863 г. — главным начальником военно-учебных заведений. При его деятельном участии, под высшим руководством военного министра, гр. Милютина, состоялось полное преобразование этих заведений, возникли новые учреждения для подготовки учителей, образованы педагогические музеи и библиотеки, возведено много новых зданий. Некоторые из учреждений, основанных по мысли И., имеют не только специальное, но и общее значение, как, напр., существующий с 1864 г. педагогический музей; ему же обязан своим устройством и развитием существующий в Петербурге музей прикладных знаний. В 1881 г. И. был назначен членом Государственного совета.


{Брокгауз}





Исаков, Николай Васильевич


— генерал-адъютант, генерал от инфантерии, ближайший сотрудник Имп. Александра II и гр. Д. А. Милютина по преобразованию в.-учебн. зав-ний в "эпоху великих реформ"; род. 10 фвр. 1821 г., воспит-к 1-го Моск. кадетск. корпуса, из которого в 1839 г. был произведен в прап. в 12-ю кон. батарею. По окончании в 1843 г. Имп. Воен. академии переведен в генеральный штаб и в начале 1846 г. был командирован на Кавказ, где принял участие в ряде экспедиций, состоя офицером генерального штаба в Дагестан. отряде кн. Аргутинского-Долгорукого. Посланный в конце 1848 г. гр. Воронцовым с донесением Государю об усмирении Сев. Дагестана, штабс-капитан И. был пожалован флигель-адъютантом. В 1849 г. И. участвовал в Венгер. кампании в отряде генерала Граббе. В 1854 г. И. был назначен начальником Кронштад. гарнизона, затем командирован с дипломат. поручением к королям Баварскому, Вюртембергскому и Саксонскому, а в авг. того же года назначен начальником штаба общ. резерва войск в Крыму. С открытием воен. действий у Севастополя И. вступил в должность начальника шт. VI арм. корпуса и оставался в Крым. армии до начала 1856 г. В день коронации Имп. Александра II И. был произведен в генерал-майоры с зачислением в Свиту Его Императорского Величества и привлечен к участию в работах земского отдела по рассмотрению губерн. проектов об освобождении кр-н, а в янв. 1859 г. назначен попечителем Моск. учеб. округа. В лице его округ, а также и моск. интеллигент. круги нашли просвещенного деятеля. Он часто посещал лекции в унив-те и уроки в гимназиях, входил в непосред. сношения с учен. и учебн. персоналом, вникал в потребности зав-ний и участливо относился ко всему, что могло служить развитию просвещения. По его инициативе был переведен в Москву из СПб. Румянц. музей, при котором был учрежден Моск. публич. музей, быстро разросшийся в крупное учреждение. Благодаря И. же было учреждено при этом музее Общ-во Древнерус. иск-ва. По его же ходат-ву состоялось повеление об учреждении в округе педаг. курсов для пригот-ления учителей сред. учебн. зав-ний и ассигнована сумма для пригот-ления учителей народ. школ. В дни университет. беспорядков в Москве в 1862 г. И. обнаружил редкое беспристрастие и много способствовал успокоению студенческ. молодежи. В 1862 г. И. предпринял поездку за границу для ознакомления с учебн. зав-ниями и вспомогат. для народ. образования учр-ниями; в 1863 г. он был назначен начальником в.-учебн. зав-ний. На этой должности И. предстояло провести в жизнь основ. начала переустр-ва нашей в.-учебн. системы, выработанные особым комитетом под председ. тогдашнего глав. начальника в.-учебн. зав-ний В. Кн. Михаила Николаевича. Еще будучи попечителем Моск. учебн. округа, И. обнаружил себя человеком, чуждым бюрократич. приемов и не желающим своими предписаниями определять формы нов. дела прежде, чем выяснится содержание. И. привлек к работе в воен. гимназиях людей с высш. образованием, придал значение местн. педаг. комитетам и сохранил за каждым из них ту долю инициативы, какая допустима при совместн. работе с другими. Успеху дела много содействовало личное отношение И. и к служащим, и к их работе. Он часто посещал зав-ния, зорко всматривался в их буднич. работу, устраняя все показное и самой своей личностью сообщая служащим бодр. настроение, столь нужное для несения их тяжел. и ответств. труда. Всегда спокойный, рассудительный, относившийся с уважением к труду и личности наставника, он давал возм-сть каждому совершенно откровенно высказать свое мнение, хотя бы оно противоречило его взгляду, и тем обнаруживал, что для него на первом плане стояли интересы дела. П. А. Алексеев, сам бывший восп-лем в эпоху реформ, вспоминая то время, писал: "Какое он вносил всюду спокойствие, рассудительность, добросердечие, но, право, не послабление, не распущенность! Никого он не распекал, не благодарил, а большинство работало и, важнее всего, работало не для показу. Умный и хороший был у нас глав. начальник". Одновр-но с внутр. устр-вом в.-учебн. зав-ния складывались в цельную, строго обдуманную систему, в которой выразилась забота И. о том, чтобы возможно шире оказывать содействие восп-нию офиц. детей и дать возм-сть детям, оказавшимся малоспособными или запущенными в воспитательном отношении, приложить свои силы к облегчен. курсу и выработаться в честн. работника. Для приготовления учителей и чтобы облегчить им дальнейш. педаг. соверш-ние И. были учреждены: а) педаг. курсы при 2-й воен. гимназии; б) учительск. семинария воен. ведомства; в) педаг. библ-ка; г) педаг. музей и д) журн. "Педаг. Сб.". Вслед за оставлением гр. Д. А. Милютиным поста воен. министpa генерал-адъютант, генерал от инфантерии И. был назначен чл. Государственного Совета (1881). В бытность свою гл. начальником в.-учебн. зав-ний И. не замыкался лишь в области вверенного ему ведомства, а, подобно тому, как в Москве, отзывчиво отвечал на призывы его к обществ. делам, касавшимся просвещения и благотворительности. В этих областях И. оставлены также неизгладимые следы. В 1870 г. он принял на себя инициативу создания в СПб. музея приклад. знаний, для которого было отведено здание Соляного Городка. Быстро приспособленное, оно уже к концу 1871 г. превращается в тот научно-образоват. центр, который, объединяя музеи педаг. в.-учебн. зав-ний, сельскохозяйственный и Имп. техн. общества, в течение 40 л. служит местом для просвещения Петербург. населения. Такой же музей в Москве в значит. степени также обязан своим возникновением мысли и трудам И. Принимая с начала 70-х гг. ближ. участие в делах Общ-ва рос. Красн. Креста, по должности товарища его председ-ля, И. в 1877—1878 гг. вынес на себе всю тяжесть орг-ции помощи раненым в тур. войну, т. к. на него, по желанию Имп-цы Марии Александровны, было возложено руководство всем этим делом в качестве председ-ля на время войны образованной исполнит. комиссии. Точно так же пришлось И. внести нов. мысли и сделать решит. шаги в деле обществ. и частн. благотвор-ности. С 1873 г., избранный чл. совета Имп. Человеколюб. общ-ва, И. принял на себя труд приведения в порядок мног. частей этого круп. учреждения. Между пр., он предпринял, при добровол. содействии ряда лиц, собирание и издание сведений о благотворит-ности в России и за границей и содействовал основанию журнала для разработки касающихся ее вопросов. Когда Человеколюб. общ-во отказалось дать средства на это издание, он принял расходы на себя. Этого сборника вышло 7 томов, и много статей для него было написано самим И. Нельзя сказать, чтобы начинания И. давались ему без противодействия и борьбы; напротив, даже самое крупное дело его жизни — постановка в.-учебн. дела — вызывало в нек-рых органах печати и части общ-ва осуждение и помехи. В письме к В. П. Коховскому в день 25-лет. юбилея Педаг. музея в 1889 г. И. писал: "Немалое время потребовалось на то, чтобы перестало казаться странным, почему ведомство, руководящее 50 воспитательными учебн. зав-ниями, считает обязаностью заботиться само о разработке вопросов воспитания и обучения, не ожидая срока, когда они дойдут до него готовыми со стороны". Исключ-ная по своей широте и выдающимся результатам деятельность И. была оценена с высоты Престола в день 50-лет. юбилея службы И. в офиц. чинах пожалованием ему орд. св. Андрея Первозв. при высокомилостив. рескрипте. Умер И. 25 фвр. 1891 г. и похоронен в Данилов. монастыре в Москве. В воздание его заслуг, по Выс. повелению, учреждена одна казен. стипендия его имени в 1-м Моск. кадетск. корпусе. (М. С. Лалаев. Памяти Н. В. Исакова. "Педаг. Сб.", 1891, № 3; А. Н. Макаров. Памяти Н. В. Исакова. "Педаг. Сб.", 1901, № 3; Е. Марков. Живая душа в школе. "Вестн. Евр.", 1900, № 2; В. Никитин. Один из деятелей эпохи реформ. "Вестн. всем. истории", 1900, № 8).


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008