ИСЦЕЛЕНОВ Николай Иванович

Найдено 1 определение
ИСЦЕЛЕНОВ Николай Иванович
12.06(31.05). 1891 (Иркутск) - 24.02.1981 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем). Архитектор и график. Сын купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (Исцеленного) (1859— 1916), городского головы Иркутска (с 1907). В 1909 окончил гимназию в Иркутске, приехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение АХ. В годы учебы участвовал в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме (1911), помогал архитекторам В. А. Покровскому и А. В. Щусеву при постройке храмов в неорусском стиле, сотрудничал с архитектором С. С. Кричинским в работе по возведению храма Николая Чудотворца при подворье Палестинского общества в Петербурге (1913-14; фактически являлся неофициальным автором проекта; храм был взорван в 1932), разработал проект церкви Общества трезвости для парохода, ходившего по северным рекам. В декабре 1917 получил звание архитектора-художиика за проект Военноисторического музея. В 1919-20 участвовал в работе Живскульптарха (Коллектив живописно-скульптурно-архитектурного синтеза) и в XIX выставке ВЦВБ ИЗО Наркомпроса. В 1920 бежал с матерью в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице М. А. Лагорио. Недолго работал в фирме по отделке интерьеров Бумана вместе с архитекторами Л. Е. Курпатовым и И. Н. Кудрявцевым. В 1921-24 жил в Берлине. Входил в совет Дома искусств. Работал в издательстве «Трирема», созданном шурином. Иллюстрировал и оформил для издательства книги: «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова (1922) и «Экклезиаст» (1923); выпустил альбомы рисунков: «Московские типы» (1922) и «Берлинские уличные типы» (1923). Создал совместно с женой серию гравюр на дереве и линолеуме и показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне (1923) и Праге (1924). Выполнил проект декораций к опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для пражской Немецкой оперы (совм. с женой; 1924). Работал в Русском художественном передвижном театре в Берлине. В октябре 1925 переехал с женой в Париж. Некоторое время расписывал фарфоровые изделия в стиле русского модерна для фабрики кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья». Стал членом салона Независимых, участвовал в Выставке русского искусства в Брюсселе (1928). Рисовал русские монастыри и храмы. Интересовался иконописью. Познакомился с В. П. Рябушинским, И. Я. Билибиным, Д. С. Стеллецким, П. П. Муратовым, вошел в общество «Икона», участвовал в его выставках (с 1928). Показал работы на выставках русского искусства в Брюсселе (1928) и Париже (dAlignan, 1931). В 1925-39 работал инженером-архитектором. Бесплатно проектировал и строил православные храмы. В числе главных построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, Храм-памятник погибшему государю Николаю II в Брюсселе (1934; им же исполнена для храма фреска «Богоматерь Оранта»), Русская церковь в Льеже (Бельгия), архитектура иконостаса церкви Знамения Божьей Матери в Париже (сейчас находится в церкви на бульваре Эксельманс), иконостас Ильинской церкви на православном кладбище в Хельсинки. Занимался отливкой церковных колоколов. В 1939-45 жил близ Авиньона и работал инженером фирмы «Пешинэ». После войны вернулся в Париж. В 1948 показал картины и рисунки на темы русской религиозной архитектуры на 30-й выставке общества «Икона». В 1951 стал председателем общества, в 1971 - почетным председателем. Публиковал статьи по вопросам русского искусства и архитектуры в журнале «Возрождение», газете «Русская мысль» и других изданиях. В последние годы жизни работал инженером строительного общества Кандаурова, исполнил расчеты при строительстве башни Мэн-Монпарнас в Париже. Умер в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999