ИСХОД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исход
вторая книга Пятикнижия Моисеева. В Исходе излагается библейское предание о том, как древние евреи, попавшие в рабство к египетскому фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем, а также о том, как бог Яхве вручил Моисею на горе Синай «Закон» (в том числе заповеди). См. Пятикнижие Моисея, Заповеди.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ИСХОД
вторая книга Пятикнижия Моисеева, составная часть Ветхого Завета, о том, как древние евреи, попавшие в рабство к египетскому фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем. В современном значении слово употребляют также для обозначения вынужденного переселения народов в результате локальных конфликтов, странствия беженцев и маргиналов, оставивших родные места.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Исход
Исход (Exodus), уход израильтян во главе с Моисеем из егип. плена ок. 1300 г. до н.э., описанный в Кн. Ветхого завета «Исход». Согласно Библии, израильтян преследовала армия фараона, но они спаслись, пройдя сквозь расступившиеся воды Красного моря (вероятно, одного из озер, ныне ставших частью Суэцкого канала). 40 лет блуждали они по пустыне, пока на горе Синай не получили через Моисея от Бога Десять заповедей. После смерти Моисея лидером израильтян стал Иисус Навин, к-рый захватил Иерихон и открыл путь к завоеванию Ханаана. Разнообразие толкований не позволяет рассматривать это предание как историч. повествование. Но оно занимает центр, место в истории евреев как свидетельство милости Божьей к избранному народу. В память о нем ежегодно проводятся пасхальные празднества.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Исход
евр. Шмот. Исход (Вторая кн. Моисея). Эта книга называется так потому, что в ней говорится об исходе евреев из Египта; Она охватывает историю израильтян после смерти Иосифа до второго года по исходе из Египта. В ней рассказывается про угнетение израильтян (1) и избавление их через Моисея. Про установление праздника Пасхи (2-12:28), далее, про переход через Чермное море и странствование по пустыне до горы Синая (12:29-18); про обретение закона (19-24); про предписания о скинии и богослужении (25:31); про идолослужение народа и ходатайство Моисея о его прощении (32:34); и про внутреннее устройство скинии и ее освящение (35-40). Цель книги — не только сохранить воспоминание об исходе из Египта, но также дать образное представление о церкви Божией в ее сражениях и победах, показать бодрствующее над ней око Божие и наказания, которые Он посылает на ее врагов. Она подтверждает исполнение Божественных обетовании и пророчеств, данных Аврааму, что его потомство станет многочисленным (Быт. 15:5; 17:4 и дал.; 46:27; срав. Чис. 1:1 и дал.; 46), и что оно будет угнетаемо в чужой стране, откуда выйдет в четвертом поколении с большим богатством (Быт. 15:13 и дал.; Исх. 12:40 и дал.). Во многих подробностях «исход» является прообразом и бросает свет на состояние христианской церкви. (См. 1 Кор. 10 и послание к Евреям). Во второй книге Моисея мы видим того же ангела, который в течение всей жизни Иакова был его помощником. Ангел-Иегова, который называется здесь Богом Авраамовым. «Я есмь Сущий» (Иегова; Исх. 3:2 и дал.). — Тот же, Который дал Закон (Деян. 7:38). Кроме этого, встречаем много замечательных прообразов Мессии, как, напр.: Моисей (5:18; Евр. 3), Аарон (Евр. 5), пасхальный агнец (1 Кор. 5:7); манна (1 Кор. 10:3); скала на Хориве (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4); крышка на ковчеге (Исх. 25:17) и скиния (Исх. 40), на которую, возможно, намекает Иоанн, говоря: «Слово стало плотью и поставило свой шатер между нами» (греч. Иоан. 1:14).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИСХОД
выход из Египта. Фараон уверил во всемогуществе Бога Израиля и отпустил израильтян из Египта в пустыню для служения Ему. Сыны Израиля вышли из Египта – «свободные и бесстрашные». Выход из Египта отмечается с тех пор каждый год во время праздника Песах. Один из символов праздника Песах – маца и хамец – также связана с моментом Исхода: евреи вышли из Египта большой спешке, и тесто, из которого намеревались испечь хлеб, не успело закваситься. Поэтому во время праздника Песах евреи не едят квасное (хамец), но только пресный хлеб (маца).
Когда израильтяне были уже в пути, их догнал фараон со своим войском. По указанию Бога Моисей простер руку на воды Красного моря, и восточный ветер, дувший всю ночь, осушил его. Израильтяне свободно прошли «среди моря по суше»; фараон попытался последовать за ними, но воды сомкнулись, поглотив его вместе с войском.
Когда у израильтян закончились запасы еды, взятые из Египта, народ поднял ропот на Моисея и Аарона. Бог послал им май. Маи выпадал в пустыне, и народ Израиля выходил собирать его каждый день. Сколько бы ни собрал человек, у него всегда была одна и та же порция, одинаковая для всех – один омер [около 2,5 литра]. Маи легко устаивался, но был очень питательной пищей. Кроме того, он обладал одной интересной особенностью: каждый чувствовал в нем вкус того продукта, какого ему хотелось. Однако, ман не оставался на утро. Только в пятницу, перед Шабатом, выпадала двойная порция мана – одна на сегодня, вторая на Шабат. Бог хотел узнать, хватит ли людям выдержки получать только дневную порцию, не будучи уверенными, выпадет ли ман завтра. Сорок лет учились евреи верить в то, что Бог «даст день, даст и пищу». Сегодня это значит: надо трудиться честно, сколько можешь, надо работать, чтобы прожить. Но там, где кончаются твои возможности, неожиданно является помощь свыше.
Дарование Торы у горы Синай произошло в 1310 году до нашей эры, в субботу, и стало ключевой точкой отсчета истории еврейского народа. Моисей, Аарон и его сыновья взошли на гору Синай: сыновья остались у назначенного рубежа, затем остановился Аарон, а Моисей поднялся к вершине, к огненному облаку, скрывавшему Шехину – Божественное присутствие. Моисей пробыл там сорок дней и ночей, получая от Всевышнего всю Тору со всеми законами.
Когда Всевышний простил народ за грех с золотым тельцом, Моисей спустился с горы Синай. В тот же день Моисей начал обучать Аарона и весь народ Торе, полученной им на горе от Бога. Это обучение проходило следующим образом: сначала Моисей объяснял каждый закон Аарону. Затем приходили сыновья Аарона, и Моисей повторял этот закон для них (в присутствии Аарона), а потом еще раз – для всех старейшин, и, наконец, четвертый раз – для всего народа. После этого Моисей отходил, а Аарон еще раз обучал этому закону своих сыновей, старейшин и весь народ, – и так проходило изучение Торы изо дня в день.
Аарон был избран Всевышним на роль первосвященника, с тех пор стали все его потомки называться коэнами – священниками – и получили право служить Всевышнему в Иерусалимском Храме.
Наконец еврейский народ подошел к границам Святой земли. По настоянию народа, вперед были отправлены 12 разведчиков, чтобы «высмотреть» землю. Разведчики, вернувшиеся после обхода страны Ханаан, отговорили сынов Израиля вступать в эту землю. 10 из 12-ти разведчиков пугали своих соплеменников силой населяющих Ханаан племен, всячески порочили эту землю в глазах людей и заявляли, что евреям не удастся захватить ее. Напуганные евреи подняли плач – ведь в их глазах весь поход к Святой Земле оказывался теперь бессмыслен. Это событие вызвало гнев Всевышнего. Господь сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» Всему народу был вынесен приговор: кроме двух верных разведчиков, никто из поколения Исхода не войдет в землю Израиля, поскольку это старое поколение, воспитанное в Египте, недостойно наследовать обетованную землю. Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не удостоится милости войти в обетованную землю. Весь народ был обречен скитаться по пустыне еще 39 лет, пока не смениться все поколение. А этот день стал впоследствии одной из самых печальных дат еврейской истории.
Пустыня для евреев была школой не только физического, но и нравственного воспитания.
Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Живя среди «жестоковыйного», маловерного и неблагодарного народа, не удивительно, что, наконец, и сам Моисей на некоторое время поколебался в когда-то святой и несокрушимой надежде на помощь Божию. Он должен был вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением народа сложить свои кости в пустыне. Господь сказал: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Новое поколение должен был вести и новый вождь. Моисей провел перепись и узнал, что народ израильский насчитывает шестьсот одну тысячу семьсот тридцать мужчин. По повелению Божию, своим преемником Моисей назначил Иисуса Навина, верного соратника и храброго военачальника.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Исход на юг

Челышев Евгений Петрович
Статья посвящена исходу Русской армии П.Н. Врангеля из Крыма и представляет собой сравнительный анализ литературных источников – свидетельств современников и мемуаров очевидцев и участников крымской катастрофы
Читать PDF
0.00 байт

Исход на юг

Челышев Евгений Петрович
Статья посвящена судьбе русских эмигрантов в период после Галлиполи. Основные направления деятельности эмигрантских кругов 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Исход на юг

Челышев Евгений Петрович
В статье дан анализ литературных источников – свидетельств современников и мемуаров очевидцев и участников крымской катастрофы и галлиполийского периода русской эмиграции.
Читать PDF
0.00 байт

Исход на Юг

Челышев Евгений Петрович
Статья посвящена судьбе деятелей культуры, искусства и спорта из числа русских эмигрантов в период их пребывания в Турции. Дан краткий очерк культурной жизни русской эмиграции в Константинополе в 1920-е годы.
Читать PDF
0.00 байт

Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов

Федяев А. П.
Автор доказывает, что Исход состоялся в 1402 году до н.э.
Читать PDF
0.00 байт

Исход русских из Китая (по воспоминаним русских австралийцев)

Каневская Г. И.
Автор анализирует последние годы (1945-1960) существования русской эмиграции в Китае и вводит в научный оборот материалы, касающиеся причин и процесса исхода русских из страны.
Читать PDF
0.00 байт

Начался массовый исход россиян из Туркмении

Панфилова Виктория
"Независимая газета", М., 12 мая 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на монографию В. И. Хрисанфова «Российский ”исход“: мифы и реальность»

Турыгина Наталья Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

“завещание” митрополита Константина i Киевского и канон “на исход души”

Виноградов Андрей Юрьевич, Желтов Михаил Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

«Исход» из России: первая волна эмиграции

Зеленин Алексей Анатольевич, Леухова Мария Геннадьевна
В статье содержится анализ эмиграции из России, которая была вызвана революциями 1917 г. и Гражданской войной (1918 - 1922 гг.).
Читать PDF
0.00 байт

Исход согдийцев: начало миграции и колонизации восточных территорий

Рахимов Набиджон Турдиалиевич
В статье рассматриваются причины и начало миграции жителей древнего Согда в конце IV в. до н.э. Автор кратко описывает ход завоевания Средней Азии Александром Македонским и его последствия.
Читать PDF
0.00 байт

«Великий исход»: процессы массового переселения нижегородских татар-мишарей в XVII-XVIII вв

Хайретдинов Дамир Зинюрович
Статья посвящена процессам массового переселения в восточном направлении нижегородских татар-мишарей (нижгар) в эпоху первых Романовых.
Читать PDF
0.00 байт

Исход и возвращение: русско-болгарские хроники моей семьи

Красноскулов Владимир Феодосиевич
Читать PDF
0.00 байт

"великий Исход": тяготы вынужденных переселений из западных окраин России в 1914-1916 гг.

Бахурин Юрий Алексеевич
Статья посвящена проблеме следования беженцев и депортируемых из прифронтовой полосы и оккупируемых противником западных окраин Российской империи в ее тыловые губернии.
Читать PDF
0.00 байт

Массовый исход бенгальцев-рохинджа: кто виноват и что делать?

Симония Аида Алексеевна
В статье дается краткая историческая ретроспектива взаимоотношений коренных жителей штата Ракхайн араканцев (ракхайнов) и бенгальцев (рохинджа) с колониального периода.

Похожие термины:

  • Исход, книга

    вторая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книге дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «Эти имена»). Книга описывает события в жизни изра
  • ИСХОД СУББОТЫ

    В древности на И.С. евреи устраивали трапезу, как в субботнюю ночь при встрече Субботы. С наступлением темноты зажигали свечи и по окончании трапезы произносили над ними благословение. К благослов
  • Исход воины

    итог, конкретная военио-политнческая ситуация, сложившаяся в результате войны, во многом определяющая ее историческую роль. И. в., т. е. победа одной из сторон, поражение другой или компромисс, обычн
  • ИСХОД СУББОТЫ (Моцаэй шабат)

    В древности на И.С. евреи устраивали трапезу, как в субботнюю ночь при встрече Субботы. С наступлением темноты зажигали свечи и по окончании трапезы произносили над ними благословение. К благослов