Исида

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИСИДА
в древнеегипетской религии богиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора. Олицетворение супружеской верности и материнства. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Исида
в древнеегипетской религии богиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора – древнеегипетского бога света и Солнца, покровитель власти фараонов, которые считались его земным воплощением. См. Богородица.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ИСИДА
(Изида) — в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, мореплавания, охранительница умерших. Как богиня ветра Исиду представляли в образе соколицы или женщины с крыльями. Изображения Исиды с лодкой в руках олицетворяло ее как владычи-цу речных и морских вод и покровительницу моряков.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Исида
римское понятие. Культ Исиды возник в Египте и впоследствии распространился по всей империи. Исида считалась повелительницей неба и земли, богиней пшеницы и ячменя, отождествлялась с добром и очищением от грехов. Этот культ вошел в моду, когда в 45 г. до н. э. египетская царица Клеопатра побывала в Риме и провела в нем целый год. В этом культе римлян особенно привлекала его древность. Церемонии в честь Исиды были очень торжественными и таинственными.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Исида
египетское божество материнства, сестра и супруга Осириса, владыки мертвых и бога плодородия. Со временем восприняла черты богини случая - Тихе, богини плодородия - Деметры и богини Луны - Гекаты (покровительницы колдунов). Почиталась, как управляющая человеческой судьбой, имела характер мистического культа. В древнейшее время изображалась с иероглифом ее имени - тронообразным венцом - на голове, а с эллинистической эпохи чаще с коровьими рогами и лунным диском между ними.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ИСИДА
греч. Isis) - одна из важнейших богинь др.-егип. пантеона, считалась супругой и сестрой бога царства мертвых Осириса и матерью Гора. В др.-егип. Религ. текстах И. в осн. выступает как богиня плодородия, защитница, спасающая от смерти богов и людей. Культ И. был распространен также и в М. Азии, Сирии, в Др. Греции, Др. Риме. Культ И. и Осириса оказал большое влияние на христианство (напр., изображение И. с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери).

Лит.: Матье М. Э., Др.-егип. мифы, М.-Л., 1956; Kees H., Der G?tterglaube im Altea ?gypten, 2 Aufl., В., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Исида
в мифах древних египтян богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ Исиды пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. Исида - сестра и жена Осириса. Мифы об Исиде тесно переплетены с сюжетами мифов об Осирисе. После убийства Осириса Сетом она находит тело мертвого мужа, погребает его и, зачав от мертвого Осириса, становится матерью Гора, который, как только вырастает, вступает в поединок с убийцей своего отца. Она помогает сыну в его борьбе за власть. Исида научила людей жать, растирать зерна (ее отождествляют с богиней плодородия). Сохранилось большое число статуэток Исиды. Обычно ее изображали с младенцем Гором на руках; образ богоматери с младенцем восходит к иконографическому образу Исиды с младенцем Гором.

Источник: Исторический словарь

Исида
(егип., греч.), егип. божество материнства, изображавшееся в человеч. облике, в древнейшее время — почти всегда с иероглифом ее имени — тронообразным венцом — на голове, в эллинистич. эпоху чаще с коровьими рогами и лунным диском. В мифах об Осирисе И. — сестра и супруга Осириса, пытавшаяся спасти и защитить от Сета его тело. После воскресения Осириса И. зачала от него Гора. Она связана со многими богинями, восприняла от иконографии Хатхор коровьи рога и солнечный диск. В последние столетия до н. э. центром ее культа были Филы в Египте. Популярность этой богини, управлявшей человеч. судьбой, была так велика, что она почиталась и за пределами Египта, во всей Римской империи. При этом, однако, у нее появляется столько новых черт, что эллинистич. И. почти ничего общего не имеет с др.-егип. Она воспринимает черты Тихе (богини случая), Деметры и Гекаты и сливается с Кибелой. С 4 в. до н. э. появляется мистич. культ И., позднее описанный Апулеем. Ее культ объединяется с культом Сараписа. В Риме общины ее почитателей вначале преследовались; Калигула первым воздвиг ей храм под именем И. Кампейской.
        
        рис. Исида. Статуя эллинистического времени (Рим).

Источник: Словарь античности. 1989

ИСИДА
в егип. миф. богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореп-лавания. Культ И. пользовался широкой популярн. в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-рим. мире ее назыв. «та, у к-рой тысяча имен». И. — дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертв. Осириса, родила сына Гора, к-рый должен был отомстить Сету. Первонач. И. почиталась в сев. части дельты Нила и центром ее культа был г. Буто. Она, вероятно, олицетв. небо, и само ее имя (егип. Исет — «трон», «место») намекало на рожд. ею солнеч. бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в р-не Буто рыбаки. Согл. мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты»). Как богиня неба И. изображ. в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольск. пантеона, т.н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классич. образе супруги и помощницы Осириса. Почит. И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соотв. ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожд. царей («Сказка о Хуфу и чародеях»). Ни одно егип. божество (за исключ. Сераписа) не получило такой широкой популяр. в греко-рим. мире, как И. В 4 в. до н.э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н.э. на о-ве Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и др. местах Греции. В Италии культ И. распростр. начиная со 2 в. до н.э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневенте и др. городах. Имеются памятники, свидет. о культе И. в Галлии, Испании, Британии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИСИДА
   • Isis,
         ?I???, египетская богиня, которая за пределами Египта нашла большой круг поклонников. Ее значение, культ и миф о ней подверглись разнообразным изменениям вследствие азиатского и греческого влияния. Сначала она представлялась египтянину олицетворением Нильской области, оплодотворяемой Осирисом, нильским богом. Осирис — ее супруг, убитый Тифоном и оплакиваемый И., которая ищет его: это Нильская страна, жаждущая благодатной влаги. Благодаря иноземному влиянию Осирис стал богом солнца, а И. богиней рогатой луны, а так как луна у древних считалась животворящею силою, которая рождает и питает растения, животных и людей, то И. стала богиней, ниспосылающей жизнь и плодородие, и наконец, наравне с греческой Деметрой, Персефоной и Гекатой, была включена в число божеств подземного мира; она стала царицей последнего и судьею мертвых; в ее руках ключ от подземного мира. Как царица преисподни, И. шлет на землю грезы и призраки и действует на человеческий мир то благодатно, то гибельно; она исцеляет больных, помогает при родах, но с другой стороны, она наказывает слепотой и другими телесными недостатками. Таким образом, круг ее деятельности совпал с деятельностью Деметры, Персефоны, Артемиды, Афины, Геры, Гекаты, Немесиды, Тихи и др., с которыми она часто смешивалась. Со времен Александрийской эпохи она сделалась также богинею моря, которая, как говорили, изобрела парус, повелевала ветрами и спасала от бурь. Как Деметра она вошла в число божеств нравственного порядка и стала законодательницей (??????????) и покровительницей брака; она учреждает и охраняет государства, она также устанавливает религию и именно мистерии, в которых она сама была предметом поклонения. Таким образом, простая богиня Нильской долины мало-помалу получила всеобъемлющее значение, стала божеством, власть которого охватывает небо и землю. Вот почему позднейшие философы истолковывали ее как основную сущность мира, лежащую в основе как всех единичных людей, так и в жизни богов. «Я, — говорит И. у Апулея (met. 11, 5, р. 241), — мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле подвластны небо, море и подземный мир, я та, единую сущность которой чтит весь мир под многими образами, под изменяющимися именами и в различных значениях: древнейший народ фригийцев чтит меня под именем пессинунтской матери богов, автохтоны Аттики — кекропической Минервы, киприйцы — пафосской Венеры, критяне — Дианы Диктинны, сикулы — стигийской Прозерпины, жители Элевсины — древней богини Цереры, другие — Юноны, Беллоны, Рамнусии, Aethiopes Arique priscaque doctrina pollentes Aegyptii caerimoniis me propriis percolentes appellant vero nomine reginam Isidem» (cp. Hdt. 2. 42). Уже во времена Геродота культ богини вышел за пределы Египта, он проник, напр., в Кирену. Со времени Александра Великого служение ей распространилось во всех землях, населенных греками. В Рим проникло оно, говорят, во времена Суллы и, изгоняемое несколько раз отсюда, достигло в эпоху императоров всеобщего значения во всем государстве. Ее культ состоял в очищениях, религиозных процессиях, в таинственных обрядах, нередко злоупотреблявших чувственными наслаждениями. Греки и римляне совершали обыкновенно, когда море снова становилось доступным для плавания, торжественную процессию и 5 марта (navigium Isidis) приносили в жертву Исиде корабль. Сюда относится известие (Tac. Germ. 9) о дунайских свевах: Isidi sacrificant, причем естественно нужно предположить какое-нибудь германское божество, имени которого мы не знаем. Гримм предполагает, что это Гольда или Берхта. Ее жрецы распадались на различные классы и степени и были подчинены строгому образу жизни; они имели тонзуру и носили полотняные одежды. Hdt. 2, 36. 37. Греческое искусство изображало И. наподобие Геры; ее атрибуты — змея, рог изобилия, колосья, лотос, месяц и рога, наконец, систр (музыкальный инструмент).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ИЗИДА, или ИСИДА

    египетская богиня, которой, впрочем, поклонялись и в других странах. Египтяне поклонялись ей как богине Луны и супруге Осириса. Культ Изиды при Сулле проник в Рим, где он отличался чувственным отте