Исидор, митрополит всея Руси

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Исидор, митрополит всея Руси

— митрополит всея Руси, умер в 1472 г. или в 1463 г. Родом грек или болгарин, он в 1437 г. рукоположен был в Царьграде патриархом Иосифом на русскую митрополию. Хотя у великого князя был свой кандидат, рязанский владыка Иона, но все же Исидор был принят в Москве. Новый митрополит московский и всея Руси еще ранее, в сане игумена, принимавший участие в посольстве от императора Иоанна к Базельскому собору, имел поручение склонить русских к принятой греками на соборе унии; сам он готов был на унию как грек патриот, ибо был убежден, что благодаря ей греки получать достаточные средства для отражения турок. В Москве Исидор выразил желание отправиться на собор, созванный папою и императором для соединения церквей. Великий князь противился такому желанию, но, наконец, уступил митрополиту, взяв с него клятву, что он "ничто странна и чюжа" не принесет от латинян и крепко будет стоять за православие. Но уже в Юрьеве (Дерите) Исидор поклонялся прежде "крыжу ляцкому", а потом уже православным крестам, и, проводив первый до костела, православных крестов не провожал. На соборе сначала в Ферраре, а потом во Флоренции Исидор был явно на стороне латинян. Добившись нескольких уступок, латиняне и державшие их сторону православные поспешили составить соборное определение, чтобы только считать этот собор состоявшимся. Исидор получил от папы сан кардинала и звание "легата от ребра апостольского" для всех северных стран. На возвратном пути в Будине, Кракове и Львове он объявлял о соединении церквей и совершал литургии в латинских храмах; зиму провел в Киеве, где от князя Олелька Владимировича получил грамоту на все митрополичьи отчины и доходы. В Москве, куда он вернулся весной 1441 г., перед ним несли латинский крест, и это всех изумило. На первой же литургии, которую совершал митрополит, на эктениях "место восточных патриархов поминали папу Евгения; по окончании службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского собора. Все от изумления безмолвствовали; но сам великий князь выступил с обличительным словом: он назвал Исидора волком-хищником, лже-пастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудовом монастыре и созвал собор из епископов для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений. Последние признаны были противными древнему православному учению; Исидора было решено склонять к раскаянию и исправлению (в одной летописи говорится даже, что он будто бы осужден был на сожжение), но напрасно; из заключения он успел бежать в Тверь, где великий князь Борис сначала хотел его задержать, но вскоре отпустил и Исидор чрез Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов. Известия русских летописей об Исидоре оканчиваются заявлением, что в Риме он "нигде же пристанища не имел"; умер там же по одним известиям в 1472 г., по другим 14 марта 1463 г.


Полн. собр. рус. лет., II, 354; ІII, 112; IV, 122, 210—212; V, 29, 30, 267; VI, 151—169, 319; VII; 163; VIII, 100, 109, 122; "Др. Росс. Вивл.", т. VI, Sylv. Syropuli, "Vera historia unionis non verae", Hagae, 1660; Макарий, "Ист. русск. цер.", т. IV.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Исидор, митрополит всея Руси
Исидор (ум. 1462 г.) – митрополит всея Руси, автор писем на греческом языке и послания правителям г. Холма. Грек по происхождению, И. был до 1437 г. игуменом монастыря св. Дмитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский собор католической церкви, где было принято решение о созыве специального собора для объединения греко-православной и католической церквей. В 1437 г. константинопольский патриарх назначил И. митрополитом Киевским и Московским. Рассказы о пребывании И. на Руси, составленные при его преемнике митрополите Ионе, отражают тенденции более позднего периода, когда русская церковь порвала связи с Константинополем. Судя по новгородским, псковским и наиболее ранним общерусским летописным сводам назначение И. не вызвало первоначально никаких возражений со стороны Василия II и других русских князей. И. приехал на Русь весной 1437 г. и исполнял свои святительские обязанности в Москве (полгода), Новгороде и Пскове (более трех месяцев), а затем отправился на Ферраро-Флорентийский собор, на котором был одним из активнейших сторонников унии 1439 г. В 1440 г. И., в сане кардинала, вновь приехал на Русь, но здесь уния была отвергнута и И. вынужден был уехать. Обстоятельства этого отъезда не вполне ясны. Митрополичий свод 1456 г., читающийся в Летописи Софийской I младшей редакции, не содержит никаких известий о возвращении И. из Флоренции и его отъезде из России в 1440–1441 гг. Нет их и в Слове похвальном Борису Александровичу Тверскому инока Фомы (около 1453 г.), где описывается поездка тверского посла на Флорентийский собор. Наиболее ранние известия об этом читаются в Летописи Новгородской младшего извода под 6950 (1442) г. – здесь повествуется, что, когда Василий II услышал от Исидора «вещий много не по обычаю Рускыя земля», то «повеле ему жити в монастыре и приставом повеле стрещи его, он же избеже в Тферь и оттоле в Литву». В великокняжеском своде начала 70-х годов, дошедшем в летописях Никаноровской и Вологодско-Пермской, под 6948 (1440) г. сообщается, что Василий Темный после «обличения» Исидора «посади его в монастыре у Чюда, он же седе ту лето все», а осенью «убежа с Москвы ко Тфери, а оттоле в Литву, да к Риму». Но известие об «обличении», заточении и изгнании И. сразу после возвращения опровергается документальным источником – московско-тверским договором, составленным после войны с «царем» (Улу-Мухаммедом) в 1439 г. и, следовательно, после возвращения Исидора из Флоренции: договор заключен «по благословению отца нашего Исидора, митрополита Киевского и всея Руси» (Договорные и Духовные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950, № 37). Если обстоятельства отъезда И. не имели такого характера бегства, как они обычно представляются, то весьма вероятным становится предположение, что греческие рукописи, вывезенные им из Москвы, были взяты митрополитом не в 1437 г., когда он отправлялся в Италию и должен был вернуться, а в 1441 г.
После разделения русской митрополии в 50-х гг. западнорусским митрополитом стал сподвижник И. Григорий, И. получил епархию в Италии. В связи с тем что византийский император также отказался от признания унии, И. ездил в Константинополь в качестве папского посла и провозглашал «духовный мир» между греко-православной и католической церковью. И. был участником обороны Константинополя в 1453 г., но ему удалось избежать плена. Последние годы жизни И. провел в Италии, где в 1458 г. получил номинальный сан патриарха Константинопольского.
И. был широко образованным человеком с гуманистическими интересами, но едва ли владел русским языком; единственный памятник на русском языке, написанный им или от его имени, – послание правителям западнорусского г. Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы, написанное в 1440 г. (предположение о связи этого послания с борьбой между сторонниками и противниками унии представляется сомнительным). Послание напечатано О. М. Бодянским. Среди греческого литературного наследия И. – письмо о падении Константинополя 1453 г. и ряд других писем, а также записи на книгах, сохранившихся и в советских рукописных хранилищах.
Изд.: Бодянский О. М. О поисках манускриптов в Познанской библиотеке // ЧОИДР, 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12–16; PG, t. 159, col. 953–954; Gill J. Isidor’s Encyclical Letter from Buda// Miscellanea in honorem cardinalis Isidori. Analecta Ordinis S. Basilii Magni IV (X). Roma 1963; Mercati G. Scritti d’Isidore il cardinale Ruteno. Roma, 1926 («Studii e Testi», 46).
Лит.: Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912, кн. 1, с. 48–142; Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz in der russischen Kirche. W?rzburg, 1938; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959, т. 1, с. 350–358; Рамм Б. Я. Папство и Русь в X–XV вв. М.; Л., 1959, с. 225–243; Gill G. 1) The Council, of Florence. Cambridge, 1959; 2) Personalities of the Council of Florence and other essays. Oxford, 1964, p. 65–78; Фонкич Б. Л. 1) Московский автограф митрополита Исидора // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник за 1974 г. М., 1975, с. 14–15; 2) Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977, с. 10–23.
Доп.: Древнерусский текст грамоты Флорентийского собора 1439 г. / Предисл. и подг. текста А. Данти. Флоренция, 1971; Аlеf G. Muscovy and the Council of Florence // Slavic Review. Seattle; Wash., 1961, t. 20 (Rulers and Nobles in XVI Century Muscovy. Variorum Reprint, London, 1983, 3); Arrignon J.-P. Les Russes au Concile de Ferrara-Florence // Irenicon, 1974, N 2, p. 188–208.
Я. С. Лурье

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987